Действующий

О борьбе с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации

iii. Принятие мер социального характера в отношении жертв торговли людьми у них на родине

Пункты 36 и 37

Некоторые жертвы торговли людьми предпочитают вернуться на родину, другие вынуждены это сделать (в случае отказа в предоставлении им вида на жительство в стране их конечного пребывания). В любом случае они нуждаются в поддержке (социальной помощи, профессиональной реадаптации и т.д.), которая может быть оказана различными структурами по приему жертв и, особенно, неправительственными организациями, играющими ключевую роль в данном вопросе.

iv. Право на возвращение и реадаптацию

В соответствии с подходом, с самого начала принятым редакторами Рекомендации и уделяющим особое внимание аспектам, связанным с защитой жертв, текст призывает Правительства предоставить жертвам возможность самим принять решение о возвращении на родину. Учитывая характер перенесенных ими травм, подобное решение должно сопровождаться рядом мер (подробно рассмотренных в последующих пунктах), принятие которых требует тесного сотрудничества между странами происхождения и конечного пребывания жертв, как уже было подчеркнуто в предыдущей части.

Пункты 39, 40 и 41

Возвращение жертв на родину и их реадаптация связаны с преодолением многочисленных трудностей.

В том, что касается финансовой стороны вопроса, следует заметить, что во многих случаях жертвы были поставлены перед необходимостью сделать заем с целью выплаты в качестве аванса значительных сумм денег, предназначенных для оплаты административных процедур, которые за них обязывались выполнить их так называемые "работодатели". Эти долги часто являются одним из основных препятствий для реадаптации жертв на родине. Покрытие расходов, связанных с возвращением жертв на родину, также представляет собой проблему.

Кроме материальных аспектов вопроса, сексуальная эксплуатация связана для жертвы с физическими и психическими травмами, следы от которых могут остаться на всю жизнь. Также не следует оставлять без внимания тот факт, что по возвращении на родину жертвы рискуют быть отвергнутыми их семьями или исключенными из общества, не найти серьезной работы, а также стать предметом травли, репрессий, преследований со стороны торговцев и т.д.

С целью преодоления этих трудностей редакторы предложили ряд мер, изложенных в пунктах 39, 40 и 41. Речь идет о минимальных мерах, которые, если это необходимо, впоследствии могут быть дополнены Правительствами.

Таким образом:

кроме покрытия расходов, связанных с возвращением жертвы на родину и выплатой ей пособия по реадаптации, можно предоставить жертве средства для уплаты долгов посредством механизма репарации или любой другой системы, применимой в данной ситуации (при необходимости, опирающейся на конфискацию финансовой прибыли от торговли людьми, предусмотренной в пункте 45);

в рамках оказания поддержки по возвращении на родину можно, в частности, предусмотреть доступ к консультативным службам и специализированному медицинскому уходу (следует привлечь внимание социальных работников, берущих на себя заботу о жертвах по их возвращении, к проблемам, связанным с торговлей людьми);

меры по профессиональной реадаптации жертв, вернувшихся на родину, могли бы, в частности, включать в себя специализированное обучение и помощь в поиске работы.