САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ СССР
РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР
Директор Ю.М.Стенько
Руководитель темы Ю.М.Стенько
Исполнители:
Ю.М.Стенько, Ф.В.Романов, Л.М.Путко, А.И.Горшков, Д.И.Лазаренко, А.А.Воробьев, С.А.Виноградов, Г.Г.Гуревич, Я.Г.Двоскин, И.Н.Данциг, И.И.Вареников, Д.А.Михельсон, О.А.Шовкопляс, Ю.И.Резина, Л.М.Мацевич, В.Г.Евграфов, И.Я.Чайкин, Ю.П.Константинов, X.Г.Якубов, В.Н.Винникова, Г.И.Куренков, Г.В.Каляда, А.М.Войтенко
УТВЕРЖДЕНЫ с изменениями и дополнениями Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем министра здравоохранения СССР П.Н.Бургасовым 25.12.82, N 2641-82, 13.11.84, N 122-6/452-1.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.1. Санитарные правила для морских судов СССР устанавливают основные санитарно-гигиенические требования по устройству и оборудованию помещений и судовых систем при их проектировании, строительстве, переоборудовании и ремонте, связанном с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил; а также требования по содержанию судов при их эксплуатации в целях создания оптимальных условий для труда, быта и отдыха экипажей, размещения и обслуживания пассажиров, охраны окружающей среды.
1.1.2. Действие настоящих Правил распространяется на все морские суда, за исключением:
военных кораблей и судов;
промысловых судов, для которых предусматриваются специальные правила;
спортивных судов и шлюпок;
судов, не имеющих помещений для пребывания экипажа и пассажиров, хранения запаса продовольствия и пресной воды.
На несамоходные суда, эксплуатирующиеся без экипажа, настоящие Правила распространяются только в части требований к судовым стокам и перевозке грузов.
При проектировании и постройке малых судов (валовой вместимостью менее 500) требования настоящих Правил, кроме специально оговоренных для них пунктов, выполняются в максимально возможном объеме, который согласовывается с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекцией труда ЦК профсоюза, с учетом целевого назначения судна.
1.1.3. Настоящие Правила вводятся в действие через 6 мес после их опубликования.
С введением в действие настоящих Правил отменяются Санитарные правила для морских судов СССР N 484-64.
1.1.4. Суда, построенные до введения в действие настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с их требованиями относительно системы водоснабжения, сточной системы, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также уровней шума и вибрации в сроки, согласованные судовладельцами с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Суда, строящиеся по проектам, согласованным до ввода в действие настоящих Правил, принимаются в эксплуатацию в течение трех лет при выполнении предусмотренных в этих проектах требований Санитарных правил для морских судов СССР N 484-64 в объеме, согласованном с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
При этом рекомендуется максимально выполнять требования настоящих Правил*.
________________
* Требования настоящих Правил распространяются на строящиеся за границей суда, контракты на строительство которых будут заключены по истечении 3 мес с момента вступления в силу настоящих Правил.
1.2.1. Ответственность за выполнение требований настоящих Правил возлагается на судовладельцев и организации, занимающиеся проектированием, строительством и ремонтом судов, а при эксплуатации судна - на судовладельца и непосредственно на капитана.
1.2.2. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.
1.2.3. Министерства и ведомства, проектные организации, а также судостроительные и судоремонтные предприятия обязаны представлять на согласование с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в согласованном объеме проектную документацию на строительство, переоборудование и ремонт судов, связанный с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил, в следующем порядке:
в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР - проекты судов зарубежной постройки;
в главные санитарно-эпидемиологические управления и санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик - проекты судов I и II категорий отечественной постройки;
в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции - проекты судов III и IV категорий отечественной постройки, а также техническую документацию по ремонту и переоборудованию судов.
1.2.4. Результаты согласования проектной документации оформляются в виде заключения. Срок действия согласования проектов - 6 лет*. По истечении этого срока строительство судов по данному проекту может быть разрешено только после повторного его согласования с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
________________
* Для судов, строящихся за границей, - на срок действия контракта.
1.2.5. Санитарно-эпидемиологическая служба на водном транспорте осуществляет постоянный санитарный надзор за строительством судов. Представители санитарно-эпидемиологической службы должны быть включены в установленном порядке в состав комиссий по приемке головных, серийных и единичных судов после их постройки, переоборудования, ремонта.
1.2.6. Отклонения от требований настоящих Правил и действующих санитарных норм, а также от согласованной проектно-технической документации, выявленные при приемке головного судна, должны быть устранены до сдачи его в эксплуатацию или в сроки, согласованные с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. В свою очередь, проектно-техническая документация должна быть откорректирована на всю серию.
1.2.7. По результатам санитарного осмотра и проведенных на судне инструментальных исследований во время ходовых испытаний после его постройки или переоборудования учреждением санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте оформляется заключение о возможности и условиях ввода судна в эксплуатацию.
1.2.8. На каждом судне должны быть следующие санитарные документы:
судовое санитарное свидетельство на право плавания;
судовой санитарный журнал;
Санитарные правила для морских судов СССР;
свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации;
санитарный паспорт судна;
данные о пассажировместимости судна (только для пассажирских судов, в соответствии с документами Регистра СССР);
медицинский справочник капитана.
