Действующий

О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия

ГАРАНТИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОКУРОРОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМИ
СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ


     4. Государства должны обеспечивать эффективные гарантии выполнения прокурорами своих профессиональных обязанностей и функций при наличии соответствующих юридических и организационных условий в равной мере, как и обеспечивать их для этого соответствующими средствами, в частности бюджетными средствами, находящимися в их распоряжении. Подобные условия должны устанавливаться при тесном сотрудничестве с представителями прокуроров.

Как и судьи, прокуроры могут исполнять свои обязанности и надлежащим образом отправлять свои профессиональные функции, только если они обладают соответствующим статусом, организационной поддержкой и ресурсами, обеспечены кадрами, помещениями, транспортными средствами или хотя бы достаточным бюджетом. Консультации с представителями прокуратуры об этих требованиях гарантируют правильное определение указанных потребностей.

     5. Государства должны принимать меры, чтобы обеспечить следующие требования:
     
    
а) набор, повышение в должности и перемещение по службе прокуроров должны осуществляться в соответствии со справедливыми и беспристрастными правилами, что предохраняет от поддержания интересов определенных групп и исключает дискриминацию по любым основаниям, таким как пол, расовая принадлежность, цвет кожи, язык, религия, политические и иные взгляды, национальное или социальное происхождение, принадлежность к национальным меньшинствам, наличие собственности, место рождения и иным основаниям;
     
   
b) профессиональная деятельность прокуроров, их продвижение в должности и перемещение осуществляются в соответствии с известными и объективными критериями, такими как компетентность и опыт;

с) перемещение прокуроров по службе также определяется служебной необходимостью;

     d) условия работы прокуроров, такие как вознаграждение за работу, срок пребывания в должности и пенсия, а также возраст выхода на пенсию, соответствуют их высокому положению и определяются законом;
     
     e) дисциплинарная ответственность прокуроров рассматривается в соответствии с законом, и процедура должна гарантировать справедливую и объективную оценку, а решение может быть подвергнуто независимому и беспристрастному пересмотру;
     
     
f) если правовой статус прокуроров нарушен, они имеют право на доступ к соответствующей процедуре обжалования, включая возможность обжалования в суде;
     
     g) если в случае надлежащего выполнения своих обязанностей личная безопасность прокуроров и их семей находится под угрозой, органы государственной власти обеспечивают им защиту.


Здесь приводятся основные гарантии, осуществление которых необходимо для того, чтобы прокуроры могли отправлять свои функции надлежащим образом. Они должны быть направляющими для всех государств-членов, потому что отражают общее отношение, выработанное не в результате обдумывания какой-либо заинтересованной группой, а являются выражением воли, направленной на ликвидацию некоторых незаконных видов деятельности, в частности незаконные виды деятельности со стороны политических властей.

Первые три гарантии - (а), (b) и (с) - касаются беспристрастности, которая тем или иным образом должна руководить набором и продвижением по службе прокуроров. Организация профессионального набора по конкурсу и создание комиссий по вопросам службы для судейского корпуса или специально для прокуроров представляют собой некоторые из способов, способствующих достижению беспристрастности. Однако, в отличие от судей, на прокуроров не должна распространяться гарантия несменяемости в отношении какой-либо должности, хотя решения об их переводе с одной должности на другую должны основываться на действительных потребностях службы (с учетом навыков и опыта прокуроров), а не просто исходить из произвольных решений властей. Требования мобильности, однако, не должны приводить к каким бы то ни было приоритетным наборам или назначениям, которые могут иметь разрушительные последствия.

При решении вопроса о статусе, уровне вознаграждения и пенсии прокуроров (см. (d) выше) необходимо принимать во внимание необходимость поддержания определенного баланса между членами судейского корпуса и прокуратуры, и те и другие - несмотря на различный характер своих обязанностей - играют определенную роль в системе уголовного правосудия. Материальные условия службы должны также отражать важность и высокое положение занимаемой должности. Наконец, улучшение положения прокуроров в некоторых государствах-участниках, в частности в Центральной и Восточной Европе, должно сдержать тенденцию к оставлению ими своих рядов ради должностей в частном секторе.

Что касается дисциплинарной ответственности (e), то у прокуроров должна оставаться возможность для обжалования решений и их пересмотра независимой и беспристрастной инстанцией. Однако это не противоречит требованию о возможности пересмотра в порядке подчиненности.

Термин "суд" в подпункте "f" выше используется в том же смысле, что и в Статье 6 Европейской Конвенции по правам человекам.

