Министерство финансов Российской Федерации

 ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 15 ноября 2006 года N 03-02-07/1-319

[О  налоговом контроле и мерах по взысканию доначисленных налогов, пеней]  



Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос от 8 сентября 2006 года N 6471 и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Согласно пункту 2 статьи 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени (пункт 4 статьи 101 Кодекса).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета (пункт 5 статьи 69 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Кодекса). При этом инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога (пункт 2 статьи 76 Кодекса).

Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 76 Кодекса следует, что решение о взыскании налога, принимаемое одновременно с решением о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банках, может быть принято только руководителем (его заместителем) налогового органа, направившего налогоплательщику требование об уплате налога и пени.

В соответствии с пунктом 3 Положения о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, утвержденного приказом Минфина России от 9 августа 2005 года N 101н, межрегиональная инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками.

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам осуществляет полномочия по взысканию в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, а также предъявляет в арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с администрируемых ею лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации (подпункт 6.7 пункта 6 Положения).

Копия вашего письма и настоящего ответа направлены в ФНС России.

Заместитель директора
Департамента
С.В.Разгулин

     

Письмо ОАО "ГАЗПРОМ"
т 8 сентября 2006 года N 6471

Пользуясь правами налогоплательщиков (подпункт 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ) ООО "Пермтрансгаз" просит дать разъяснения по вопросу налогового контроля и мерам по взысканию доначисленных налогов, пеней по конкретной ситуации.

ООО "Пермтрансгаз" и его филиалы расположены на территории Пермского края и Удмуртской Республики. Зарегистрировано Общество в Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - МРИ ФНС N 2) и отчитывается по всем федеральным налогам, налогу на имущество, ЕСН, НДФЛ.

По решению МРИ ФНС N 2 назначена и проведена выездная налоговая проверка в ООО "Пермтрансгаз" по всем действующим налогам за период 2002-2003 годов.

По результатам проверки МРИ ФНСN 2 составлен акт N 219/53-14 от 26.12.2005.

Вынесено МРИ ФНС N 2 решение от 19.05.2006 N 83/53-14 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

МРИ ФНС N 2 в адрес ООО "Пермтрансгаз" направляет требования об уплате налогов N 153 (в отношении аппарата управления Общества), N 153А (в отношении филиалов) и требования об уплате налоговой санкции N 96 (в отношении аппарата управления Общества), N 96А (в отношении филиалов).

ООО "Пермтрансгаз" направляет в Арбитражный суд г.Москвы (по месту своей регистрации) Заявление о признании недействительным в части решения налогового органа, требований об уплате налога, санкций и одновременно ходатайствует о принятии решения судом обеспечительных мер по всей сумме иска до решения вопросу по существу спора.

МРИ ФНС N 2 выносит решение N 8 от 03.07.2006 о бесспорном взыскании, но на сумму только в части требования N 153 (в отношении аппарата управления Общества), что составляет 50% от суммы всех доначислений, включая пени.

На основании решения МРИ ФНС N 2 N 8 от 03.07.2006 суд выносит определение о принятии мер по обеспечению иска ООО "Пермтрансгаз", но в пределах суммы, указанной в этом решении.

Через две недели местными налоговыми органами (15 инспекций) выносятся решения о бесспорном взыскании с одновременным решением о приостановлении операций по расчетным счетам Общества в части доначисленных сумм по региональным и местным налогам.

Таким образом, Общество оказалось в таком положении, когда надо ходатайствовать в суде (по месту своего нахождения) по каждому такому решению, что при наличии арестованных расчетных счетов практически невозможно. При таком положении дел предприятие не смогло в полной мере воспользоваться законным правом в получении обеспечительным мер в суде (ст.90 АПК).

1. Правомерно ли поступает налоговый орган, проводивший выездную проверку, написавший акт, принявший решение о привлечении к налоговой ответственности и вынесший требование на уплату доначисленных налогов и пени, принимать меры ст.46, 76 НК по взысканию только части доначисленных налогов и пени, а остальную часть передавать для взыскания налоговым органам (не имеющим отношения к проверке) по месту нахождения структурных подразделений налогоплательщика?

2. Статья 46 НК предписывает налоговым органам проводить меры по взысканию по месту нахождения налогоплательщика, по месту государственной регистрации или по месту постановки на налоговый учет?

3. Что понимается под "налоговым администрированием" для предприятий, имеющих филиалы на разных административных территориях РФ?

     

Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»