31. Строки 301 и 305 заполняют все организации вне зависимости от того, отгружали они инновационные товары, выполняли работы, услуги инновационного характера в отчетном году или нет.
Под инновационными товарами, работами, услугами понимаются товары, работы, услуги, которые в течение последних трех лет подвергались разной степени технологическим изменениям.
32. В разделе 3 строки 301-304 заполняются только организациями, осуществляющими виды деятельности, приведенные в пояснениях по строке 301 формы, строки 305-306 - организациями, осуществляющими виды деятельности, приведенные в пояснениях по строке 305 формы.
33. По строкам 301-307 отражается объем отгруженных или отпущенных в порядке продажи, а также прямого обмена (по договору мены) товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в фактических отпускных ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей. Данные приводятся по тому виду деятельности, который является для данной организации основным и соответствует видам деятельности, приведенным в пояснениях к строкам, соответственно, 301 и 305.
При заполнении данных об объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг необходимо руководствоваться Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения в части формы N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", утвержденным постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50 с дополнениями и изменениями, утвержденными постановлением Росстата от 30.11.2005 N 94.
34. В графе 4 из общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами выделяется объем товаров (работ, услуг), экспортируемых за пределы Российской Федерации во все страны мира, включая государства СНГ и страны Балтии, в графе 5 из графы 4 - товары (работы, услуги) экспортируемые в страны СНГ.
Товары (работы, услуги), поставляемые на экспорт, включаются по контрактным ценам, пересчитанным по курсу рубля, котируемому Центральным банком Российской Федерации на дату отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), без НДС, акцизов, экспортных пошлин и аналогичных обязательных платежей.
35. По строке 302 приводится объем инновационных товаров, работ, услуг, т.е. товаров, работ, услуг, подвергавшихся в течение последних трех лет разного рода технологическим изменениям (в результате осуществления продуктовых и процессных инноваций).
Данные по строке 302 равны сумме данных, указанных в строках 303, 304.
36. По строке 303 отражается объем отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, вновь внедренных (в т.ч. принципиально новых) или подвергавшихся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет. Для данных товаров, работ, услуг область применения (использования), эксплуатационные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, а также состав применяемых материалов и компонентов новые или в значительной степени отличающиеся в сравнении с ранее выпускавшимися товарами, работами, услугами. Определение данных товаров, работ, услуг соответствует понятию технологически новых продуктов в составе продуктовых инноваций, представленному выше в общих положениях настоящего Порядка.
Вновь внедренными (новыми) являются товары, работы, услуги, которые по своим характеристикам или направлениям использования существенно отличаются от товаров, работ, услуг, производившихся организацией ранее. Такие товары, работы, услуги, как правило, основаны на новых (в т.ч. принципиально новых) технологиях либо на сочетании новых с применением существующих технологий. Примером таких инноваций (радикального типа) могут служить первые микропроцессоры и цифровые фотоаппараты, при производстве которых использовались новые технологии. Первый портативный МР3-плейер, который сочетал существующие стандарты на программное обеспечение и миниатюрные жесткие диски, стал новым продуктом, при производстве которого комбинировались существующие технологии. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.
Значительные технологические изменения в существующих товарах, работах, услугах могут производиться с помощью изменения материалов, компонентов и других характеристик, повышающих эффективность. В деятельности по производству автомобилей внедрение антиблокировочных тормозных систем, систем навигации и других усовершенствований является примером продуктовых инноваций, состоящих из частичных изменений или дополнений к некоторым из многих интегрированных технических подсистем. Использование "дышащих" тканей в производстве одежды является примером продуктовых инноваций, связанных с использованием новых материалов, повышающих эффективность продукта.
В графе 6 из графы 3 приводятся данные об инновационных товарах, работах, услугах (вновь внедренных или значительно усовершенствованных), которые являются одновременно новыми для рынков сбыта отчитывающейся организации. Это могут быть инновационные товары, работы, услуги, новые для организации по профилю, уровню сложности или другим характеристикам, и позволяющие организации выйти на новые для себя рынки сбыта.
37. По строке 304 приводится объем отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, подвергавшихся усовершенствованию в течение последних трех лет. Такие товары, работы, услуги основаны на внедрении новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производства или их совокупности. Примерами новых производственных методов являются запуск нового автоматизированного оборудования на производственной линии или систем компьютерного проектирования для разработки продукции. Как правило, это относится к уже выпускаемым в организации товарам, работам, услугам. Их определение соответствует понятию процессных инноваций, представленному выше в общих положениях настоящего Порядка.
38. Данные по строке 301 могут быть равны или больше данных по строке 302 (или суммы строк 303, 304) за счет объема товаров, работ, услуг, не подвергавшихся изменениям (технологическим, а составе материалов, компонентов и пр.) в течение последних трех лет или изменявшихся незначительно. Имеются в виду незначительные технические или эстетические изменения товаров, работ, услуг, несущественные изменения в технологических процессах. Подобные изменения не оказывают достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящие в него материалы и компоненты.
39. По строке 306 приводится объем инновационных товаров, работ, услуг (из строки 305) технологически новых или усовершенствованных, подвергавшихся разного рода технологическим изменениям в течение последних трех лет.
Имеются в виду услуги, чьи характеристики или способы использования являются принципиально новыми либо значительно усовершенствованными качественно или технологически, путем добавления новых функций или характеристик, значительных улучшений в обеспечении (например, с точки зрения их эффективности или скорости). Среди примеров можно назвать существенное усовершенствование услуг интернет-банкинга (повышение скорости и простоты использования). Примером повышения качества услуги является возможность контакта с поставщиками аутсорсинговых услуг на месте, а не удаленно.
В объем инновационных товаров, работ, услуг организаций сферы услуг включают также услуги, чьи способы производства или передачи являются новыми или значительно усовершенствованными (имеются в виду изменения в оборудовании или организации производства, необходимые как для производства или передачи новых, либо значительно усовершенствованных услуг, так и в целях повышения эффективности производства или передачи уже существующих услуг (работ)). При заполнении строки 306 следует исходить из понятия технологических инноваций в сфере услуг, сформулированного выше в настоящем Порядке,
40. По строке 307 приводятся данные об объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работах и услугах собственными силами с использованием маркетинговых инноваций. Имеются в виду товары, работы, услуги, в отношении которых проводятся существенные изменения в дизайне, упаковке, осуществляется использование новых каналов продаж, продвижение товаров, работ, услуг на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.