Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 марта 2006 года N 33

Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минюста России от 6 июня 2014 года N 123
____________________________________________________________________


В целях определения порядка разработки научно-методического обеспечения судебной экспертизы, организации научно-исследовательской работы и испытаний ее результатов

приказываю:

Утвердить Положение об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации согласно приложению.

Министр
Ю.Я.Чайка

     

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 3 марта 2006 года N 33

     

     

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации научно-методического обеспечения государственных
судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции
Российской Федерации

     

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок разработки научно-методического обеспечения (далее - НМО) судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) путем организации научно-исследовательских работ (далее - НИР).

1.2. НМО СЭУ организуется с целью достижения объективных и научно обоснованных результатов судебных экспертиз и экспертных исследований и создания единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

1.3. НМО представляет собой комплекс специальных знаний, представленных в следующих формах:

- методические материалы по производству судебной экспертизы;

- методы и средства судебной экспертизы;

- программы подготовки экспертов по экспертным специальностям.

1.4. Создание НМО судебной экспертизы проводится в основном путем выполнения НИР. Задачами НИР являются:

- развитие теоретических и методологических основ судебной экспертизы;

- формирование новых родов и видов судебных экспертиз;

- разработка новых методических материалов и совершенствование применяемых в экспертной практике методик, методов и средств судебной экспертизы;

- разработка и совершенствование программ подготовки экспертов по экспертным специальностям.

1.5. НИР считается выполненным и его результаты могут быть включены в комплекс НМО судебной экспертизы только после проведения испытаний, подтверждающих возможность их использования в судебно-экспертной деятельности. Испытания являются неотъемлемой частью НИР, а программа испытаний является частью технического задания (далее - ТЗ) на НИР.

1.6. В НМО СЭУ могут быть включены методические материалы, методы и средства судебной экспертизы, разработанные вне рамок НИР, в том числе учреждениями других министерств и ведомств, и прошедшие обязательные испытания в СЭУ Минюста России, подтверждающие возможность их использования в судебно-экспертной деятельности.

1.7. Все мероприятия по организации НИР, испытанию полученных результатов и их внедрению в экспертную практику СЭУ осуществляются на основе планирования.

1.8. Основными принципами планирования НИР являются:

- научная обоснованность планов;

- системность и комплексность планируемых заданий;

- оптимальность и непрерывность планирования;

- директивность и единство разработки и выполнения планов.

1.9. В НИР принимают участие все СЭУ Минюста России. В коллектив исполнителей темы могут быть включены представители других министерств и ведомств при наличии соответствующего согласования.

1.10. Головным государственным судебно-экспертным учреждением по НМО СЭУ является государственное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - РФЦСЭ).

В РФЦСЭ проводится следующая работа:

- осуществляется планирование и координация научных исследований, проводимых в СЭУ;

- осуществляется научное руководство наиболее важными (в том числе перспективными) темами НИР;

- контролируется выполнение ТЗ на НИР;

- осуществляется испытание методических материалов, методов и средств судебной экспертизы, программ подготовки экспертов по экспертным специальностям;

- проводится систематический анализ и оценка эффективности использования НМО судебной экспертизы в СЭУ.

2. Организация НИР

2.1. НИР в СЭУ проводится в соответствии:

- с планом основных научно-исследовательских работ в области судебной экспертизы (далее - План), выполняемых СЭУ Министерства юстиции Российской Федерации, утверждаемым приказом Министерства юстиции Российской Федерации;

- с полугодовыми планами работы региональных центров и лабораторий судебной экспертизы, в которых предусмотрены разделы по НИР.

2.2. В План включаются НИР, обеспечивающие решение важнейших научно-методических проблем в области судебной экспертизы.

В Плане указываются: наименование темы, содержание задания; сроки выполнения; ведущее учреждение, научные руководители тем и заданий, исполнители; ожидаемые результаты, форма выхода по темам и заданиям.

Темы НИР отражаются в разделах Плана, наименование которых соответствует названиям классов судебной экспертизы.

2.3. Проект Плана готовит РФЦСЭ и направляет в соответствующие подразделения Минюста России до 1 ноября.

2.4. Основанием включения в План является проблемная записка (далее - Записка), оформленная и утвержденная в установленном порядке. В Записке должны быть указаны:

- наименование проблемы (темы) НИР, планируемой к разработке;

- ведущее учреждение, обеспечивающее научно-методическое руководство исследованием, и соисполнители;

- научный руководитель и исполнители по теме НИР;

- обоснование актуальности, теоретической и практической значимости, новизны проведения исследований по заявляемой теме НИР;

- ожидаемые результаты исследования;

- наименование организации, где планируется провести испытание;

- источник и порядок финансирования исследований, используемая материально-техническая база;

- другие возможные условия и требования.

