Система мероприятий подпрограммы включает мероприятия инвестиционного, инновационного и организационно-правового характера, направленные на решение 3 задач: повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров, обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры и повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг.
Показатели, характеризующие инвестиционные мероприятия подпрограммы, приведены в приложении N 2.
Задача повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров включает в себя мероприятия по развитию входящих в систему международных транспортных коридоров магистральных путей сообщения всех видов транспорта, на которых сконцентрированы основные потоки грузов и пассажиров. Мероприятия по обеспечению конкурентоспособности международных транспортных коридоров включают инвестиционные проекты устранения разрывов и "узких" мест на главных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях, создания альтернативных маршрутов с целью достижения европейского уровня качества транспортных услуг, связанных с обеспечением перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении. Основная задача осуществления данных мероприятий - привлечь транзитные потоки на международные транспортные коридоры, проходящие по территории Российской Федерации.
В рамках подпрограммы предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия на завершении формирования и подключении к мировой транспортной системе существующих коридоров в европейской части Российской Федерации.
Главными критериями при выборе транспортных коммуникаций для включения в состав международных транспортных коридоров являются:
совпадение их с согласованными международным сообществом интегрированными направлениями международных транспортных связей;
максимальное использование существующих технически оснащенных транспортных коммуникаций, имеющих значительные резервы провозной способности;
конкурентоспособность цены перевозки на всем маршруте следования груза;
приемлемые сроки следования грузов от производителя до потребителя продукции в сравнении с конкурентными маршрутами;
надлежащее качество перевозок, в том числе безопасность, своевременность доставки, сохранность грузов, полнота информации о состоянии груза и его местоположении в любой момент времени;
обеспечение интермодальных перевозок на основе логистических принципов и современной информационной базы с использованием оптико-волоконных линий связи и спутниковых систем.
В настоящее время основными международными транспортными коридорами являются:
1) панъевропейский транспортный коридор N 9. Основное направление коридора - Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Украина (Киев).
Ответвлениями коридора являются:
Санкт-Петербург - Белоруссия - Украина (Киев - порты Черного моря);
Украина (Киев) - Белоруссия (Минск) - Литва (Вильнюс) - Калининград.
Основной железнодорожный маршрут - Москва - Брянск - Суземка (граница с Украиной).
Ответвлениями железнодорожного маршрута являются:
Санкт-Петербург - Дно - Завережье (граница с Белоруссией);
Калининград - Нестеров (граница с Литвой).
Основной автомобильный маршрут - Москва - Калуга - Брянск - Троебортное (граница с Украиной).
Ответвлениями автомобильного маршрута являются:
Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - Нехотеевка (граница с Украиной);
Санкт-Петербург - Псков - Лобок (граница с Белоруссией);
Чернышевское (граница с Литвой) - Калининград;
2) коридор "Север - Юг". Основное направление коридора - Финляндия - Санкт-Петербург - Москва - Астрахань - Каспийское море - Иран - страны Персидского залива/Индия.
Ответвлениями коридора являются:
Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск*;