ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от 29 ноября 2006 года N 01-830/08-01

[Об организации единого государственного экзамена на
территории субъектов Российской Федерации]



В целях организации единого государственного экзамена на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по введению единого государственного экзамена, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе Рекомендации по разработке положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации.

Руководитель
В.А.Болотов

     

     

Приложение
к письму Рособрнадзора
от 29 ноября 2006 года N 01-830/08-01

     

РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке Положения о государственной экзаменационной
комиссии субъекта Российской Федерации



Положение о государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - Положение о ГЭК) разрабатывается на основании Положения о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002 N 1306, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2002 N 3420) с учетом настоящих Рекомендаций и утверждается государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте по введению единого государственного экзамена.

В Положении о ГЭК определяются цели, порядок формирования и структура государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - ГЭК), ее полномочия и функции, права и обязанности членов, а также порядок организации работы. Структуру ГЭК и распределение полномочий и функций рекомендуется конкретизировать с учетом особенностей схемы проведения ЕГЭ, реализуемой в субъекте Федерации.

1. Общие положения


Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации (далее - ГЭК) создается в целях:

организации подготовки и проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ);

обеспечения соблюдения прав выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений (далее - выпускники) и поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования (далее - поступающие) при проведении ЕГЭ.

ГЭК в своей работе руководствуется:

законодательством Российской Федерации;

Положением о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002 N 1306, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2002 N 3420);

Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 03.12.99 N 1075, зарегистрирован Минюстом России 17.02.2000 N 2114, с изменениями и дополнениями от 16.03.2001, от 25.06.2002, от 21.01.2003);

Положением о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальном листе "За отличные успехи в учении" (приказ Минобразования России от 03.12.99 N 1076, зарегистрирован Минюстом России 17.02.2000 N 2113, с изменениями от 06.05.2000);

Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (приказ Минобразования России от 14.01.2003 N 50, зарегистрирован Минюстом России 06.02.2003 N 4188, с изменениями от 09.02.2004);

Порядком приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.12.2002 N 4304, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2003 N 4169);

приказом Минобразования России от 31.03.2003 N 1287 "Об утверждении формы свидетельства о результатах единого государственного экзамена" (зарегистрирован Минюстом России 23.04.2003 N 4442);

другими нормативными правовыми актами Минобрнауки России по вопросам организации и проведения ЕГЭ;

индивидуальными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ЕГЭ;

нормативными правовыми актами и инструктивными документами субъекта Российской Федерации по вопросам организации и проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации.

2. Состав и структура ГЭК


В состав ГЭК, как правило, включаются представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - субъекта Федерации), органов управления образованием различных уровней и общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - соответственно ссузы и вузы) в соотношении, обеспечивающем представительство всех заинтересованных сторон.

Количественный состав ГЭК рекомендуется устанавливать не более 20-30 человек.

Персональный состав ГЭК утверждается приказом Рособрнадзора по представлению органа управления образованием субъекта Федерации.

ГЭК своим решением может создавать подкомиссии (территориальные, по общеобразовательным предметам (предметные) и др.)*. Функции, состав, полномочия и сроки работы подкомиссий определяются в Положении о ГЭК или устанавливаются отдельными положениями о соответствующих подкомиссиях. Порядок формирования и деятельности подкомиссий по общеобразовательным предметам (предметных комиссий), как правило, устанавливается отдельными положениями, утверждаемыми органом управления образованием субъекта Федерации.

________________

* Не допускается создание отдельных подкомиссий ГЭК для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и для организации и проведения вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ.


Состав и порядок работы ГЭК доводятся до сведения выпускников, поступающих, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее чем за 1 месяц до начала проведения ЕГЭ.

3. Полномочия и функции ГЭК

3.1. ГЭК осуществляет деятельность в период подготовки, проведения и подведения итогов проведения ЕГЭ в субъекте Федерации.

Срок полномочий ГЭК составляет один год. ГЭК прекращает свою деятельность с момента издания приказа Рособрнадзора о создании ГЭК субъекта Российской Федерации для проведения ЕГЭ в субъекте Федерации в следующем году.

3.2. ГЭК в рамках эксперимента по введению ЕГЭ выполняет следующие задачи:

организует и координирует работу по подготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта Федерации;

обеспечивает установленный порядок проведения ЕГЭ на территории субъекта Федерации в период проведения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в ссузы и вузы;

обеспечивает соблюдение прав выпускников и поступающих, участвующих в ЕГЭ;

организует информирование выпускников, поступающих, их родителей (законных представителей), общественности об условиях и порядке проведения ЕГЭ в субъекте Федерации, о правах и обязанностях выпускников и поступающих, о ходе и результатах проведения ЕГЭ.

3.3. В рамках подготовки и проведения ЕГЭ ГЭК проводит следующую работу:

согласует решение органа управления образованием субъекта Федерации об участии в ЕГЭ в период государственной (итоговой) аттестации:

выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;

выпускников общеобразовательных учреждений прошлых лет,

выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

содействует созданию региональной базы данных выпускников и поступающих, сдающих ЕГЭ, и осуществляет контроль за своевременностью формирования списков выпускников и поступающих по каждому общеобразовательному предмету;

согласует с органом управления образованием субъекта Федерации, с ссузами и вузами количество и место расположения пунктов проведения ЕГЭ (далее - ППЭ), в том числе для выпускников общеобразовательных учреждений, расположенных в труднодоступных и/или отдаленных местностях, а также пунктов первичной обработки информации (далее - ППОИ) в соответствии с требованиями, определенными в инструкциях;

