Для обеспечения устойчивой и эффективной работы железнодорожного транспорта, а также для повышения его безопасности и удовлетворения растущих потребностей населения и экономики страны в перевозках в подпрограмме предусматриваются:
капитальные вложения на модернизацию и обновление производственной базы железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на развитие материально-технической базы железнодорожного транспорта, включая совершенствование ведения путевого хозяйства, на внедрение ресурсосберегающих технологий, проектирование подвижного состава нового поколения, организацию скоростного пассажирского движения, обновление устройств электроснабжения и решение природоохранных проблем и осуществляемые за счет внебюджетных средств;
исследования по научному сопровождению государственного управления реализацией подпрограммы и ее актуализации, по разработке предложений, касающихся совершенствования государственного управления железнодорожным транспортом и его нормативной правовой базы, по развитию информационных систем, прогнозирования и технического регулирования на железнодорожном транспорте, осуществляемые за счет средств федерального бюджета.
Основным принципом разработки подпрограммы является формирование комплексных инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение стратегических целей и решение задач развития железнодорожного транспорта.
Для обеспечения максимального экономического эффекта и повышения контроля за инвестиционным процессом при формировании комплексных проектов использован метод проектно-ориентированного подхода во взаимосвязи с маркетинговыми оценками ожидаемых масштабов грузо- и пассажиропотоков на основных направлениях перевозок.
В основу формирования инвестиционной составляющей подпрограммы заложены следующие базовые принципы:
комплексность и этапность развития инфраструктуры железных дорог как основного ресурса для осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
формирование комплексных инфраструктурных проектов по основным маркетинговым направлениям ожидаемых грузо- и пассажиропотоков;
максимальное удовлетворение потребности отрасли в приобретении и модернизации подвижного состава, исходя из реальных производственных мощностей заводов и финансовых возможностей отрасли.
Инвестиционная составляющая подпрограммы сформирована с учетом структурной реформы железнодорожной отрасли, предусматривающей выделение Федеральной пассажирской компании и формирование дочерних предприятий в конкурентном секторе.
Инвестиционные мероприятия осуществляются за счет собственных средств предприятий (амортизационные отчисления, прибыль, продажа акций) и привлеченных средств (лизинг, кредиты, займы и др.), а также средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Развитие инфраструктуры железных дорог направлено на снижение эксплуатационных затрат за счет обновления основных фондов и увеличение доходов железнодорожного транспорта общего пользования за счет освоения дополнительных объемов грузовых и пассажирских перевозок.
Для выполнения задачи развития инфраструктуры железных дорог необходимо осуществление мероприятий согласно приложению N 2.
В составе мероприятий, направленных на оптимизацию перевозочного процесса, предусматриваются увеличение массы и длины грузовых поездов и скоростей их движения, а также внедрение современных систем управления перевозочным процессом на основе информатизации отрасли. В первую очередь реализацию указанных мероприятий предполагается осуществить на основных магистральных направлениях, где выполняется примерно 70 процентов грузооборота.
Основными принципами решения задачи развития инфраструктуры железных дорог являются следующие:
концентрация функций управления перевозочным процессом на уровне центра управления перевозками и дорожных центров;
создание единой железнодорожной сети без внутренних границ между железными дорогами и отделениями;
создание единого парка локомотивов нескольких дорог на удлиненных полигонах обращения;
унификация веса и длины грузовых поездов и тягового подвижного состава по районам обращения;
совершенствование нормативной базы;
переход от балансового метода управления и учета рабочего парка вагонов и локомотивов к целевому, автоматизированному в режиме реального времени;
категорирование железнодорожных линий и основных объектов железных дорог;
реализация технологий, требующих минимальных затрат людских ресурсов на объектах линейного уровня;
создание единого информационного пространства на всей сети железных дорог Российской Федерации;
концентрация работы на крупных технически подготовленных объектах.
Повышение весовых норм грузовых поездов является одним из приоритетных направлений, позволяющих увеличить провозную способность и повысить эффективность работы железных дорог.
Средний вес грузовых поездов предусматривается увеличить за счет более широкого использования параллельных весовых норм грузовых поездов для маршрутов с тяжелыми грузами (углем, рудой, нефтью и нефтепродуктами, металлом, удобрениями и минерально-строительными грузами), а также за счет удлинения приемоотправочных путей на основных направлениях сети железных дорог для пропуска груженых поездов, состоящих из 71 вагона, и порожних поездов, состоящих из 100 вагонов.