Реализация подпрограммы нацелена на ежегодный прирост объемов авиатранспортных работ на уровне 10-12 процентов, что обеспечит удовлетворение растущего спроса на авиаперевозки с учетом существующих прогнозов экономического развития России. При этом объем авиаперевозок пассажиров в 2010 году превысит уровень 2002 года в 2,03 раза, объем авиаперевозок грузов - в 1,42 раза.
Оптимизация количества авиакомпаний и формирование сети опорных аэропортов позволит создать условия для развития авиатранспортного бизнеса, в том числе международных авиаперевозок. Модернизация инфраструктуры аэропортов обеспечит повышение уровня предоставляемых услуг пассажирам. Обновление парка воздушных судов будет способствовать повышению безопасности полетов и эффективности авиатранспортной деятельности, развитию региональных перевозок.
В результате модернизации и переоснащения парка воздушных судов современными самолетами и вертолетами всех типов в структуре реализуемой провозной мощности парка к 2010 году доля воздушных судов, соответствующих стандартам главы 3 Приложения 16 к Чикагской конвенции в отношении авиационного шума, возрастет до 85 процентов, доля современных воздушных судов - до 60 процентов. При этом за 2002-2010 годы ожидается поступление в парк 364 новых воздушных судов различных типов, разработанных и произведенных в России.
Это обеспечит сокращение затрат на единицу транспортной продукции и позволит сохранить в 2004-2010 годах тенденцию отставания темпов роста авиационных тарифов от темпов инфляции, а также обеспечит уровень экологической безопасности, соответствующий требованиям главы 3 Приложения 16 к Чикагской конвенции и требованиям главы 4, вводимым с 2006 года. Кроме того, будет обеспечено сохранение рабочих мест в авиационной промышленности и на предприятиях гражданской авиации.
Бюджетная эффективность подпрограммы определяется исходя из налоговых ставок, определенных частями 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации, и в соответствии с размерами налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и расходами бюджетов всех уровней, связанными с реализацией мероприятий подпрограммы.
Расчет показателей эффективности подпрограммы приведен в приложении N 21. Расчет показателей эффективности мероприятий подпрограммы по совершенствованию технологий управления авиаперевозками, развитию парка воздушных судов нового поколения и модернизации действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО приведен в приложении N 22.
В 2002-2005 годах показатель эффективности подпрограммы приведен в соответствии с утвержденными итогами ее реализации, в 2006 году - в соответствии с утвержденным планом реализации подпрограммы.
В расчете показателей эффективности подпрограммы базовым годом является 2001 год. Коэффициент дисконтирования принят на уровне 0,13.
Коммерческая эффективность подпрограммы определяется на основе приростов сумм чистой прибыли и амортизационных отчислений авиаперевозчиков как производителей конечного продукта в сфере гражданской авиации. Здесь же учитываются доходы от неавиационной деятельности, получаемые аэропортами, а также доходы, получаемые аэропортами за обслуживание иностранных авиаперевозчиков.
При определении суммы чистой прибыли от основной деятельности гражданской авиации (осуществление авиаперевозок и авиационных работ) в общей сумме доходов учитывается инвестиционная составляющая.
Общественная экономическая эффективность подпрограммы определяется исходя из сумм доходов предприятий авиационной промышленности от производства гражданской авиатехники, аналогичных показателей предприятий гражданской авиации, проведения строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также исходя из внетранспортного эффекта, связанного с деятельностью гражданской авиации.
В целом анализ социально-экономических результатов в случае реализации подпрограммы в 2002-2010 годах показывает, что величина общественной экономической эффективности подпрограммы составит 61,9 млрд.рублей, величина коммерческой эффективности - 39,2 млрд.рублей, бюджетной эффективности - 21,9 млрд.рублей. Срок окупаемости затрат на реализацию подпрограммы составляет по критерию общественной эффективности - 3,1 года, по критерию коммерческой эффективности - 4,9 лет.
Поставки авиакомпаниям новых воздушных судов позволят сократить эксплуатационные расходы на авиационные горюче-смазочные материалы, повысить качество обслуживания пассажиров, грузоотправителей и иной клиентуры воздушного транспорта, а также уровень конкурентоспособности российских авиакомпаний на международных авиатранспортных рынках, удержать рост авиационных тарифов ниже уровня инфляции.
Модернизация действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО позволит российским авиакомпаниям сохранить занимаемые ими секторы международного авиатранспортного рынка, повысить безопасность полетов и экологическую безопасность в отношении снижения уровня шума на местности и вредных выбросов в атмосферу.
Выполнение работ по оснащению аэропортов и авиапредприятий современными средствами авиационной безопасности позволит повысить эффективность деятельности сотрудников служб авиационной безопасности по противодействию террористическим актам на воздушном транспорте, воспрепятствовать незаконному провозу оружия и других запрещенных предметов и веществ. Использование современного оборудования улучшит условия обслуживания авиапассажиров, уменьшит уровень воздействия рентгеновского и электромагнитного излучений на пассажиров, их багаж и груз, а также на авиационный персонал. Эффективность реализации этой задачи носит социальный характер.
Создание современной конкурентоспособной системы управления авиаперевозками и использование новейших систем управления позволит повысить уровень спроса на авиаперевозки и укрепить финансовое положение авиакомпаний.
В целом выполнение подпрограммы обеспечит увеличение объемов пассажирских авиаперевозок более чем в 2 раза и максимально удовлетворит растущий спрос населения на авиаперевозки и авиационные работы, а также будет способствовать реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.