определяет категории лиц, из числа которых утверждаются руководители ППЭ, и состав организаторов ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету, согласует предложения органов управления образованием, ссузов и вузов по их персональному составу;

принимает решение по представлению органа управления образованием субъекта Федерации, совета ректоров вузов и совета директоров ссузов о персональном составе, сроках и месте работы предметных комиссий;

назначает и направляет своих уполномоченных представителей в ППЭ, ППОИ, РЦОИ для осуществления контроля в порядке надзора за соблюдением установленной процедуры проведения ЕГЭ. (Порядок назначения, функции, права и обязанности уполномоченных представителей ГЭК определяются в Положении о ГЭК либо в отдельном положении, утверждаемом органом управления образованием субъекта Федерации.);

обеспечивает соблюдение установленного порядка проверки экзаменационных работ выпускников и поступающих, а также своевременную передачу результатов проверки в региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ) и в организацию, осуществляющую на федеральном уровне организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ;

направляет в РЦОИ и в организацию, осуществляющую по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ на федеральном уровне, информацию о решениях конфликтной комиссии по результатам рассмотрения апелляций для внесения необходимых изменений в протоколы результатов ЕГЭ;

осуществляет иные функции в соответствии с Положением о ГЭК.

3.4. ГЭК рассматривает результаты проведения ЕГЭ и принимает решения:

об утверждении результатов проведения ЕГЭ в субъекте Федерации, в том числе измененных по результатам рассмотрения конфликтной комиссией апелляций о нарушениях процедуры проведения ЕГЭ и о несогласии с результатами ЕГЭ. Сведения о соответствующем решении ГЭК об утверждении результатов ЕГЭ (номер и дата протокола) вносятся в свидетельства о результатах ЕГЭ;

об отмене (отклонении) результатов ЕГЭ, выставленных отдельным участникам или группам участников ЕГЭ, при установлении фактов существенных нарушений установленного порядка проведения экзамена, приведших к искажению результатов ЕГЭ. Данное решение является основанием для признания недействительными и аннулирования свидетельств о результатах ЕГЭ;

о допуске к сдаче ЕГЭ в резервный день выпускников и поступающих, не участвовавших в назначенный день в сдаче ЕГЭ по уважительной причине, а также тех, в отношении которых ГЭК принято решение об аннулировании результатов ЕГЭ.

ГЭК направляет информацию о принятых решениях по рассмотрению результатов ЕГЭ с приложением материалов рассмотрения для внесения необходимых изменений в протоколы результатов ЕГЭ в РЦОИ и в организацию, осуществляющую по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ на федеральном уровне.

3.5. ГЭК осуществляет контроль:

за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ на территории субъекта Федерации в период государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в ссузы и вузы, в том числе:

за соблюдением режима информационной безопасности при проведении ЕГЭ;

за своевременностью передачи образовательными учреждениями сведений для формирования региональных баз данных субъекта Федерации;

за соблюдением предметными комиссиями установленных требований по проверке ответов участников ЕГЭ и своевременную передачу результатов проверки ответов в РЦОИ и в организацию, осуществляющую на федеральном уровне организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ;

за своевременным информированием выпускников, поступающих и образовательных учреждений о решениях конфликтной комиссии;

за своевременным оформлением и выдачей свидетельств о результатах ЕГЭ;

за соблюдением установленного порядка хранения материалов и документов ЕГЭ.

3.6. ГЭК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами управления образованием различных уровней, советом ректоров вузов, советом директоров ссузов, образовательными учреждениями, РЦОИ, с организацией, осуществляющей на федеральном уровне организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ.

ГЭК взаимодействует с общественными наблюдателями в целях обеспечения контроля за соблюдением установленной процедуры проведения ЕГЭ в период проведения ЕГЭ.

4. Полномочия председателя (сопредседателя) и членов ГЭК


Руководство работой ГЭК осуществляют председатель (сопредседатели) и заместитель(и) ГЭК.

В случае если председателем ГЭК назначается представитель органа исполнительной власти субъекта Федерации, заместителями председателя ГЭК могут быть руководители (заместители руководителей) органа управления образованием субъекта Федерации, совета ректоров вузов, совета директоров ссузов субъекта Федерации.

В случае если председателем ГЭК является руководитель (заместитель руководителя) органа управления образованием субъекта Федерации, сопредседателями могут быть назначены руководители (заместители руководителей) совета ректоров вузов и совета директоров ссузов субъекта Федерации.

Председатель (сопредседатели) ГЭК осуществляет общее руководство работой ГЭК, определяет график ее работы, распределение обязанностей между членами ГЭК, ведет заседания ГЭК, утверждает рабочую документацию, контролирует исполнение решений ГЭК.

Заместитель(и) председателя ГЭК обеспечивает координацию работы членов ГЭК, подкомиссий, готовит проекты документов, выносимых на рассмотрение ГЭК, осуществляет контроль за выполнением графика работы ГЭК, в отсутствие председателя (сопредседателей) ГЭК выполняет его обязанности.

Руководитель подкомиссии осуществляет руководство и организует работу подкомиссии в соответствии с ее компетенцией, докладывает о ходе и результатах работы подкомиссии на заседаниях ГЭК.

Председатель (сопредседатели), его заместитель(и), руководители подкомиссий, члены ГЭК несут ответственность за соответствие деятельности ГЭК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов.

Ответственный секретарь и технический секретарь организуют делопроизводство ГЭК и несут ответственность за его ведение и сохранность документов.

Член ГЭК вправе:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»