Механизм реализации Программы определяет комплекс мер, осуществляемых государственными заказчиками в целях эффективности реализации отдельных мероприятий и достижения планируемых результатов в целом.
Механизм реализации Программы формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и прежде всего Федеральным законом "О концессионных соглашениях", Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 714, и Положением об Инвестиционном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 года N 694.
Реализация Программы осуществляется путем:
привлечения собственных средств частных инвесторов, в том числе владельцев транспортных предприятий и грузовладельцев;
создания условий для повышения инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности транспортной отрасли экономики;
использования различных форм государственной поддержки.
Частные инвестиции становятся одним из основных источников финансирования обновления основных фондов. Программой предусматриваются привлечение инвестиций владельцев транспортных организаций и грузовладельцев и создание условий для расширения инвестиционных возможностей организаций транспортного комплекса за счет:
расширения при строительстве крупных транспортных объектов практики государственно-частного партнерства и заключения договоров о концессиях;
содействия инвесторам в привлечении кредитных ресурсов российских и иностранных банков, международных и иностранных финансовых организаций;
организационного содействия в формировании консорциумов и других объединений для финансирования крупных проектов, в том числе с участием инвесторов;
распространения информации среди различных групп потенциальных инвесторов о наиболее эффективных и актуальных с точки зрения государства инвестиционных проектах;
повышения инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности транспортной отрасли.
Успешная реализация целей Программы в значительной степени определяется расширением круга участников инвестиционного процесса, что может быть достигнуто при эффективном использовании следующих направлений повышения инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности транспортного комплекса Российской Федерации:
проведение гибкой и адекватной тарифной политики, отвечающей как интересам потребителей транспортных услуг, так и интересам организаций транспорта;
снижение рисков для частных инвесторов.
Государственная поддержка реализации Программы осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, инвестиционные проекты, направленные на развитие транспортной инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств Российской Федерации по созданию транспортных объектов на территории страны, могут размещаться на конкурсной основе для получения государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Финансирование работ по Программе и по ее отдельным подпрограммам и проектам за счет средств федерального бюджета осуществляется путем целевого назначения через государственных заказчиков Программы.
Программа реализуется путем заключения государственных контрактов между государственными заказчиками и исполнителями программных мероприятий.
Отбор организаций - исполнителей Программы независимо от их организационно-правовых форм осуществляется государственными заказчиками в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Средства из федерального бюджета предоставляются государственным заказчикам в соответствии с установленными объемами финансирования по Программе на очередной финансовый год. Финансирование осуществляется после заключения государственных контрактов.
Система информационного обеспечения реализации Программы предполагает ведение базы данных о ходе выполнения программных мероприятий по каждой подпрограмме и в целом по Программе, в том числе по регионам.
Основные сведения о результатах реализации Программы, выполнении целевых и объемных показателей, об объеме затраченных на выполнение Программы финансовых ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не реже 2 раз в год.
Государственный заказчик - координатор Программы организует размещение в сети Интернет текста Программы, утвержденной Правительством Российской Федерации, нормативных правовых актов по управлению ее реализацией и контролю за ходом выполнения программных мероприятий, а также сведений о ходе реализации Программы, программных мероприятиях на ближайшие 2-3 года, фактическом финансировании Программы, заключенных государственных контрактах, объемах их финансирования и исполнителях, результатах мониторинга реализации Программы и другой информации.
Организационная структура управления реализацией Программы разработана с учетом решений Правительства Российской Федерации, ее масштабности и сложности и учитывает накопленный опыт реализации федеральных целевых программ в области транспорта в предыдущий период.
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство транспорта Российской Федерации.
Государственными заказчиками подпрограмм являются Министерство транспорта Российской Федерации (подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг"), Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта.
Основными задачами управления реализацией Программы являются:
обеспечение скоординированной реализации Программы в целом и входящих в ее состав подпрограмм, а также корректировка (актуализация) программных мероприятий и заданий в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны и положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года;