Торговля людьми с целью сексуальной эксплуатации является преступной деятельностью международного характера, осуществляемой подпольными организациями, отличительными чертами которых являются подвижность и способность достаточно быстро приспосабливаться к различного рода переменам (как, например, внесение изменений в национальное законодательство), развивая при этом свои структуры. Так, например, было установлено, что некоторые организации, деятельность которых связана с торговлей людьми, используют метод "чередования" эксплуатируемых женщин, перемещая их из одной страны в другую, с целью избежать возможного наблюдения. Для большей эффективности действия по борьбе с подобными организациями должны быть согласованными. Текст Рекомендации подчеркивает необходимость подобной координации как между участниками этой борьбы, так и между ее различными уровнями.
В пункте 6 предлагается принять комплексный подход с целью привлечь к участию различные организации, деятельность которых направлена на противостояние действиям торговцев, а также на оказание поддержки их жертвам. Речь идет об органах власти, компетентных в вопросах миграции населения, а также в таможенной, полицейской, социальной, медико-санитарной, судебной, административной сферах, и о неправительственных организациях.
Следует привлечь внимание всех уровней к данной проблеме, как в национальном, так и в международном плане. Пункт 7 побуждает к налаживанию сотрудничества между различными странами, их органами государственной власти и неправительственными организациями, в частности, с целью содействовать эффективному обмену информацией, а также осуществлению согласованных действий. Для достижения поставленной задачи возможно использование многочисленных методов, как, например, создание различного рода систем или налаживание полицейского сотрудничества.
Рекомендация ратует, в частности, за подписание двусторонних и многосторонних договоров. Они являются инструментами, которые лучше всего подходят в данной ситуации, поскольку каждая сторона самостоятельно определяет положения, которые могут быть использованы и со временем изменены. К тому же, как правило, подпольные организации по торговле людьми действуют на территории ограниченного числа стран, и заключение договора между этими странами могло бы значительным образом повысить эффективность мер, принятых на национальном уровне (это может быть предусмотрено в случаях с лимитрофными государствами, как, например, Австрия, Словакия, Венгрия).
Редакторы решили обратиться к Правительствам с призывом поддержать проведение исследований в области борьбы с торговлей людьми, которые явились бы важным элементом в разработке эффективных средств по предупреждению этого феномена.
В частности, были определены три сферы исследований, однако этот список далеко не исчерпывающий (прим.9):
Влияние средств массовой информации, и особенно новых технологий информации и связи, на торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации
Стереотипные образы женщины и мужчины, распространяемые средствами массовой информации, часто способствуют усилению неравенства между полами. Редакторы подчеркнули, что подход некоторых средств массовой информации, заключающийся в воспроизведении лживого и даже унизительного образа женщины (например, упрощенный взгляд на проблему продажи женщиной своего тела, ведущей к утрате самоуважения и собственного достоинства), может оказывать влияние на феномен торговли людьми, делая некоторых женщин более уязвимыми.
Развитие новых технологий информации придало новые аспекты феномену торговли людьми. Интернет предоставляет ранее неведомые возможности, и торговцы научились достаточно быстро их использовать. Отныне торговля людьми осуществляется под видом "предложений о работе", продажи порнографических материалов и услуг, связанных с проституцией, а также под видом брачных агентств, действующих посредством электронной почты. Согласно мнению редакторов, изучение этих явлений приобретает первоочередной характер, учитывая их стремительное развитие (прим.10).
Клиентура торговли сексом: развитие спроса и его влияние на торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации
Речь идет, несомненно, об одной из основных причин существования торговли людьми, феномена, реагирующего на конкретный спрос со стороны "клиентов", чей образ действий тесно связан с эволюцией европейских обществ. Таким образом, выясняется, что клиентура торговли сексом играет решающую роль в данной области (торговцы стараются, прежде всего, удовлетворить существующий "спрос"; прим.11).
Эти вопросы достаточно мало изучены. Однако следует упомянуть исследования, проведенные в Швеции и Норвегии, которые, в частности, позволили собрать несколько цифровых данных, а также определить ряд причин, побуждающих мужчин "покупать" сексуальные услуги и товары (прим.12).
В результате исследований, проведенных, главным образом, в Скандинавских странах, было выявлено, что клиент (как правило, мужчина) остается в сфере торговли людьми неизвестным и невидимым, в то время как его спрос представляет собой один из факторов, предопределяющих направление деятельности торговцев и организаций, к которым они относятся. Принимая во внимание заключения Группы специалистов Совета Европы, предварительно изучившей эту проблему (прим.13), редакторы призывают Правительства предпринять или продолжить проведение исследований об эволюции построения спроса как структурной причины существования торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации.
Причины возникновения феномена торговли людьми и методы, используемые торговцами
Для разработки стратегий по предупреждению торговли людьми и борьбе с ней важно знать, каким образом этот феномен возник и как он развивался. Были выявлены многочисленные технические приемы, в частности, в том, что касается "вербовки" женщин и девушек (прим.14). Их детальное изучение необходимо перед тем, как предпринять действия, направленные на борьбу с торговлей людьми, такие как, например, информационные кампании (см. положения Рекомендации, часть "Предупредительная деятельность").
До настоящего времени недостаток проверенной информации и статистических данных не позволял определить размах феномена торговли людьми и эффективно действовать против него. Очень важно улучшить сбор информации и выработать методы работы, позволяющие проводить сравнительные анализы в данной области, как на национальном, так и на международном уровне. Для повышения эффективности исследовательской деятельности следует обеспечить постоянное наблюдение и контроль за ее проведением, а также оценку полученных результатов.
Правительства призваны действовать в этом направлении, если возможно, учреждая специализированные исследовательские отделы и другие органы, чья деятельность будет направлена исключительно на выполнение этих задач. Созданные на многоцелевой основе, эти учреждения могли бы работать в сотрудничестве с полицией, судебными органами, неправительственными организациями, а также с компетентными Международными организациями (как, например, Европол, Интерпол, Международная организация по вопросам миграции населения и т.д.).