ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации
от 15 октября 2001 года N 728 "О федеральной целевой программе "Развитие
гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы
и на период до 2015 года"
1. В пункте 2 слова "Российскому авиационно-космическому агентству - государственному заказчику Программы" заменить словами "Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации - государственному заказчику-координатору Программы и Федеральному агентству по промышленности - государственному заказчику Программы".
2. В пункте 3 слова "и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации" исключить.
3. Федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники
России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | - | решение Совета Безопасности Российской Федерации от 4 февраля 2000 года N Пр1, распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2001 года N 314-р, постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года N 728 |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности |
Основные разработчики Программы | - | Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности |
Цель и задачи Программы | - | целью Программы является принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки). Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить ежегодные продажи магистральных и региональных самолетов российского производства к 2015 году в объеме 65-85 единиц. |
Основными задачами Программы являются: | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | целевыми индикаторами и показателями Программы являются результаты деятельности гражданского сектора авиационной промышленности России в 2015 году: |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2002-2015 годы, в том числе: |
Объемы и источники финансирования Программы | - | объем финансирования Программы в 2002-2005 годах составил 37573,8 млн.рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются: |
создание нового поколения наукоемких технических решений, материалов и технологий для использования в авиационной и других отраслях промышленности. | ||
а) на макроуровне: | ||
расширение экспорта высокотехнологичной продукции и соответствующее улучшение структуры внешнеторгового оборота; |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (далее - Программа) направлена на решение проблемы конкурентоспособности гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники. Ограниченность номенклатуры выпускаемой авиационной техники, а также ее экономические и технические параметры, надежность систем и агрегатов и качество послепродажного обслуживания не в полной мере отвечают платежеспособному спросу авиакомпаний. Использование различных инструментов государственной поддержки не привело к решающему увеличению продаж даже на внутреннем рынке. Напротив, ввоз российскими авиакомпаниями иностранной авиационной техники, включая аналоги выпускаемых российских воздушных судов, приобретает все более массовый характер.
Причинами возникновения указанной проблемы стали структурные диспропорции в гражданском секторе авиационной промышленности, которые приобрели открытые формы после дезинтеграции СССР и начала рыночных реформ. Многочисленные авиакомпании, появившиеся в результате приватизации парка гражданской авиации, оказались не в состоянии закупать по экономически оправданным ценам то количество воздушных судов, на производство которого была рассчитана российская авиационная промышленность. Снижение объема авиаперевозок в результате падения уровня реальных доходов населения создало в гражданской авиации существенный избыток провозных мощностей, который блокировал спрос на внутреннем рынке гражданской авиационной техники.
Указанные процессы вызвали острейший дефицит финансовых ресурсов, необходимых для завершения разработок нового конкурентоспособного поколения авиационной техники.
Преодоление системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России требует концентрации ресурсов, создания эффективной системы управления проектами в рамках всей отрасли. Достижение этих результатов невозможно без участия государства и использования инструментов программно-целевого планирования. Сегодня для реализации проектов такого масштаба и длительности существует только один проработанный механизм государственного регулирования - федеральные целевые программы.
Целесообразность государственного участия в преодолении системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России заключается в следующем:
производство гражданской авиационной техники в России является необходимым условием нормального функционирования воздушного транспорта, для которого перспектива преимущественного перехода на импортную авиационную технику может быть чревата ростом тарифов, особенно на внутренних авиационных перевозках, обеспечивающих экономические связи в пределах территории страны;
авиационная промышленность является отраслью экономики, которая позволяет изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, в сторону опережающего развития экспорта машинно-технической продукции и импортозамещения, а также отхода от сырьевой модели развития экономики страны;
стабильная работа авиационной промышленности создает предпосылки для сохранения и развития целого ряда других высокотехнологичных отраслей промышленности благодаря широкой кооперации, необходимой для создания современной авиационной техники;
авиационная промышленность и ее смежные отрасли выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая сохранение высококвалифицированных рабочих мест в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, на производстве и в образовательных учреждениях;
полноценное функционирование авиационной промышленности, в том числе и для обеспечения обороноспособности страны, возможно только при сохранении и использовании потенциала создания гражданской авиационной техники.
Федеральным законом "О государственном регулировании развития авиации" установлено, что программно-целевой подход является основным принципом развития авиации, финансирование развития которой осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета на федеральные целевые программы.
Таким образом, решение указанных проблем развития авиационной промышленности целесообразно решать в рамках настоящей Программы.
II. Основная цель и задачи Программы с указанием срока и этапов
ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей
Целью Программы является принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки). При этом учитывается, что объем поставок российской авиационной промышленности в 2005 году составил менее 1 процента мирового рынка авиационной техники. Преодоление 5-процентного рубежа позволит в дальнейшем участвовать в конкурентной борьбе за расширение присутствия российской авиационной продукции на мировом рынке. Это потребует как создания новых конкурентоспособных образцов авиационной техники, так и проведения маркетинговой политики качественно нового уровня.
Цель Программы, ее содержание и ожидаемые результаты соответствуют направлениям и приоритетам промышленного развития, изложенным в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 38-р. Реализация настоящей Программы станет существенным вкладом в модернизацию промышленности, развитие высокотехнологичных секторов экономики и активизацию инновационной деятельности, способные обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Программа рассчитана на 2002-2015 годы и реализуется в два этапа. Задачей I этапа (2002-2005 годы) фактически было сохранение потенциала гражданского авиастроения России. Выделенные в рамках Программы бюджетные ресурсы не дали ожидаемого результата в форме массового вывода на рынок новых конкурентоспособных образцов авиационной техники, но тем не менее позволили сохранить ядро гражданского авиастроения.