ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 7 июля 2006 года N 419


О внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 1996 года N 480



В целях обеспечения дальнейшего социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, уточнения перечня программных мероприятий и объема их финансирования Правительство Российской Федерации

постановляет:


Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 480 "Об утверждении Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.2007; 2002, N 13, ст.1208; 2003, N 52, ст.5062; 2004, N 52, ст.5498).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 июля 2006 года N 419

     

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации
 от 15 апреля 1996 года N 480 "Об утверждении Федеральной целевой
 программы экономического и социального развития Дальнего Востока
и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года"


Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"Федеральная целевая программа
"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока
и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года"

     

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие
 Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года"


Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья

на 1996-2005 годы и до 2010 года"

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

-

Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 года N 1118, постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 480

Государственный заказчик-координатор Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации

Государственные заказчики Программы

-

Федеральное агентство по энергетике, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Основные разработчики Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, государственное унитарное предприятие научно-исследовательский центр "Зарубежсхема" при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, государственное научное предприятие "Северо-Кавказский научный центр высшей школы" (использование материалов Института экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук, государственного научно-исследовательского учреждения "Совет по изучению производительных сил" Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академии наук, Дальневосточного научно-исследовательского института рынка при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Дальний Восток и Забайкалье), общество с ограниченной ответственностью "Центр реструктуризации и развития предприятий", закрытое акционерное общество "Международный центр развития регионов"

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются:

создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации;

формирование необходимой инфраструктуры и

благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья и стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества;

развитие социальной сферы, достижение социальных нормативов, соответствующих специфике Дальнего Востока и Забайкалья;

повышение уровня жизни населения;

улучшение демографической ситуации;

повышение эффективности использования ресурсов, обеспечение ускоренных темпов роста экономики в целях предотвращения миграции населения в другие регионы.

Задачами Программы являются:

сохранение и создание рабочих мест в целях обеспечения занятости населения;

формирование благоприятного социального климата для обеспечения деятельности и здорового образа жизни населения, обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, развитие энергетического и рыбохозяйственного комплексов, транспорта и связи;

проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и оздоровлению природной среды

Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы

-

сохранение и создание новых рабочих мест; ввод объектов социальной сферы; ввод объектов инженерной инфраструктуры; увеличение темпов роста валового регионального продукта и объема промышленного производства. Несоответствие результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности может служить основанием для досрочного прекращения ее действия

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется в 1996-2005 годах и до 2010 года в 1 этап

Объемы и источники финансирования

-

общий объем средств, необходимых для реализации программных мероприятий, составляет 191727,66 млн.рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 20370 млн.рублей (10,62 процента затрат на реализацию Программы); за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (Дальний Восток и Забайкалье) - 19355,85 млн.рублей (10,09 процента затрат на реализацию Программы); за счет внебюджетных источников - 152001,81 млн.рублей (79,28 процента затрат на реализацию Программы)

Ожидаемые конечные результаты

-

в результате реализации мероприятий Программы будет создано более 13 тысяч и сохранено более 30 тысяч

реализации Программы

рабочих мест;

в 2010 году увеличатся по сравнению с 2004 годом:

темпы роста валового регионального продукта в 1,58 раза;

объем производства промышленной продукции в 2,2 раза;

объем собираемых налогов и сборов в 1,6 раза

     

     

I. Характеристика проблемы, на решение
 которой направлена Программа


Территория Дальнего Востока и Забайкалья составляет 6998,7 тыс.кв.км (40,99 процента территории Российской Федерации). На ней расположены 13 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская и Читинская области, Еврейская автономная область, Чукотский, Корякский и Агинский Бурятский автономные округа. Численность постоянного населения на 1 января 2005 года составляла 8771,4 тыс.человек (6,1 процента населения страны). Плотность населения колеблется от 0,1 до 12,4 человека на 1 кв.км, в среднем по регионам Дальнего Востока и Забайкалья составляет 1,3 жителя на 1 кв.км.

Совокупный объем валового регионального продукта, произведенного регионами Дальнего Востока и Забайкалья в 2004 году, составил 5,6 процента суммарного валового регионального продукта, произведенного регионами Российской Федерации.

Объем производства промышленной продукции в регионах Дальнего Востока и Забайкалья в 2005 году составил 469,9 млрд.рублей, или 102,3 процента по отношению к уровню 2004 года. Рост в основном наблюдался в Приморском крае - 112,3 процента и Чукотском автономном округе - 116,8 процента. В то же время в ряде регионов отмечалось сокращение объема производства промышленной продукции: в Республике Саха (Якутия) - 94 процента, Амурской области - 94,6 процента, Корякском автономном округе - 95,9 процента.

