____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 апреля 2024 года на основании
приказа Ростехнадзора от 14 февраля 2024 года № 52
____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 02.02.2007 N 01/820-АБ.
______________________________________________________________
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
постановляет:
Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2007 года прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ" (НП-074-06).
Руководитель
К.Б.Пуликовский
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 12 декабря 2006 года N 8
Введены в действие
с 1 июня 2007 года
НП-074-06
Настоящий нормативный документ устанавливает требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ всеми видами транспорта и определяет порядок разработки и утверждения Плана организации работ по ликвидации последствий аварий при перевозке груза радиоактивных материалов в соответствии с требованиями Правил безопасности при транспортировании радиоактивных материалов.
Выпускается впервые*.
________________
* Настоящий нормативный документ разработан авторским коллективом в составе: Букринский A.M., Калиберда И.В., Ковалевич О.М., Слуцкер В.П., Шарафутдинов Р.Б., Шемпелев В.П., Шульгин А.Я. (НТЦ ЯРБ), Плужников И.М., Река В.Я., Уланов С.А. (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).
При разработке учтены предложения специалистов Федерального агентства по атомной энергии, Федерального медико-биологического агентства, Главного командования внутренних войск МВД России, Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России, Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России, Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России, МЧС России, Департамента управления перевозками ОАО "РЖД", ФГУ "Курчатовский институт", ОАО "Мурманское морское пароходство", ГУП МосНПО "Радон", ООО НТЦ "Нуклон".
Разработан на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также рекомендаций МАГАТЭ Safety Guide No. TS-G-1.2 (ST-3) Planning and Preparing for Emergency Response to Transport Accidents Involving Radioactive Material, 2002.
Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 2 февраля 2007 года N 01/820-АБ).
ДДС - дежурно-диспетчерская служба
ПРК - пункт радиационного контроля
РВ - радиоактивные вещества
РМ - радиоактивные материалы
СИЗ - средства индивидуальной защиты
ТУК - транспортный упаковочный комплект
ЯМ - ядерные материалы
1.1. Настоящие правила "Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ" (далее - Правила) разработаны в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии регламентирующими вопросы безопасности при транспортировании радиоактивных материалов и устанавливают:
- требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- порядок разработки и утверждения Плана организации работ по ликвидации последствий аварий при перевозке груза РМ (далее - План работ по ликвидации последствий аварий).
1.2. Настоящие Правила распространяются на планирование и обеспечение готовности к ликвидации аварий при транспортировании РМ, в том числе в составе изделий, всеми видами транспорта и действуют на всей территории Российской Федерации.
1.3. Настоящие Правила не распространяются на планирование и обеспечение готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании:
- РМ при деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
- РМ, являющихся неотъемлемой частью транспортного средства;
- природных материалов и руд, содержащих природные радионуклиды, которые находятся либо в их естественном состоянии, либо были обработаны только для других целей, помимо экстракции радионуклидов, и которые не предполагается перерабатывать с целью использования этих радионуклидов при условии, что удельная активность этих материалов не превышает более чем в 10 раз значения, указанные в Правилах безопасности при транспортировании радиоактивных материалов, или имеют эффективную удельную активность не более 10 Бк/г;
- РМ, удельная активность которых или общая активность груза которых не превышают значений, указанных в Правилах безопасности при транспортировании радиоактивных материалов.
1.4. Настоящие Правила не распространяются на планирование и обеспечение готовности к ликвидации последствий аварий при внутренних (т.е. без выезда на пути сообщения общего пользования) перемещениях РМ по территории предприятий, где эти материалы производятся, используются и хранятся.
2.1. В целях ликвидации последствий аварий, возможных при транспортировании груза РМ, эксплуатирующая организация (грузоотправитель или грузополучатель в случае транспортирования им груза РМ), до осуществления перевозки РМ должна разработать и утвердить План работ по ликвидации последствий аварий с учетом конкретных условий транспортирования и степени потенциальной радиационной опасности, возникающей в результате возможной аварии при транспортировании груза РМ.
Дополнительно должны быть приняты во внимание другие опасные свойства этих материалов или материалов упаковки, а также возможность образования продуктов, обладающих опасными свойствами в результате взаимодействия РМ или материалов упаковок с атмосферным воздухом, водой или воздействия высоких температур или открытого пламени вследствие пожара.
При разработке Плана работ по ликвидации последствий аварий должны быть учтены:
- правила перевозки опасных грузов на конкретном виде транспорта;
- проектные характеристики ТУК, контейнеров, используемых для транспортирования РМ;
- проектные характеристики транспортных средств, используемых для перевозки груза РМ.
2.2. План работ по ликвидации последствий аварий должен предусматривать распределение обязанностей и ответственности между грузоотправителем, грузополучателем, перевозчиком и другими организациями и ведомствами, участвующими в транспортировании РМ, а также координацию их действий по всему маршруту транспортирования РМ с учетом степени опасности возникновения аварийной ситуации.
2.3. В Плане работ по ликвидации последствий аварий должны быть предусмотрены:
- своевременное оповещение об угрозе (факте) аварии с возможными радиационными последствиями компетентных органов исполнительной власти, на чьей территории произошла авария;
- передача текущей информации о развитии аварии и радиационной обстановке в зоне радиационной аварии.
2.4. Планом работ по ликвидации последствий аварий должны быть предусмотрены действия по устранению неисправностей и поломок транспортных средств, не вызывающих воздействия на груз РМ, которые должны устраняться в установленном порядке на каждом виде транспорта с соблюдением требований к обеспечению радиационной безопасности под наблюдением лица, ответственного за сопровождение груза РМ, и (или) с учетом информации, содержащейся на знаках опасности, установленных на грузе и транспортных средствах, а также требований санитарных правил при транспортировании РМ, что должно быть отражено в инструкции сопровождающего персонала.
