Действующий

О борьбе с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации

VI. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И СОТРУДНИЧЕСТВО НА УРОВНЕ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ

     

Несмотря на то что основное внимание в Рекомендации уделяется вопросам защиты жертв и что в связи с этим первоочередное значение придается превентивной работе и оказанию поддержки жертвам, было бы невозможно говорить об эффективной борьбе с феноменом торговли людьми без обеспечения репрессивных мер и сотрудничества между судебными органами. Как уже отмечалось, между законодательствами государств - членов Совета Европы существуют значительные различия; кроме того, явление торговли людьми распространяется далеко за пределы европейского континента.

Пункт 42

Некоторые государства-члены обладают репрессивным инструментом, который не инкриминирует (или инкриминирует частично) действия, рассмотренные в данной Рекомендации и осужденные ею. Таким образом, Рекомендация призывает эти государства разработать или усилить репрессивный механизм, предусматривая, если необходимо, введение специфических правонарушений.

Речь не идет о разработке особых способов инкриминирования вышеуказанных деяний путем введения преступления "торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации". Целью является обеспечить пресечение всех преступных действий, связанных с торговлей людьми. Для достижения этой цели могут быть использованы правонарушения, уже существующие в репрессивном механизме государств. При необходимости, следует опустить некоторые условия, являющиеся элементами этих правонарушений и способные стать препятствием юридического характера для инкриминирования. И наоборот, следует добавить к определению уже существующих правонарушений описание признаков упомянутых преступных действий, с целью уточнения условий их применения. Можно также предусмотреть введение специфических правонарушений. Эта возможность была указана редакторами посредством использования выражения "если необходимо".

Пункты 43 и 47

Кроме проблемы инкриминирования деятельности, связанной с торговлей людьми, в этих пунктах рассматривается вопрос об уголовных санкциях и определяются две задачи.

Во-первых, речь идет о необходимости предусмотреть или усилить уже существующие уголовные санкции, чтобы располагать репрессивным инструментом, соответствующим тяжести совершенных правонарушений. Правонарушения, связанные с торговлей людьми, должны быть рассмотрены, как утверждается в Рекомендации, как явное нарушение прав человека, ущемление его достоинства и неприкосновенности, и как таковые приниматься во внимание репрессивным механизмом.

Во-вторых, следует убедиться в том, что предусмотренные санкции позволяют наладить эффективное сотрудничество и взаимопомощь между судебными органами, а также осуществлять, по требованию государства, выдачу преследуемых или осужденных лиц. По причине транснационального характера феномена торговли людьми судьи, ведущие расследования в одном государстве, должны иметь возможность использовать международные судебные поручения с целью получить разрешение на продолжение их расследований, а также проведение допросов свидетелей, обысков, наложения ареста на имущество и т.д. в другом или других государствах. То же самое в отношении лиц, преследуемых и осужденных одним государством и находящихся на территории другого государства: важно, чтобы первое государство имело возможность добиться их выдачи у второго государства, соблюдая при этом соответствующие принципы и положения.

Тем не менее перед тем, как применить подобный механизм, некоторые государства требуют, чтобы наказание, которое будет предусмотрено в отношении преследуемого лица или которому будет подвергнуто осужденное лицо, превосходило по строгости предельное наказание, предусмотренное в данном случае их национальным законодательством. Таким образом, важно, чтобы наказание за различные правонарушения, касающиеся торговли людьми, было установлено, по крайней мере, с учетом вышеупомянутого предельного наказания.

Продолжая рассматривать вопрос об экстрадиции торговцев, следует заметить, что пункт 43 дополняется пунктом 47, в котором государства призваны предусмотреть меры, способствующие выдаче торговцев другому государству, с соблюдением существующих международных правил, тем не менее отдавая предпочтение тем странам, в которых могут быть собраны доказательства совершенных правонарушений. Отбор подобных государств осуществляется в соответствие с существующими критериями компетенции: страны, в которых осуществляется "вербовка" жертв, страны их транзита, страны, в которых разворачивается их эксплуатация, страны местонахождения участников преступления или правления фирм, вовлеченных в торговлю людьми, и т.д. В данном случае речь идет об одном из критериев эффективности проводимого расследования.