1.2.9. Ответственность за наличие на судне документов, перечисленных в п.1.2.8, за их сохранность, своевременное возобновление срока действия, а также ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна; за выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и ответственные работники портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.
1.3.1. Все морские суда применительно к настоящим Правилам подразделяются на категории:
I категория - суда, совершающие рейсы продолжительностью более 5 сут, а также суда неограниченного района плавания;
II категория - суда, совершающие рейсы продолжительностью свыше 24 ч, но не более 5 сут;
III категория - суда, совершающие рейсы продолжительностью до 24 ч;
IV категория - суда, совершающие рейсы продолжительностью до 8 ч.
1.3.2. Категории судов технического и вспомогательного флота устанавливаются исходя из условий их эксплуатации по прямому назначению. Если судам необходимо совершать эпизодические морские и океанские переходы, то при установлении категории должны учитываться периодичность и продолжительность таких переходов.
1.4.1. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.
1.4.2. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач (фельдшер), радиотехник, радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы. Капитан, старший помощник капитана и старший (главный) механик являются старшим командным составом судна.
1.4.3. К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.
1.4.4. Продолжительность рейса для экипажа - время от момента выхода судна в рейс из порта приписки до момента его возвращения в порт приписки (или в другой порт, обеспечивающий полноценный отдых на берегу). Продолжительность рейса для пассажиров - время пребывания на судне до прибытия в порт назначения.
1.4.5. Рабочая зона - пространство высотой до 2 м над уровнем палубы или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.
Рабочее место - место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.
Постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть (более 50% или более 2 ч непрерывно) своего рабочего времени. Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.
1.4.6. "Вместимость" - валовая вместимость по Правилам Регистра СССР.
1.4.7. "Должно" - означает обязательное выполнение требований Санитарных правил.
1.4.8. "Рекомендуется" - означает, что данное решение наилучшее, но его выполнение не является обязательным.
1.4.9. "Допускается" - означает, что данное решение возможно, но не является оптимальным.
1.4.10. Суда неограниченного района плавания - суда, плавающие в различных климатических зонах.
1.4.11. Пассажирским считается всякое судно, перевозящее более 12 пассажиров.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ, ПЕРЕОБОРУДОВАНИЮ И РЕМОНТУ СУДОВ
2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения делятся на следующие группы:
жилые - помещения, предназначенные для проживания экипажа и пассажиров (каюты);
общественные - помещения, предназначенные для приема пищи и отдыха (кают-компании, столовые команды, рестораны, буфеты, пассажирские салоны и салоны отдыха, клубы, помещения для занятий спортом, любительские мастерские и т.п.);
санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые - помещения, предназначенные для соблюдения личной гигиены и санитарно-бытового обслуживания экипажа и пассажиров (умывальни, душевые, уборные, прачечные, гладильни, сушильни, парикмахерские и т.п.);
бытового обслуживания - помещения, предназначенные для бытового обслуживания, и хозяйственные кладовые (киоски, мастерские для ремонта одежды и обуви, хозяйственные кладовые);
медицинского назначения - помещения, предназначенные для амбулаторного и стационарного лечения, проведения лечебно-профилактических мероприятий и оказания медицинской помощи экипажу и пассажирам при заболеваниях и несчастных случаях (санитарная каюта, амбулатория, изолятор, операционная, зубоврачебный, гинекологический, физиотерапевтический кабинеты и т.д.);
пищеблок - помещения, предназначенные для разделки продуктов, приготовления пищи, выпечки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий, раздачи пищи, а также для мытья посуды (камбуз, хлебопекарня, разделочные, сервировочные, посудомоечные и т.п.);
продовольственные кладовые (охлаждаемые и неохлаждаемые) - помещения, предназначенные для хранения запасов продовольствия, необходимого для питания экипажа и пассажиров;
служебные - помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контролю за механизмамами (ходовой мостик - радиорубка, багермейстерская рубка и т.п.);
административные и административно-хозяйственные - помещения, предназначенные для выполнения канцелярских работ (судовая канцелярия, бухгалтерия, диспетчерская и т.п.);
энергетическое отделение - помещение или группа помещений, в которых установлены главная энергетическая установка, котлы, механизмы, вырабатывающие энергию и обеспечивающие работу и обслуживание различных судовых систем и устройств, а также судовые мастерские;
центральный пост управления - звукоизолированное служебное помещение, в котором установлены контрольные приборы, средства индикации, органы управления главной энергетической установкой и вспомогательными механизмами;
грузовые - помещения, предназначенные для перевозки грузов.
2.1.2. Жилые и общественные помещения для экипажа не должны располагаться вместе с аналогичными помещениями для пассажиров. На пассажирских судах IV категории допускается устройство кают для персонала, обслуживающего пассажиров, в районе расположения пассажирских помещений.
На судах, перевозящих 12 пассажиров и менее, отдельные общественные помещения для пассажиров допускается не устраивать. В этом случае пассажиры пользуются общественными помещениями экипажа, в которых предусматриваются дополнительные места.
2.1.3. Выходы на открытую палубу из жилых и общественных помещений, предназначенных для экипажа, должны предусматриваться через коридоры или тамбуры. Для судов IV категории, с учетом назначения судна, это рекомендуется.
2.1.4. Жилые помещения должны иметь тепло- и звукоизоляцию, естественное и искусственное освещение, отопление, вентиляцию или кондиционирование воздуха в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.