Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 (утратило силу с 18.04.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2019 N 393)

Содержание проблемы


За 4 года реализации подпрограммы "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (далее - подпрограмма) достигнуты определенные успехи в области наращивания производственной мощности морских портов и пополнения транспортного и обеспечивающего флота новыми судами. Перечень перегрузочных комплексов и транспортных судов приведен в приложении N 1.

Объем ввода в эксплуатацию перегрузочных комплексов в морских портах приведен в приложении N 2. Объем поставки судов транспортного флота приведен в приложении N 3.

Однако ситуация в морских портах и на флоте складывается неоднозначно. Начиная с 1993 года (начало действия Программы возрождения торгового флота России на 1993-2000 годы) производственная мощность отечественных морских портов увеличилась на 117 млн.тонн. Объемы перевалки российских грузов за этот период возросли в 2,6 раза, а в портах России - в 3,3 раза.

Доля участия портов сопредельных стран в общем объеме перевалки российских внешнеторговых грузов сократилась с 43 процентов в 1993 году до 18,5 процента в 2005 году. Эта тенденция сохранится и в перспективе. Таким образом, одним из важнейших итогов реализации подпрограммы является устранение угрозы транспортной зависимости России со стороны портов сопредельных стран (Украины и стран Балтии).

Иная ситуация сложилась на транспортном и обеспечивающем флоте. Начиная с 1995 года общий тоннаж флота, контролируемого Российской Федерацией, постоянно уменьшался. При этом наиболее быстрыми темпами сокращался тоннаж флота, зарегистрированного под российским флагом. Происходило это потому, что судоходные компании вынуждены были списывать большое количество устаревших судов. Вплоть до 2000 года пополнение флота не восполняло его списание.

В 2000 году эта тенденция прекратилась. Общий тоннаж флота, контролируемого Россией, с января 2000 года по январь 2005 года вырос с 11,2 до 13,6 млн.тонн, или на 21 процент, а тоннаж флота под российским флагом за тот же период - с 4,5 до 6,7 млн.тонн, или на 48 процентов. Только в течение 2002-2005 годов транспортный флот пополнился 58 судами общим дедвейтом 4278 тыс.тонн.

И все же доля флота под российским флагом в общем тоннаже флота, контролируемого Российской Федерацией, хотя и выросла по сравнению с 2003 годом на 7 пунктов, составляет всего 49 процентов. Таким образом, большая часть российского флота зарегистрирована под иностранными флагами.

Средний возраст судов под российским флагом превышает 20 лет, в то время как этот показатель для судов под иностранными флагами составляет 9 лет. Следовательно, под российским флагом работает старый и потому неконкурентоспособный флот.

Доля участия отечественного флота в перевозке российских грузов в 2005 году хотя и несколько возросла по сравнению с 2004 годом, но все еще остается незначительной (6,2 процента). Отечественный флот вытеснен на перевозки грузов иностранных фрахтователей, где он из-за своей слабой конкурентоспособности работает недостаточно эффективно.

Из этого следует, что если в области развития морских портов целевые установки подпрограммы в целом выполняются, хотя и с отставанием от установленных сроков по некоторым объектам, то в части транспортного флота многолетние негативные тенденции еще не преодолены.

Обеспечивающий флот (аварийно-спасательный, дноуглубительный, гидрографический, экологический и т.д.) находится в неудовлетворительном состоянии и не способен в полной мере выполнять возложенные на него функции.

Для обеспечения эффективной работы и высоких темпов развития морского транспорта необходимо решение следующих первоочередных проблем:

привлечение инвесторов для финансирования строительства судов транспортного и обеспечивающего флота, перегрузочных комплексов в морских портах и объектов производственной инфраструктуры;

создание экономических, социальных и правовых условий для строительства морских судов преимущественно на отечественных заводах с последующей регистрацией их под российским флагом;

повышение заинтересованности российских грузовладельцев в перевозке грузов на российских судах;

усиление межотраслевой транспортной координации.