Пункт 44

Рекомендуя принять меры, позволяющие осуществлять наложение ареста и конфискацию средств торговли людьми и связанной с ней прибыли, редакторы решили напомнить о необходимости соблюдения прав третьих лиц, в честности которых не приходится сомневаться. В случае ликвидации преступной организации, связанной с торговлей людьми, как и любой другой преступной организации, как правило, нелегко определить происхождение имущества и денежных средств. Различные физические и моральные лица, осуществляющие вполне законную деятельность, могут быть без их ведома вовлечены в запутанную систему преступной организации, использующей их с целью заметания следов. Таким образом, могут быть нарушены права третьих лиц, в честности которых не приходится сомневаться.

Кроме привлечения внимания административных и судебных органов, осуществляющих арест имущества или его конфискацию, к существующей проблеме, следует предусмотреть юридические меры, позволяющие третьим лицам, на чье имущество был наложен арест или чье имущество было конфисковано, добиться его возврата или, по крайней мере, его компенсации, в соответствии с правом на обладание личным имуществом, закрепленным в статье 1 Протокола N 1 Европейской Конвенции по правам человека.

Пункт 45

Независимо от того, допускается или нет национальным законодательством существование учреждений, в которых, как правило, жертвы торговли людьми подвергаются эксплуатации, подобные учреждения существуют и известны службам полиции. Таким образом, следует содействовать органам полиции в расследовании и осуществлении наблюдения за подобными учреждениями и, если это необходимо, предусмотреть их закрытие.

Пункт 46

Как уже было отмечено в определении, данном торговле людьми, подпольные торговцы действуют иногда под видом юридических лиц. Текст Рекомендации призывает государства разработать режим наложения ответственности, применимый к юридическим лицам, в совмещении с особыми санкциями. Речь может идти, несомненно, о гражданской ответственности причастных физических лиц. Однако в том, что касается государств, чья правовая система содержит режим уголовной ответственности в отношении физических лиц, следует также предусмотреть применение подобных санкций к инкриминированным действиям.

Пункт 48

Государства призваны принять порядок экстерриториального судебного полномочия с целью содействовать судебному преследованию и осуждению лиц, виновных в торговле людьми, независимо от страны, в которой правонарушение было совершено, также в том случае, когда отдельные акты правонарушения были совершены в различных странах. Экстерриториальное судебное полномочие представляет собой юридический инструмент, необходимый для ведения борьбы с различными формами преступности, пренебрегающими границами или использующими их в своих интересах, как, например, торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации.

Порядок экстерриториального судебного полномочия содействует возбуждению судебного преследования в отношении лиц, виновных в совершении правонарушений. Настоятельно рекомендуемый в плане действий, принятом государствами, участвующими в Стокгольмском конгрессе по вопросам борьбы с сексуальной эксплуатацией детей в коммерческих целях, он также был введен в программу общих действий, принятую в рамках Европейского союза в 1997 году. Важно, чтобы государства - члены Совета Европы, которые еще не ввели подобной меры в свой уголовный арсенал или ввели ее только в отношении некоторых правонарушений, предусмотрели ее принятие и распространили ее действие на все преступные действия, связанные с торговлей людьми.

Пункт 49

Последний элемент репрессивного механизма, предназначенный для борьбы с торговлей людьми, заключается в создании и актуализации различного рода систем информации, таких, как база данных и информационная картотека, используемых в ходе расследований и судебных преследований участников вышеупомянутых правонарушений. Как в случае с другими формами организованной преступности, а также сексуальной преступности в общем, борьба с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации является областью, в которой использование подобных средств особенно необходимо. Тем не менее при применении подобных информационных средств необходимо следить за соблюдением национальных законов относительно защиты сведений личного характера, а также соответствующих международных текстов (как, например, Конвенция Совета Европы о защите лиц по отношению к автоматизированной обработке сведений личного характера, 1981 год).