ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПИСЬМО

     
от 17 июля 2006 года N 5149/40-1

     

 [О направлении Методических рекомендаций "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг"]  



Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет для использования в работе Методические рекомендации "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", согласованные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и одобренные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Базовую (месячную) потребность в лекарственных средствах на 2006 год, утвержденную Федеральным фондом ОМС и согласованную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, и копию совместного письма между Федеральным фондом ОМС и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития "О заявке на лекарственные средства в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения на III кв. 2006 года.

Одновременно ФОМС просит копию утвержденной Базовой (месячной) потребности в лекарственных средствах на 2006 год направить в территориальный орган управления здравоохранением.

Приложения:

1. Методические рекомендации.

2. Базовая потребность: первый и последний лист (оригинал) и электронная версия на cd диске*.

3. Копия письма*.

________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".     


Заместитель директора
Д.Н.Усенко

     

ОДОБРЕНО:
Заместитель Министра
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
В.И.Стародубов
2006 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан,
имеющих право на предоставление набора социальных услуг"



Методические рекомендации "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг" вносит Департамент фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования

Исполнитель: начальник отдела нормативно-правового регулирования мер социальной поддержки уязвимых категорий населения тел.: 627-24-96

Т.В.Рейхтман

Заместитель директора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования

Д.В.Рейхарт

Директор Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования

Н.Н.Володин

     
СОГЛАСОВАНО:
Директор Правового департамента
М.А.Ковалевский

Заместитель руководителя
Федеральной службы по надзору
в сфере здравоохранения и
социального развития
Е.А.Тельнова

Заместитель директора Федерального фонда
 обязательного медицинского страхования
 Д.Н.Усенко

ПЕРЕЧЕНЬ
 принятых в Методических рекомендациях сокращений


ДЛО

Дополнительное лекарственное обеспечение - обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

ЛС

Лекарственное средство, необходимое для обеспечения отдельных категорий граждан

МНН

Международное непатентованное наименование лекарственного средства

ТН

Торговое наименование лекарственного средства

ЛПУ

Лечебно-профилактическое учреждение

МОУЗ

Муниципальный орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации

ОУЗ

Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации

ФО

Фармацевтическая организация оптовой торговли, осуществляющая поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, указанных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, утвержденном в установленном порядке в соответствии с Государственным контрактом, заключенным с ТФОМС.

ФОР

Фармацевтическая организация, осуществляющая поставки лекарственных средств в рамках ДЛО в субъекте Российской Федерации на основании договора с фармацевтической организацией, заключившей Государственный контракт с ТФОМС, и аптечными учреждениями

ФОМС

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

ТФОМС

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Росздравнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Территориальный орган Росздравнадзора

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

СНИЛС

Страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования

НДС

Налог на добавленную стоимость

Региональный сегмент регистра

Сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на уровне субъекта Российской Федерации



В целях оптимизации взаимодействия участников дополнительного лекарственного обеспечения Министерством здравоохранения и социального развития совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с учетом практики реализации дополнительного лекарственного обеспечения подготовлены Методические рекомендации "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", в которых содержится примерный порядок взаимодействия участников ДЛО при определении потребности в лекарственных средствах, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, и формирования заявок на лекарственные средства.

I. Определение потребности и формирование заявки на лекарственные средства

1.1. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее - Росздравнадзор) в целях унификации процесса определения потребности* и составления заявок** на ЛС в соответствии с Регламентом создания, ведения и распространения справочников и классификаторов, используемых для информационного обеспечения мероприятий по дополнительному лекарственному обеспечению, утвержденным Минздравсоцразвития России (далее - Регламент), передает в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) и фармацевтические организации (далее - ФО) Справочник лекарственных средств (далее - Справочник). ФОМС через территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) передает Справочник в лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛПУ), участвующие в системе дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. В случае внесения изменений и дополнений в Справочник, участники ДЛО получают обновленные версии в сроки, предусмотренные Регламентом.

________________

* Потребность в лекарственных средствах - количество лекарственных средств, предусмотренных Перечнем лекарственных средств, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, необходимое на определенный период (месяц, квартал и т.д.).

** Заявка на лекарственные средства - потребность в лекарственных средствах, выраженная в количественном и денежном выражениях.

1.2. После получения регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в части дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами (далее - региональный сегмент регистра), руководитель ЛПУ предоставляет его врачам (фельдшерам), имеющим право выписки рецептов отдельным категориям граждан, в целях:

- составления "Паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг";

- подтверждения достоверности информации о праве граждан, прикрепленных к ЛПУ, на получение необходимых лекарственных средств;

- определения количества пациентов по каждой группе социально значимых заболеваний и др.

1.3. Граждане, включенные в региональный сегмент регистра, после осмотра врачом (фельдшером) и постановки на диспансерное наблюдение обеспечиваются необходимыми лекарственными средствами в соответствии с Перечнем лекарственных средств, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Перечень).

1.4. Формирование сводной заявки (ежеквартальное или ежемесячное) на лекарственные средства для дополнительного лекарственного обеспечения граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации (далее - Сводная заявка), рекомендуется осуществлять в соответствии с приложениями 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

1.5. Врач (фельдшер) при наличии соответствующих справочников представляет руководителю лечебно-профилактического учреждения информацию о потребности в необходимых лекарственных средствах на установленный период (приложение 3). Руководитель лечебно-профилактического учреждения при получении потребности на необходимые лекарственные средства обобщает и анализирует ее, формирует сводную потребность (приложение 4) на планируемый период до пятого числа текущего месяца и передает в аптечное учреждение на согласование. Аптечное учреждение при согласовании сводной потребности учитывает остатки лекарственных средств в аптеке, расход, количество принятых на обеспечение рецептов по определенным наименованиям лекарственных средств и др.

