В тех случаях, когда это представляется возможным, государства призваны создать для жертв, а особенно для детей и свидетелей, особые условия приема жалоб и проведения слушаний (с использованием аудиовизуальных средств) с целью избежать, по мере возможности, проведения повторных слушаний, очных ставок и таким образом смягчить травмирующее действие судебной процедуры. За последние годы многие государства расширили использование этих технических средств в рамках судебной деятельности, устанавливая, при необходимости, правила ведения судебной процедуры, применимые к сбору свидетельских показаний и организации слушаний жертв. Это, в частности, касается жертв сексуальных нападений. Тем не менее, во-первых, такая ситуация существует не во всех государствах - членах Совета Европы и, во-вторых, жертвы торговли людьми не пользуются подобными мерами защиты, в том числе в государствах, в которых законность этих методов признана государственной судебной системой.
Как уже было указано в общих принципах, торговля людьми должна быть рассмотрена как одна из форм организованной преступности; она требует особого подхода и соответствующих действий. Исходя из этого, пункты с 29 по 32 призывают государства предусмотреть, особенно если речь идет о преступных организациях, принятие мер по защите жертв, свидетелей и их семей с целью предотвратить акты запугивания и репрессий. Следует предложить судебным органам программы по защите жертв и свидетелей, предполагающие принятие эффективных мер для борьбы против реальных угроз, распространяемых в отношении безопасности этих лиц как в стране их конечного пребывания, так и у них на родине.
С целью обеспечить защиту заинтересованных лиц за пределами страны, в которой разворачивается судебная процедура, необходимо принять меры по координации и сотрудничеству, предусмотренные в разделе G. Рекомендация призывает также государства распространить программы по защите на членов ассоциаций и организаций, которые оказывают поддержку жертвам в ходе гражданского и уголовного судопроизводства и таким образом могут подвергаться опасности со стороны преступных организаций.
В пункте 32 редакторы отметили роль, которую играют в данной области организации по защите жертв. Кроме роли поддержки, традиционно закрепленной за ними, эти организации могут иногда выступать в суде в качестве защитников, в соответствии с принципами и национальными правовыми нормами (подобное положение существует в некоторых государствах - членах Совета Европы).
В некоторых случаях жертвы не решаются начать судебную процедуру в стране их пребывания, так как торговцы угрожают репрессиями в отношении их семей, оставшихся на родине. Вот почему важно обеспечить в некоторых случаях защиту семей жертв с целью содействовать правосудным действиям.
Это предполагает тесное сотрудничество между странами происхождения и конечного пребывания жертв, которое может быть налажено посредством подписания двусторонних и (или) многосторонних соглашений между затронутыми странами. Осознавая трудности, связанные с осуществлением подобных действий, редакторы, тем не менее, подчеркнули их важность, в той мере, в которой они позволяют жертвам предпринять действия, связанные с правосудием. Правительства призваны учесть этот фактор и принять необходимые меры, если это представляется возможным.
В этом пункте поднимаются вопросы, связанные с выплатой компенсаций, так как следует обратить особое внимание на то, чтобы жертвы могли получить денежные выплаты за нанесенный им ущерб. Учитывая тот факт, что уголовные суды, на рассмотрение которых подаются иски, предъявленные к торговцам, неправомочны выносить решения о гражданской ответственности обвиняемых по отношению к жертвам, следует принять необходимые меры с целью позволить жертвам направлять их жалобы в гражданские суды, правомочные выносить решения по данному вопросу и назначать возмещение нанесенных убытков и причиненного вреда.
В данных пунктах затрагивается вопрос о временном статусе жертв в ходе судебных процедур: речь идет о гарантиях, часть которых была рассмотрена в предыдущих пунктах. Часто незаконно проживая в стране конечного пребывания, жертвы торговли людьми рискуют быть высланными, следовательно, лишенными возможности предпринять действия, связанные с правосудием. С целью избежать подобной ситуации, Рекомендация призывает страны конечного пребывания, если это необходимо, и в соответствии с действующим национальным законодательством предоставить жертвам временный вид на жительство на их территории, таким образом позволяя им выступать со свидетельскими показаниями против нарушителей. Следует указать на важность этих показаний для возбуждения судебного преследования против торговцев в той мере, в которой они представляют собой единственное конкретное доказательство их вины.
В тексте предусматривается, что на протяжении всего периода временного проживания жертвы должны иметь доступ к медицинской и социальной помощи, в которых они, несомненно, будут нуждаться. Кроме того, те же государства призваны, если это необходимо, предоставить жертвам статус иностранца, временно проживающего на территории страны, из гуманных соображений. Это необходимо, например, в тех случаях, когда жертва становится предметом угроз со стороны торговцев (до, во время и после судебной процедуры) и когда ее жизнь или жизнь членов ее семьи может быть подвергнута опасности в случае возвращения жертвы на родину.