1.1. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее - Росздравнадзор) в целях унификации процесса определения потребности* и составления заявок** на ЛС в соответствии с Регламентом создания, ведения и распространения справочников и классификаторов, используемых для информационного обеспечения мероприятий по дополнительному лекарственному обеспечению, утвержденным Минздравсоцразвития России (далее - Регламент), передает в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) и фармацевтические организации (далее - ФО) Справочник лекарственных средств (далее - Справочник). ФОМС через территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) передает Справочник в лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛПУ), участвующие в системе дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. В случае внесения изменений и дополнений в Справочник, участники ДЛО получают обновленные версии в сроки, предусмотренные Регламентом.
________________
* Потребность в лекарственных средствах - количество лекарственных средств, предусмотренных Перечнем лекарственных средств, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, необходимое на определенный период (месяц, квартал и т.д.).
** Заявка на лекарственные средства - потребность в лекарственных средствах, выраженная в количественном и денежном выражениях.
1.2. После получения регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в части дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами (далее - региональный сегмент регистра), руководитель ЛПУ предоставляет его врачам (фельдшерам), имеющим право выписки рецептов отдельным категориям граждан, в целях:
- составления "Паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг";
- подтверждения достоверности информации о праве граждан, прикрепленных к ЛПУ, на получение необходимых лекарственных средств;
- определения количества пациентов по каждой группе социально значимых заболеваний и др.
1.3. Граждане, включенные в региональный сегмент регистра, после осмотра врачом (фельдшером) и постановки на диспансерное наблюдение обеспечиваются необходимыми лекарственными средствами в соответствии с Перечнем лекарственных средств, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Перечень).
1.4. Формирование сводной заявки (ежеквартальное или ежемесячное) на лекарственные средства для дополнительного лекарственного обеспечения граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации (далее - Сводная заявка), рекомендуется осуществлять в соответствии с приложениями 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
1.5. Врач (фельдшер) при наличии соответствующих справочников представляет руководителю лечебно-профилактического учреждения информацию о потребности в необходимых лекарственных средствах на установленный период (приложение 3). Руководитель лечебно-профилактического учреждения при получении потребности на необходимые лекарственные средства обобщает и анализирует ее, формирует сводную потребность (приложение 4) на планируемый период до пятого числа текущего месяца и передает в аптечное учреждение на согласование. Аптечное учреждение при согласовании сводной потребности учитывает остатки лекарственных средств в аптеке, расход, количество принятых на обеспечение рецептов по определенным наименованиям лекарственных средств и др.
1.6. Подписанная руководителями и заверенная печатями ЛПУ и аптечного учреждения сводная потребность передается в муниципальный орган управления здравоохранением Российской Федерации до десятого числа месяца, предшествующего началу планируемого периода. При отсутствии муниципального органа управления здравоохранением Российской Федерации сводная потребность формируется центральной районной больницей.
Муниципальный орган управления здравоохранением осуществляет свод и анализирует поступившие от ЛПУ сводные потребности в лекарственных средствах. Подписанная руководителем и заверенная печатью муниципального органа управления здравоохранением сводная потребность передается в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации до пятнадцатого числа текущего месяца, предшествующего началу планируемого периода для формирования сводной потребности субъекта Российской Федерации.
1.7. Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федераций с привлечением главных специалистов, совместно с ФО объединяют сводные потребности муниципальных образований в сводную заявку с учетом Инструкции по составлению Сводной заявки на лекарственные средства для дополнительного лекарственного обеспечения граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации (приложение 6), анализируют ее и направляют на согласование в ФО в части остатков лекарственных средств и в аптечных учреждениях и фармацевтических организациях* и гарантированных поставок, и территориальный орган Росздравнадзора в части наименований и цен лекарственных средств.
________________
* Фармацевтическая организация до формирования Сводной заявки проводит снятие остатков лекарственных средств в аптеках и на складах субъекта Российской Федерации.
1.8. При согласовании Сводной заявки на коллегиальной основе с вышеуказанными учреждениями ТФОМС корректирует объем поставок в суммовом выражении с учетом коэффициентов применяемости* лекарственных средств и сопоставляет с базовой потребностью в лекарственных средствах, утвержденной ФОМС по согласованию с Росздравнадзором.
________________
* Коэффициент применяемости торгового наименования лекарственного средства - доля данного торгового наименования ЛС в совокупном натуральном объеме отпущенных ЛС, относящихся к данному МНН.
Базовая потребность в лекарственных средствах - суммовое выражение месячного натурального объема потребления лекарственных средств в субъекте Российской Федерации, рассчитанное на основе фактического потребления лекарственных средств в установленный период прошлого года, сохранившими свое право на получение лекарственных средств в текущем году.
1.9. Итоговая сумма сводной заявки на лекарственные средства может изменяться в зависимости от изменения номенклатуры лекарственных средств, возможного прироста граждан отдельных категорий - получателей необходимых лекарственных средств и прочих показателей.
При изменении номенклатуры поставок лекарственных средств перераспределение коэффициентов применяемости торговых наименований лекарственного средства (в рамках одного МНН) не может превышать 20% от показателей базовой (ежемесячной) потребности. При превышении потребности свыше 20% от базовой (по количеству, по сумме) к сводной заявке ОУЗ предоставляет аргументированное обоснование.
Сводная заявка на лекарственные средства субъекта Российской Федерации, утвержденная руководителями органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и ТФОМС до двадцатого числа месяца, предшествующего планируемому периоду, направляется ТФОМС в ОУЗ, ЛПУ, ФО.
1.10. Информация об исполнении сводной заявки направляется исполнителями ФО до пятого числа первого месяца планируемого периода в ОУЗ, ФОР и ТФОМС.
1.11. При возникновении дефектуры* лекарственных средств в аптечном учреждении, последнее, по согласованию с ФО, осуществляет отпуск лекарственных средств из имеющихся в наличии медикаментов в пределах согласованной и утвержденной сводной заявки на лекарственные средства по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство.
________________
* Дефектура лекарственных средств в аптечных организациях - отсутствие лекарственных средств (МНН), необходимых для обеспечения больных по рецептам врачей (фельдшеров) на момент поступления рецепта в аптечную организацию.