1.6. Подписанная руководителями и заверенная печатями ЛПУ и аптечного учреждения сводная потребность передается в муниципальный орган управления здравоохранением Российской Федерации до десятого числа месяца, предшествующего началу планируемого периода. При отсутствии муниципального органа управления здравоохранением Российской Федерации сводная потребность формируется центральной районной больницей.

Муниципальный орган управления здравоохранением осуществляет свод и анализирует поступившие от ЛПУ сводные потребности в лекарственных средствах. Подписанная руководителем и заверенная печатью муниципального органа управления здравоохранением сводная потребность передается в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации до пятнадцатого числа текущего месяца, предшествующего началу планируемого периода для формирования сводной потребности субъекта Российской Федерации.

1.7. Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федераций с привлечением главных специалистов, совместно с ФО объединяют сводные потребности муниципальных образований в сводную заявку с учетом Инструкции по составлению Сводной заявки на лекарственные средства для дополнительного лекарственного обеспечения граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации (приложение 6), анализируют ее и направляют на согласование в ФО в части остатков лекарственных средств и в аптечных учреждениях и фармацевтических организациях* и гарантированных поставок, и территориальный орган Росздравнадзора в части наименований и цен лекарственных средств.

________________

* Фармацевтическая организация до формирования Сводной заявки проводит снятие остатков лекарственных средств в аптеках и на складах субъекта Российской Федерации.

1.8. При согласовании Сводной заявки на коллегиальной основе с вышеуказанными учреждениями ТФОМС корректирует объем поставок в суммовом выражении с учетом коэффициентов применяемости* лекарственных средств и сопоставляет с базовой потребностью в лекарственных средствах, утвержденной ФОМС по согласованию с Росздравнадзором.

________________

* Коэффициент применяемости торгового наименования лекарственного средства - доля данного торгового наименования ЛС в совокупном натуральном объеме отпущенных ЛС, относящихся к данному МНН.


Базовая потребность в лекарственных средствах - суммовое выражение месячного натурального объема потребления лекарственных средств в субъекте Российской Федерации, рассчитанное на основе фактического потребления лекарственных средств в установленный период прошлого года, сохранившими свое право на получение лекарственных средств в текущем году.

1.9. Итоговая сумма сводной заявки на лекарственные средства может изменяться в зависимости от изменения номенклатуры лекарственных средств, возможного прироста граждан отдельных категорий - получателей необходимых лекарственных средств и прочих показателей.

При изменении номенклатуры поставок лекарственных средств перераспределение коэффициентов применяемости торговых наименований лекарственного средства (в рамках одного МНН) не может превышать 20% от показателей базовой (ежемесячной) потребности. При превышении потребности свыше 20% от базовой (по количеству, по сумме) к сводной заявке ОУЗ предоставляет аргументированное обоснование.

Сводная заявка на лекарственные средства субъекта Российской Федерации, утвержденная руководителями органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и ТФОМС до двадцатого числа месяца, предшествующего планируемому периоду, направляется ТФОМС в ОУЗ, ЛПУ, ФО.

1.10. Информация об исполнении сводной заявки направляется исполнителями ФО до пятого числа первого месяца планируемого периода в ОУЗ, ФОР и ТФОМС.

1.11. При возникновении дефектуры* лекарственных средств в аптечном учреждении, последнее, по согласованию с ФО, осуществляет отпуск лекарственных средств из имеющихся в наличии медикаментов в пределах согласованной и утвержденной сводной заявки на лекарственные средства по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство.

________________

* Дефектура лекарственных средств в аптечных организациях - отсутствие лекарственных средств (МНН), необходимых для обеспечения больных по рецептам врачей (фельдшеров) на момент поступления рецепта в аптечную организацию.

1.12. ФО на основании сводной заявки обеспечивает необходимыми лекарственными средствами ФОР и аптечные учреждения, участвующие в ДЛО.

1.13. ФОР информирует ОУЗ, МОУЗ, аптечные учреждения о поступивших и имеющихся в наличии лекарственных средствах.

1.14. Аптечные учреждения информируют ЛПУ о наличии лекарственных средств с согласованной периодичностью.

1.15. С целью управления товарными запасами, аптечные учреждения, участвующие в ДЛО, информируют о наличии лекарственных средств ФОР один раз в неделю и по мере необходимости направляют в их адрес текущие* и срочные** заявки на лекарственные средства (для оперативности - в электронном виде) в пределах планируемой заявки.

________________

* Текущая заявка - оперативная заявка аптечной организации в ФОР, являющаяся частью общей потребности.

** Срочная заявка - заявка на обеспечение лекарственным средством по рецепту. Оформленному врачебной пометкой "cito". Объем срочной заявки не должен превышать 5% утвержденной базовой потребности (заявки) в ЛС.


Оригиналы заявок заверяются подписью руководителя, печатью аптечного учреждения и передаются в ФОР, которая регистрирует текущие и срочные заявки и принимает меры к их удовлетворению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»