Требование подпункта "g" о том, что прокуроры должны обладать защитой, отсылает нас к положениям Рекомендации (94) 12.

     6. Государства также должны принять меры для обеспечения прав прокуроров на свободу высказываний, убеждений, ассоциаций и собраний. В частности, они должны обладать правом принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с правом, отправлением правосудия, содействием в защите прав человека, а также правом на присоединение или формирование местных, национальных или международных организаций и участие в их собраниях в личном качестве, что не может нанести ущерб их профессиональному статусу, так как совершают они законные действия и участвуют в законных организациях. Указанные выше права могут быть ограничены, только если это указано в законе и необходимо для сохранения конституционного статуса прокуроров. В случае нарушения вышеуказанных прав должны быть доступны эффективные средства защиты.

_______________

Понятие "конституционный" используется здесь в отношении установленных законом целей деятельности и полномочий прокурора, а не в отношении конституций государств.


Эта рекомендация основывается, в частности, на Статье 10 Конвенции о защите прав человека. Она должна трактоваться в свете обязанностей прокуроров, в частности обязанности быть сдержанным. Например, должностные лица прокуратуры в некоторых государствах-участниках не могут быть ни членами политических партий, ни активно заниматься политикой.

     7. Правом и обязанностью прокуроров является профессиональная подготовка как до назначения на должность, так и постоянно в любое другое время. Государства должны принять эффективные меры для того, чтобы убедиться, что прокуроры имеют соответствующее образование и подготовку до и после назначения на должность.

Прокуроры, в частности, должны быть осведомлены о:
     
     
а) принципах и этических обязанностях службы;
     
     
b) конституционной и юридической защите подозреваемых, потерпевших и свидетелей;
     
     с) правах и свободах человека, закрепленных в
Конвенции о защите прав человека и основных свобод, особенно о правах, установленных Статьями 5 и 6 Конвенции;
     
    
d) принципах и практике организации работы, управления, кадрового обеспечения, с участием судебной власти;
     
     e) механизмах и материалах, которые обеспечивают согласованность их действий.
     
     К тому же государства должны предпринимать эффективные меры для обеспечения дополнительной подготовки прокуроров в специфических вопросах или в специфических сферах, в свете современных условий, в частности принимая во внимание виды и развитие преступности, а также сотрудничество по уголовным вопросам.


Комитет основывал свои размышления на следующем принципе: в то время как подготовка является основным моментом в организации прокуратуры во всех европейских странах, она должна быть усилена в отношении качества и количества как стажеров, так и действующих прокуроров, став настоящим правом. В то же время все сотрудники прокуратуры должны осознать, что на них возложена обязанность - особенно на тех, которые выступают в суде - заниматься подготовкой.

В особенности они должны быть лучше осведомлены:

об идеалах и этических обязанностях своей службы;

о конституционной и юридической защите прав подозреваемых и потерпевших;

о правах и свободах человека, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, особенно указанных в Статьях 5 и 6, в свете прецедентного права Суда в Страсбурге.

Также должно уделяться внимание задачам, возложенным на главных государственных прокуроров, в сфере управления, администрирования и организации многопрофильных команд - см. подпункт "d". Выражение "с участием судебной власти" отсылает нас к тому факту, что многие правовые системы требуют от прокуроров, судей и других служителей права работать вместе в одних и тех же функциональных административных структурах или в структурах, которые, хотя и разделены, тесно связаны и между которыми становятся все больше и больше внутренних связей. Более того, есть определенные специфические признаки правового управления и администрирования, которые делают его отличным от общего административного управления, что также должно учитываться.

Наконец, более равноправное отношение к лицам, появившимся в суде, зависит от достижения большей согласованности в работе прокуратуры на местном, региональном и центральном уровнях, и не только в отношении индивидуальных решений. Поэтому подготовка должна включать информацию о различных механизмах, которые могут способствовать согласованности - подпункт "e", которые более детально обсуждаются в пункте 36а.

_______________

Для сравнения см. материалы 8-го криминологического коллоквиума Совета Европы (1987) на тему "Различия в приговорах: причины и решения".


В общем, подпункты "d" и "e" отражают и заново определяют цели, изложенные в Рекомендации (95) 12 об управлении уголовным правосудием, которые включают следующие положения:

"Принципы стратегии и техники управления могут внести значительный вклад в эффективность и действенность функционирования уголовного правосудия. Для этого заинтересованные органы должны обеспечить управление уголовным правосудием своими рабочей нагрузкой, финансами, инфраструктурой, человеческими ресурсами и коммуникациями.