Действующий

РД 31.15.01-89 Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ), Том I

1. Общие требования

1.1. Под санитарно опасным грузом следует понимать вещество, продукт либо материал, способные оказывать то или иное вредное воздействие на организм человека, вызывать отравления, заболевания, ожоги и травмы при контакте с ними в условиях транспортного процесса в обычных (штатных) условиях и аварийной ситуации (взрыв, пожар, взаимодействие с водой, кислотами и др., а также при утечке, россыпи и разливе грузов).

1.2. Для целей настоящего приложения все опасные грузы классифицированы с точки зрения санитарной опасности следующим образом:

вещества общеядовитого действия (код 1-39), которые, в свою очередь, подразделяются на: тиоловые яды (код 2); яды, поражающие преимущественно систему крови (код 12); яды, поражающие преимущественно нервную систему (код 12-32); вещества удушающего действия (код 39);

раздражающие вещества (код 44); воспламеняющиеся и горючие вещества (код 52); взрывчатые вещества (код 53); радиоактивные вещества и материалы (код 55); вещества аллергены (код 57).

В группе "Яды, поражающие преимущественно нервную систему", выделены группы "Алкалоиды" (код 27) и "Пестициды" (код 32). В особую группу выделены опасные грузы, продукты и материалы, обладающие сенсибилизирующим эффектом и проявляющие аллергенное действие (код 57).

1.3. Перевозка, погрузка, выгрузка и хранение опасных грузов на морских судах и в портах должны осуществляться наиболее безопасными и удобными способами, исключающими возможность травматизма, физического перенапряжения, интоксикацию, загрязнения тела, а также загрязнение судовых и портовых жилых, служебных и производственных помещений и оборудования (Санитарные правила для морских судов N 2641-82).

1.4. О всех работах с опасными грузами и предстоящей их перевозке морем администрация порта (пароходства) должна до начала работ (перевозок) уведомить технического инспектора совета профсоюза, территориальные или ведомственные учреждения Государственного санитарного надзора.

1.5. Экипаж судна, на котором должен перевозиться опасный груз, согласно приказу капитана судна о предстоящей перевозке опасных грузов, и портовые рабочие, которым предстоит участвовать в переработке данных грузов, должны быть заблаговременно проинструктированы об опасности груза, необходимых мерах предосторожности и знать правила техники безопасности и оказания само-, взаимопомощи при несчастных случаях в обычных (штатных) условиях и в аварийной ситуации.

1.6. Подготовка медицинской службы судна к перевозке опасных грузов осуществляется судовым врачом (фельдшером) и включает мероприятия в соответствии с представленной схемой.

Схема подготовки медицинской службы морских судов при перевозке опасных грузов

     

     

1.7. В зоне проведения работ с опасными грузами запрещается находиться посторонним лицам, а также принимать пищу, пить и курить.

1.8. До начала грузовых работ с опасными грузами в таре и упаковке необходимо произвести его осмотр с целью контроля правильности тарирования и упаковки в соответствии с настоящими Правилами и ГОСТ 26319-84.

1.9. В случае повреждения тары или утечки, разлива, россыпи опасных грузов работы немедленно прекращаются, а портовые рабочие в средствах индивидуальной защиты срочно покидают аварийное место (трюм, вагон, грузовую площадку). Аварийная партия грузового района порта в средствах защиты (в зависимости от степени опасности грузов) убирает поврежденную тару, собирает остатки опасных грузов, место пролива или россыпи нейтрализует соответствующими нейтрализаторами и засыпает песком, опилками или пропитывает ветошью, которые затем собирают и сдают в безопасное место в специальной таре в соответствии с рекомендациями санэпидстанции. Аварийная партия после ликвидации аварийной ситуации производит активную вентиляцию грузового помещения, затем предъявляется представителям санэпидстанции и техники безопасности, с разрешения которых и возобновляются грузовые работы с опасными грузами.

1.10. В период проведения работ с опасными грузами, а также перевозки их морем за работающими и членами экипажей судов устанавливается постоянный медицинский контроль, осуществляемый на судах - судовым врачом (фельдшером), для портовых рабочих - ведомственными или территориальными лечебными учреждениями.

1.11. Лицам, работающим с опасными грузами, проводится предварительный и периодический медицинский осмотр в соответствии с приказом министра здравоохранения СССР N 700 от 19 июня 1984 года.

1.12. Рабочие и члены экипажей судов, у которых обнаружены признаки отравления, профзаболевания или аллергические проявления, должны немедленно отстраняться от работы с опасными грузами и переводиться на другую работу до полного выздоровления. О каждом таком случае лечащий врач обязан послать инспектору по охране труда, а судовой врач заместителю главного врача по флоту срочное извещение о профессиональном заболевании в установленном порядке.

1.13. В зависимости от характера перевозимого на судах и перерабатываемого в портах опасного груза, в судовых амбулаториях (на здравпунктах портов) должны быть оборудованы и укомплектованы посты первой помощи на случай острых и хронических отравлений (см. п.1.6) с обязательным наличием противоядий и лекарственных препаратов, указанных в п.1.14 (код 1).

1.14. Код 1. Перечень лекарственных препаратов и противоядий:

Амилнитрин в ампулах по 0,5 мл;

Апоморфин хлористоводородный, 1%-ный раствор в ампулах;

Атропина сульфат, 0,1%-ный раствор в ампулах;

Барбамил в порошках;

Бемегрид, 0,5%-ный раствор в ампулах;

Витамин B, 5%-ный раствор в ампулах;