2.5. К Плану работ по ликвидации последствий аварий должны быть разработаны и приложены соответствующие инструкции и документы (далее - документы). Перечень документов, прикладываемых к Плану работ по ликвидации последствий аварий приведен в приложении 2. Все документы должны быть утверждены эксплуатирующей организацией.
2.6. Планом работ по ликвидации последствий аварий должно быть предусмотрено проведение мероприятий, действий, работ (далее - мероприятий) по аварийному реагированию в случае аварии при транспортировании груза РМ по всему маршруту перевозки. Требования к мероприятиям по обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий приведены в разделе 4 настоящих правил.
2.7. План работ по ликвидации последствий аварий должен быть утвержден эксплуатирующей организацией не позднее, чем за один месяц до транспортирования РМ.
2.8. План работ по ликвидации последствий аварий должен быть согласован с организациями и ведомствами, участвующими в транспортировании РМ и аварийном реагировании в случае возможных аварий с грузом РМ при транспортировании. В приложении 1 приводится список организаций, с которыми рекомендуется согласовывать План работ по ликвидации последствий аварий.
2.9. План работ по ликвидации последствий аварий должен быть обеспечен необходимыми материально-техническими средствами и готов к осуществлению.
2.10. С Планом работ по ликвидации последствий аварий должны быть ознакомлены все структурные подразделения (работники) эксплуатирующей организации, участвующие в мероприятиях аварийного реагирования, при планировании и проведении мероприятий (работ), направленных на обеспечение готовности и ликвидации последствий аварий, возможных при транспортировании груза РМ.
2.11. Разработка нового Плана работ по ликвидации последствий аварий, внесение изменений и дополнений в утвержденный план осуществляются при изменении условий транспортирования груза РМ, по материалам предписаний органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, при введении новой нормативной документации и в случае другой необходимости с учетом требований, изложенных в пункте 2.2. Новый План работ по ликвидации последствий аварий разрабатывается в соответствии с пунктами 2.3.-2.11. настоящих Правил.
3.1. При разработке Плана работ по ликвидации последствий аварий должна использоваться классификация аварий по категориям согласно федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, регламентирующим вопросы безопасности при транспортировании радиоактивных материалов.
3.2. При разработке Плана работ по ликвидации последствий аварий мероприятия при ликвидации последствий аварии должны быть разделены на три фазы:
фаза 1 - "Начальная фаза"; длится от момента возникновения аварии до момента прибытия к месту аварии аварийно-спасательного формирования (специализированной аварийной бригады);
фаза 2 - "Фаза борьбы с аварией"; длится от момента прибытия аварийно-спасательного формирования (специализированной аварийной бригады) к месту аварии до момента восстановления контроля над источником излучения (грузом РМ) и ликвидации последствий аварии;
фаза 3 - "Послеаварийная фаза"; длится от момента окончания работ по фазе 2 и принятия решения о возможности дальнейшей перевозки груза РМ до реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
3.3. В зависимости от категории возможной аварии Планом работ по ликвидации последствий аварий должно быть предусмотрено:
3.3.1. При аварии I категории:
3.3.1.1. Ликвидация последствий аварии персоналом совместно с работниками транспортной организации. Действия персонала, сопровождающего груз РМ, по передаче информации о факте аварии и ликвидации ее последствий должны быть изложены в инструкции сопровождающего персонала, разработанной на основании Плана работ по ликвидации последствий аварий.
3.3.1.2. Ликвидация последствий аварии работниками транспортной организации и (или) сотрудниками органов внутренних дел, прибывшими на место аварии, с учетом информации, содержащейся на этикетках и знаках радиационной опасности на грузе РМ и транспортных средствах (в случае потери дееспособности персонала, сопровождающего груз РМ, или при его отсутствии). Вызов на место аварии представителя эксплуатирующей организации для определения возможности дальнейшей перевозки груза РМ.
Действия работников транспортной организации, выполняемые при отсутствии персонала, сопровождающего груз РМ, должны быть указаны в аварийной карточке.
3.3.1.3. Принятие решения о возможности дальнейшей перевозки груза РМ лицом, сопровождающим груз РМ, а при его отсутствии - представителем эксплуатирующей организации совместно с работниками транспортной организации после приведения транспортного средства и груза РМ в исправное состояние и составления акта об аварии.
3.3.2. При авариях II и III категорий:
3.3.2.1. В "Начальной фазе" (фазе 1) действия, выполняемые лицом, сопровождающим груз РМ, а при его отсутствии - работниками транспортной организации. Действия персонала, сопровождающего груз РМ, при аварии должны быть изложены в инструкции сопровождающего персонала, разработанной на основании Плана работ по ликвидации последствий аварий, действия работников транспортной организации, выполняемые при отсутствии персонала, сопровождающего груз РМ, должны быть указаны в аварийной карточке и включать:
3.3.2.1.1. Немедленное оповещение о факте и месте аварии, времени и категории аварии грузоотправителя, грузополучателя, организации перевозчика, органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, органа управления использованием атомной энергии.
3.3.2.1.2. Принятие необходимых и доступных мер по оказанию первой медицинской (доврачебной) помощи при несчастных случаях, угрозе жизни или переоблучения людей.
3.3.2.1.3. Предотвращение или тушение пожара.
3.3.2.1.4. Первичное определение радиационной опасности аварии и передачу информации о радиационной обстановке на месте аварии.