Ключевым условием устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения является стабильное и гарантированное обеспечение экономики страны энергоресурсами. Развитие атомной энергетики играет в этом отношении принципиальную роль, решая широкий круг следующих взаимосвязанных задач:
стабильное производство электроэнергии на условиях, не связанных с динамикой мировых цен на топливо, и, таким образом, способствующее сохранению макроэкономической стабильности и энергетической безопасности;
замещение углеводородов как ценного химического сырья и стратегического экспортного товара в топливном балансе страны;
снижение техногенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения выбросов парниковых газов, что способствует реализации положений Киотского протокола;
ввод новых энергоблоков атомных электростанций, обеспечивающий выпуск серийной продукции организаций атомного энергопромышленного комплекса России;
укрепление позиций атомного энергопромышленного комплекса России на мировых рынках;
обеспечение развития научной и производственной базы для текущего функционирования и создания потенциала для развития в области ядерной, радиационной и экологической безопасности.
Для целей настоящей Концепции под атомным энергопромышленным комплексом понимается совокупность организаций, осуществляющих свою деятельность в горнодобывающей области, в области аффинажного, разделительного, сублиматного производства, производства ядерного топлива для атомных электростанций, переработки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, атомного энергетического машиностроения, строительства атомных электростанций, производства электрической и тепловой энергии на атомных электростанциях, а также научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии.
Перспективы развития атомной энергетики Российской Федерации определены:
Программой развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 815;
стратегией развития атомной энергетики России на первую половину XXI века, одобренной Правительством Российской Федерации 25 мая 2000 г.;
Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р;
подпрограммой "Безопасность и развитие атомной энергетики" федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 796.
По предварительным расчетам, планируемое производство электроэнергии в целом по стране составит в 2008 году 999-1014 млрд. кВт/ч, в 2015 году - 1111-1158 млрд. кВт/ч. При сохранении таких темпов роста производства электроэнергии выработка электроэнергии к 2020 году может составить около 1260 млрд. кВт/ч, что ниже уровня, определенного в Энергетической стратегии России на период до 2020 года. В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года объем производства электроэнергии на атомных электростанциях должен составить около 300 млрд. кВт/ч, в результате производство электроэнергии на атомных станциях возрастет до 23 процентов общего объема производства электроэнергии в стране (в европейской части России - до 32 процентов).
В настоящее время на 10 действующих атомных электростанциях России эксплуатируется 31 энергоблок общей установленной мощностью 23,2 ГВт. В 2005 году атомные электростанции выработали 152,9 млрд. кВт/ч электроэнергии, что составляет 16 процентов общего объема производства электроэнергии, введен в промышленную эксплуатацию энергоблок N 3 с реактором ВВЭР-1000 на Калининской атомной электростанции, продолжены строительные и пусконаладочные работы по сооружению энергоблоков атомных электростанций за пределами территории Российской Федерации.
Из-за недостаточного финансирования (на уровне 70,6 процента предусмотренного объема) реализация подпрограммы "Безопасность и развитие атомной энергетики" федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года идет со значительным отставанием, в частности, к 2005 году вместо предусмотренных 3 энергоблоков атомных электростанций общей установленной электрической мощностью 3 ГВт были введены в эксплуатацию только 2 энергоблока атомных электростанций общей установленной электрической мощностью 2 ГВт.
В то же время развитие мировой энергетики на современном этапе выходит на качественно новый этап своего развития, который характеризуется углубляющимся разрывом между энергопотреблением и известной ресурсной базой органического топлива.
Рост цен на нефть на мировом рынке связан не только с различными конъюнктурными факторами, но и с риском возникновения масштабного энергетического кризиса, который будет носить системный характер. В случае возникновения дефицита нефти в 2008-2015 годах по всему энергетическому комплексу могут начаться кризисные явления.
Значительное повышение цены на нефть в условиях ее дефицита окажет прямое воздействие на стоимость природного газа (существует объективная корреляция цены между углеводородами), что не позволит реализовать планы замещения и ввода мощностей электростанций, работающих на природном газе. При этом необходимо учитывать, что ресурсы природного газа в случае большого спроса будут исчерпаны еще более быстрыми темпами, чем нефтяные ресурсы.
Для нормализации ситуации и снижения зависимости энергетики от роста цен на нефть и природный газ необходимо масштабное развитие атомной энергетики, которая обладает еще одним преимуществом - удовлетворяет требованиям Киотского протокола.
Необходимо отметить, что темпы роста электропотребления, которые были предусмотрены Энергетической стратегией России на период до 2020 года, в настоящее время в среднем по стране выше на 50 процентов, а в отдельных наиболее динамично развивающихся районах в несколько раз превышают запланированные. Именно эти крупные городские агломерации, районы добычи углеводородов и размещения организаций тяжелой промышленности сталкиваются сегодня с реальной перспективой того, что недостаток мощностей электроэнергетики может стать сдерживающим фактором экономического развития субъектов Российской Федерации.
Масштаб производства электроэнергии на атомных электростанциях сегодня не в состоянии обеспечить достаточную базу ни для своего воспроизводства (простое замещение мощностей), ни для экономической рентабельности смежных отраслей.
В ближайшей перспективе на первый план выходит задача опережающего развития энергетики, ее коренного перевооружения, модернизации и интеграции в мировую экономику. Необходимо укрепить позиции России на мировых рынках энергетического машиностроения, максимально используя новейшие технологии и международную кооперацию.
Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года" (далее - Программа) призвана обеспечить существенное возрастание вклада атомного энергопромышленного комплекса во внутренний валовой продукт страны и способствовать достижению следующих национальных стратегических целей:
повышение уровня и качества жизни населения;
укрепление национальной безопасности;
обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста;
формирование условий для социально-экономического развития.
Развитие атомного энергопромышленного комплекса относится к наиболее приоритетным задачам, что отражено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.