Подавляющее большинство действующих ледоколов выработало нормативный срок службы и подлежит списанию.
Нормативные сроки службы дизельных ледоколов, участвующих в проводках судов в Арктическом регионе и Дальневосточном бассейне, приведены в приложении N 7.
Для замены списываемых линейных дизель-электрических ледоколов типа "Ермак" и "Капитан Сорокин", вспомогательных ледоколов типа "Мудьюг", а также для проводок судов на новых перспективных арктических направлениях разработан ряд дизель-электрических ледоколов нового поколения:
линейные арктические ледоколы типа ЛК-25Д мощностью на валах 25 МВт;
линейные ледоколы для замерзающих морей типа ЛК-18Д мощностью на валах 16-18 МВт;
вспомогательные ледоколы типа ЛК-7Д мощностью на валах 7 МВт.
Ледоколы класса ЛК-25Д обеспечат доставку грузов и проводку судов в восточном районе Арктики в летнюю навигацию, заменив списываемые ледоколы "Красин" и "Адмирал Макаров", а также проводку судов в западном районе Арктики в круглогодовом режиме на направлениях Харасавэй, Индига, Обская Губа, Варандей.
Кроме того, учитывая невозможность своевременной замены мелкосидящих атомных ледоколов "Таймыр" и "Вайгач" (подлежащих списанию в 2012 и 2013 годах) универсальным двухосадочным атомным ледоколом типа ЛК-60Я, появления которого на трассах Северного морского пути можно ожидать только в 2014-2016 годах, до завершения его строительства в течение 2-3 лет на енисейском участке Дудинского направления будут работать, хотя и менее эффективно, ледоколы типа ЛК-25Д, имеющие доступную для эксплуатации на реке Енисей и в Обской Губе осадку. В дальнейшем эти 2 ледокола заменят списываемые ледоколы "Красин" и "Адмирал Макаров".
Для обеспечения завоза грузов с востока в порты и пункты восточного района Арктики в летнюю арктическую навигацию и вывоза на восток добываемых в этом районе сырьевых ресурсов и других грузов, а также в связи с появлением новых перспективных направлений перевозок в Дальневосточном бассейне предусмотрены дизель-электрические ледоколы нового поколения типа ЛК-18Д, которые являются модификацией ныне строящихся для Финского залива ледоколов типа ЛК-16Д и заменят ледоколы типа "Капитан Сорокин".
Наряду со строительством линейных ледоколов понадобится создание новых вспомогательных дизельных ледоколов, потребность в которых связана не только с заменой старых ледоколов этого назначения, но и с появлением новых перспективных направлений перевозок в Арктическом регионе и Дальневосточном бассейне, а также новых портов и терминалов.
Возможности портовых ледоколов по обеспечению зимних грузоперевозок в российских портах практически исчерпаны. Проблема пополнения флота портовых ледоколов усугубляется тем, что подавляющее большинство ледоколов перешагнуло нормативный срок службы и подлежит массовому списанию.
Массовое списание портовых и вспомогательных ледоколов произойдет в 2013-2014 годах. Принимая во внимание быстро растущий объем перевозок через замерзающие порты России, а также, что срок создания дизельных ледоколов 2-3 года, к проектированию и строительству портовых ледоколов нового поколения необходимо приступить уже в настоящее время.