2.5. К Записке прилагается ТЗ, две рецензии (из различных СЭУ) на Записку и на ТЗ.

2.6. В ТЗ должны быть следующие разделы: цель НИР, задачи НИР, этапы НИР (задания) с указанием сроков исполнения и содержания, программа испытаний, сведения об исполнителях - количество исполнителей (экспертный состав и обслуживающий персонал), трудозатраты исполнителей в человеко-часах. Общие трудозатраты на НИР в РФЦСЭ не могут превышать 20% времени, обеспеченного бюджетным финансированием, в региональных центрах - 10%, а в остальных СЭУ - 5%.

2.7. Рецензия должна включать следующие разделы: анализ актуальности, теоретической и практической значимости, новизны проведения исследований по заявляемой теме НИР, соответствие Записки и ТЗ во всех пунктах объему, целям и задачам, поставленным в НИР. Рецензии должны быть утверждены руководителем СЭУ.

2.8. Записка по теме НИР готовится но основе анализа и обобщения потребностей экспертной и судебно-следственной практики в определенных видах НМО судебной экспертизы.

2.9. Ежегодно для формирования проекта Плана заблаговременно направленные проблемные записки с приложениями принимаются к рассмотрению в РФЦСЭ до 1 сентября.

В течение 30 дней после поступления проводится их обсуждение в соответствующих секциях научно-методического совета РФЦСЭ (далее - НМС). По результатам обсуждения составляется протокол, который представляется в НМС. В случае положительного решения НМС НИР включаются в проект Плана.

2.10. Сформированный проект Плана выносится на обсуждение Ученого совета РФЦСЭ не позднее 25 октября. После одобрения Ученым советом РФЦСЭ План вместе с пояснительной запиской к нему направляется в Министерство юстиции Российской Федерации на утверждение в установленном порядке.

Пояснительная записка к Плану включает в себя: общую характеристику тем, количество тем и заданий, конкретную форму выходных материалов завершающихся тем.

2.11. Организация НИР региональных центров и СЭУ осуществляется в соответствии с рассмотренными выше принципами. Утверждение планов НИР региональных центров и лабораторий судебной экспертизы осуществляется их руководителями.

2.12. Координация планов НИР региональных центров и СЭУ возлагается на РФЦСЭ. Для осуществления этой работы руководители региональных центров и СЭУ направляют проекты этих планов на согласование в РФЦСЭ, где эти документы рассматриваются на соответствующих секциях НМС. Соответствующее решение НМС о согласовании либо предложении о доработке должно быть подготовлено в течение 30 дней со дня поступления в РФЦСЭ.

3. Испытания НМО

3.1. Испытание НМО судебной экспертизы состоит в проверке на экспериментальном (в случае положительного результата - на экспертном) материале результатов НИР в форме методических материалов, методов и средств судебной экспертизы, программ подготовки экспертов по экспертным специальностям в течение срока, установленного в ТЗ.

3.2. Испытание проводится для оценки достоверности результатов НИР, обоснованности положений и выводов, содержащихся в методических материалах, надежности применения методов и средств судебной экспертизы, всесторонности программ подготовки экспертов.

3.3. В процессе испытаний готовится протокол испытаний, содержащий описание поступивших материалов, описание испытания, анализ результатов испытания, выводы по результатам испытания. Протокол рассматривается на соответствующей секции НМС и представляется на утверждение в НМС.

По результатам испытаний подтверждаются или опровергаются возможность и необходимость использования НМО в судебно-экспертной деятельности.

3.4. Испытание осуществляется как непосредственными исполнителями НИР, так и другими СЭУ Минюста России.

3.5. Испытание методических материалов, методов и средств судебной экспертизы, программ подготовки экспертов, разработанных вне Плана, организуется РФЦСЭ на основе рассмотрения соответствующих заявлений и проводятся согласно п.3.3.

3.6. НМС утверждает протокол секции и рассматривает результаты испытаний. Принятие результатов НИР, решение вопроса о публикации и внедрении в экспертную практику НМО осуществляются только при положительном решении секции НМС.




Текст документа сверен по:

Бюллетень Министерства юстиции

Российской Федерации,

N 6, 2006 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»