Разработка и производство отечественной электронной компонентной базы может осуществляться по нескольким вариантам.
Первый вариант предусматривает создание льготного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций и обеспечения внебюджетных вложений в разработку и производство электронной компонентной базы.
В этом случае инвестиционная активность частного капитала будет направлена в основном на достижение высокой рентабельности производства и выпуск продукции с ее гарантированным сбытом. Однако при этом важнейшие стратегические направления развития электронной компонентной базы - разработка и производство радиационно стойких и твердотельных изделий сверхвысокочастотной электронной техники останутся без инвестиционной поддержки и практически не будут развиваться, а следовательно, не смогут продолжаться работы в области космонавтики, навигации, авионики и связи, управления атомными объектами. Ущерб составит сотни миллиардов рублей ежегодно.
Второй вариант предусматривает использование государственных кредитов на строительство конкретных небольших производств электронной компонентной базы. В этом случае невозможно финансирование первоочередных работ по основным направлениям развития микроэлектронной техники, в результате чего будут решены только частные проблемы.
Этот путь потребует от государства жесткого управления в этой области и неминуемо приведет к падению активности частного капитала.
Третий вариант предусматривает создание системы бюджетного финансирования в рамках подпрограммы без привлечения инвестиционных средств на модернизацию действующих и создание новых производств. В этом случае будет наблюдаться процесс успешного развития научного и технологического базиса, однако в связи с устаревшей производственной базой не будет обеспечено производство современной микроэлектронной продукции с требуемыми характеристиками.
Такой вариант уже реализовывался в 90-х годах прошлого столетия и привел к снижению уровня отечественного производства по сравнению с мировым. Именно в сфере производства наше отставание наиболее заметно.
Четвертый вариант предусматривает создание системы бюджетного финансирования в рамках подпрограммы с привлечением инвестиционных средств. В этом случае остается в стороне инициатива частных предпринимателей и организаций, работающих в электронной промышленности, поскольку именно они значительно снижают бюджетную составляющую и рачительно управляют финансовыми ресурсами.
Пятый вариант предусматривает создание системы государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках подпрограммы с использованием внебюджетных средств и привлечением инвестиций на реконструкцию действующих и создание новых производств электронной компонентной базы. Этот путь - сочетание всех указанных мер при координирующей роли подпрограммы. Он позволит в конечном счете минимизировать бюджетные вложения и оптимизировать усилия по созданию в стране современного производства электронной компонентной базы.
Эта модель развития основана на принципах тесного взаимодействия государства и частного бизнеса, в том числе и зарубежного, что позволяет эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов и использовать различные преференции и инициативу частных собственников в развитии электронной отрасли.
Нагрузка на бюджет при этом может быть существенно снижена за счет повышения уровня внебюджетного финансирования - собственных средств организаций и их иностранных партнеров, коммерческих кредитов и инвестиций.
Однако повышение уровня внебюджетного финансирования развития отрасли не может произойти скачкообразно. Частные инвестиции в российскую электронную промышленность еще длительное время будут рискованными.
К реализации таких проектов государству необходимо привлекать под государственные гарантии не только отечественных инвесторов, но и авторитетных зарубежных партнеров.
Партнерство с зарубежным бизнесом является определяющим, так как именно зарубежные фирмы и предприятия являются лидерами этого направления. Только они обладают необходимыми технологиями и опытом организации этого вида производства, а также владеют методами их эффективной коммерческой эксплуатации.
При этом государству отводится важнейшая роль в решении таких проблем, как выстраивание системы государственно-частного партнерства, содействие бизнесу при организации инфраструктуры рынка электронной отрасли, развитие международных кооперационных связей, продвижение продукции отрасли на мировые рынки, развитие производственных мощностей российской электронной компонентной базы, обеспечение гарантированного рынка государственных закупок, подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в этой области.
Основные показатели эффективности реализации вариантов подпрограммы приведены в приложении N 7.
Анализ указанных вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным является пятый вариант, который реализуется с минимально возможным риском.