Важнейшим условием функционирования и развития системы дополнительного образования детей является обоснованное и стабильное финансирование образовательных программ.
Использование в практике финансирования образовательных учреждений бюджетного финансирования требует соблюдения определенных экономических условий в части реализации образовательных программ дополнительного образования детей в соответствии с направленностью и сроками их реализации.
В целях обеспечения единой системы планирования финансовых средств при переходе на нормативный метод финансирования может использоваться модель расчета нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений, адаптированная применительно к реализации конкретной образовательной программы дополнительного образования детей (далее - программа).
Соблюдение единства принципов и методов расчета потребности в финансовых средствах при реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей позволит обеспечить единый методологический подход к формированию потребности в финансовых средствах на реализацию программы и функционирование учреждений дополнительного образования детей.
Введение нормативов бюджетного финансирования в практику планирования и распределения финансовых средств на всех бюджетных уровнях направлено прежде всего на изменение сложившейся практики, когда от образовательных учреждений требуют реализации программ без соответствующего финансирования.
Рассматриваемая методика расчетов норматива бюджетного финансирования реализации программ может использоваться на региональном и местном уровнях, а также на уровне учреждения (в учреждении дополнительного образования детей и общеобразовательном учреждении).
В условиях широкой дифференциации и подвижности ценового фактора по различным регионам на продовольственные и промышленные товары невозможно установить единые (централизованные) нормы расходов. Мерой, отражающей воздействие инфляции на стоимость реализации образовательных программ, может служить установление нормативных соответствий между одним из показателей, подлежащих государственному регулированию, каким, например, является среднемесячная заработная плата, и суммой остальных текущих расходов, соответствующих направленности и длительности реализуемых образовательных программ.
Единая модель расчета нормативов программы основывается на следующих принципах:
1. Формирование величины норматива бюджетного финансирования производится на основе установления нормативных соотношений (экономических нормативов) между фондом оплаты труда (ФОТ) и фондом материального обеспечения (ФМО), т.е. суммой всех текущих расходов, связанных с реализацией программы.
2. Включение в расчетную величину нормативов бюджетного финансирования минимально необходимых прямых текущих расходов, непосредственно связанных с реализацией программы.
3. Расчет прямых текущих расходов осуществляется с учетом направленности программы и сроков ее реализации.
К прямым текущим расходам, непосредственно влияющим на стоимость реализации программы, относятся:
- расходы на заработную плату с начислениями, включая выплаты за особые условия труда;
- расходы на канцелярские принадлежности, расходные материалы;
- расходы на командировки (расходы по найму жилого помещения, проезд к месту командировки и обратно, внутримаршрутные переезды, суточные и т.д.);
- транспортные расходы на содержание автомобильного, гужевого и других видов транспорта;
- наем транспорта для подвоза воды, дров, вывоза мусора, снега и других хозяйственных целей, а также для доставки продуктов питания (при проведении полевых лагерей, сборов) и др.;
- приобретение учебных пособий, материалов для учебных и лабораторных занятий, снаряжение, учебные экскурсии, издание и приобретение учебных программ и пр.
В расчет норматива бюджетного финансирования не включаются следующие расходы:
текущие расходы:
- коммунальные расходы (на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию, оплату топлива, электроэнергии, используемые в течение года);
долгосрочные расходы:
- расходы на содержание зданий и сооружений, приобретение дорогостоящего оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонт;
- расходы социального характера: на питание обучающихся, подвоз их к месту проведения занятий и др.
Структура норматива бюджетного финансирования (НБФ), в общем виде, может быть представлена следующим образом:
НБФ = (ФОТ + ФМО ) · Р, где ФОТ - месячный фонд оплаты труда, ФМО - месячный фонд материального обеспечения, Р - 12 месяцев либо длительность программы в учебных годах*.
________________
* Норматив может быть рассчитан с использованием длительности реализации программы, выраженной в учебных неделях.