Действующий

О борьбе с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации

i. Привлечение внимания общественности к изучаемой проблеме и информирование

Кампании по информированию можно отнести к предупредительным мерам краткосрочного характера. Опираясь на принцип равенства между полами, эти действия могут дать ощутимые результаты в странах возникновения случаев торговли людьми. На самом деле, население в этих странах, и в частности женщины, располагает незначительной информацией о реальных условиях жизни, с которыми они могут столкнуться в странах их конечного пребывания. Распространяемые средствами массовой информации преувеличенные или нереальные изображения жизни часто вводят в заблуждение лиц, желающих эмигрировать, и способствуют тому, что представители некоторых профессий мечтают о финансовых преимуществах и престиже, которые в действительности им не всегда удается найти (прим.15). Лица, входящие в организации по торговле людьми, часто используют этот недостаток информации, завлекая своих жертв с помощью обещаний легкого заработка или лучших условий жизни.

Принимая во внимание эти обстоятельства, текст Рекомендации подчеркивает необходимость проведения кампаний по информированию, направленному на все уязвимые группы населения, включая женщин, склонных к эмиграции, а также их окружение (семья, друзья).

Речь идет о предоставлении им информации о возможностях и пределах легальной эмиграции, об ознакомлении их с риском, связанным с нелегальной миграцией, а также с негативными последствиями торговли людьми. Эти кампании имеют целью позволить потенциальным жертвам принимать решения с полным знанием вопроса и обращаться за помощью в случае злоупотреблений. Следует предоставить затронутым лицам сведения о местах, где они могут получить помощь, а также указать адреса и номера телефонов центров приема (если таковые существуют) в странах их конечного пребывания. В тексте подчеркивается необходимость предоставить необходимую специфическую информацию женщинам-беженкам, которые часто находятся в уязвимом положении: плохо говорящие на языке страны, в которой они проживают, разлученные со своими семьями, иногда лишенные документов, удостоверяющих их личность, они способны принять предложения о работе за границей или другие предложения торговцев и стать жертвами торговли людьми.

Пункт 12

Редакторы Рекомендации сочли важным оговорить необходимость проведения кампаний по информированию с целью предупреждения сексуального туризма. Сведения по этому вопросу (например, в форме брошюр, видеокассет, информации на сайтах Интернета) могут быть предоставлены в распоряжение туристических агентств, консульских служб (в рамках выполнения формальностей, необходимых для получения визы), таможенных служб, а также пассажиров самолетов, осуществляющих рейсы по определенным направлениям.

Пункт 13

В целях большей эффективности текст Рекомендации определяет различных участников, которые могут находиться в непосредственном контакте с потенциальными жертвами торговли людьми и, следовательно, играть важную роль в осуществлении превентивной работы. Правительства призваны предоставить этим лицам и (или) организациям информацию в соответствии с закрепленной за ними в превентивной работе ролью.

Так, неправительственным организациям предназначено играть первостепенную роль в привлечении внимания общественности к опасностям, связанным с торговлей людьми: будь то путем распространения информации в общем или в рамках системы образования; в адрес молодых людей или лиц, подающих заявления на получение визы и разрешение на работу.

В тексте отдельно упоминаются гуманитарные организации со ссылкой на конфликтные ситуации. Эти организации находятся в прямом контакте с беженцами и, таким образом, могут предоставлять им информацию о риске, связанном с торговлей людьми (редакторы приняли во внимание критическое положение беженцев из Косово, покинувших их страну вследствие кризиса в марте 1999 года) (прим.16).

Пункт 14

В области здравоохранения Правительства государств - членов Совета Европы призваны содействовать широкому распространению информации о риске для здоровья, связанном с сексуальной эксплуатацией. Было выявлено, что жертвы торговли людьми подвержены повышенному риску нежелательной беременности, заражения различными заболеваниями, передаваемыми половым путем, в том числе вирусом СПИДа.

Пункт 15

Текст этого пункта является своеобразной реакцией на явление, которое за последние несколько лет получило значительное развитие. Рост и распространение торговли людьми вызвал к ней интерес средств массовой информации, с недавних пор начавших освещать эту проблему (это касается как газет и журналов, так и радио и телевидения), Часто при обработке информации они применяют подход так называемой "сенсационности", заключающийся в подробном рассмотрении различных аспектов торговли сексом, без уточнения истинных причин, побуждающих женщин покинуть их страну. Озабоченные доходностью своей деятельности и необходимостью продать свою продукцию, некоторые средства массовой информации предпочитают освещать исключительно эти стороны проблемы. Это связано также с тем фактом, что часто средства массовой информации передают в своих сообщениях образ женщины, рассматривая ее как предмет, предназначенный для секса.

Кроме того, средствами массовой информации часто распространяются сведения, способствующие утверждению у лиц, желающих эмигрировать, уверенности в том, что они смогут без труда найти хорошо оплачиваемую работу за границей (прим.17).

С целью урегулирования этих проблем Правительства государств-членов призваны осуществить действия с соблюдением принципа свободы прессы, направленные на привлечение внимания работников средств массовой информации к вопросам, связанным с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, а также к проблемам, которые этот феномен влечет за собой, как для его жертв, так и для европейских обществ в целом (прим.18).