Объем инвестиций в основные фонды регионов Дальнего Востока и Забайкалья в 2005 году вырос и составил 105,4 процента по отношению к уровню 2004 года. Основной рост объема инвестиций наблюдался в Республике Саха (Якутия) - 125,8 процента, Камчатской области 121,4 процента и Еврейской автономной области - 156,1 процента. Падение объема инвестиций отмечалось в Республике Бурятия - 92 процента, Магаданской области - 85,4 процента, Амурской области - 97,6 процента, Читинской области - 95,8 процента и Корякском автономном округе - 79,9 процента.

Первое место по объему иностранных инвестиций среди регионов Дальнего Востока и Забайкалья занимает Сахалинская область - 75,8 процента всех инвестиций, далее следует Республика Саха (Якутия) - 16,1 процента (средства в основном направлены на добычу алмазов). Основными иностранными инвесторами являются Япония - 29 процентов, Нидерланды - 20 процентов и Великобритания -16 процентов.

Основу промышленности регионов составляют топливно-энергетический комплекс, цветная металлургия, машиностроение, металлообработка, лесопромышленный комплекс, транспорт и пищевая (в том числе рыбная - более 68 процентов) промышленность.

В 10 из 13 регионов, входящих в состав Дальнего Востока и Забайкалья, одной из ведущих отраслей сельского хозяйства является животноводство (оленеводство, овцеводство, мясомолочное животноводство, звероводство).

Занимая значительную часть территории Российской Федерации, регион Дальнего Востока и Забайкалья имеет слабо развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Дальнего Востока и Забайкалья составляет 13,8 процента эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации, соответственно протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием - 9,5 процента и протяженность внутренних судоходных путей - 28,7 процента. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс.кв.км на Дальнем Востоке в 3,6 раза, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 5,6 раза меньше, чем в среднем по стране.

Бюджеты субъектов, находящихся на Дальнем Востоке и в Забайкалье, в 2005 году были в основном дефицитными (профицит наблюдался в Приморском крае, Еврейской автономной области, Агинском Бурятском и Чукотском автономных округах).

Снижение уровня жизни при переходе к рынку, общая обстановка нестабильности негативно сказались на демографической ситуации в регионе. Дальний Восток и Забайкалье с начала 90-х годов вступили в критический период, когда численность населения стала уменьшаться катастрофическими темпами. Основную роль здесь играет естественная убыль (превышение смертности над рождаемостью). Однако население Дальнего Востока и Забайкалья сокращается также за счет миграции в другие регионы. С 1992 по 2005 год Дальний Восток потерял около 1,5 млн. человек, или 17 процентов населения. Дальний Восток и Забайкалье покидают люди трудоспособного возраста и высокой квалификации. Основными причинами оттока населения являются сложные климатические условия, отдаленность от центральных районов страны, неразвитость инфраструктурной и социальной сфер, снижение уровня жизни.

Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года" (далее - Программа) представляет собой взаимоувязанный комплекс программных проектов и мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения регионов Дальнего Востока и Забайкалья.

Мероприятия Программы направлены на предотвращение миграции населения с Дальнего Востока и поднятие его жизненного уровня, решение демографических проблем. В Программу включено строительство важных объектов, которые позволят улучшить условия жизни населения в регионе, обеспечить развитие топливно-энергетического комплекса, социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

Устойчивое социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья обеспечивает территориальную целостность Российской Федерации. Некоторые регионы Дальнего Востока являются пограничными, и их развитие приобретает еще большую значимость для страны в целом.

Решение проблем Дальнего Востока и Забайкалья полностью соответствует национальным приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации, а мероприятия и проекты Программы способствуют реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Отбор проектов Программы производился в соответствии с критериями общегосударственной значимости и приоритетности, а также с учетом ограниченных ресурсных возможностей.

Дополнительными аргументами в пользу успешной реализации Программы для решения важнейших проблем социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2010 года являются:

учет общефедеральных интересов при постановке целей и задач;

согласование в рамках реализации Программы ранее принятых Правительством Российской Федерации решений по объектам общегосударственной значимости и программным мероприятиям регионального уровня;

возможность наиболее рационального использования средств федерального бюджета;

привлечение собственных и заемных средств участников Программы и ресурсов бюджетов регионов Дальнего Востока и Забайкалья для решения общефедеральных и региональных задач.

Механизм решения задач изложен в виде системы программных мероприятий, связанных с реализацией конкретных проектов по всем приоритетным направлениям развития социально-экономической сферы. Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и представляют собой совокупность мер, направленных на достижение общей цели.

Главными составляющими Программы являются организация управления, согласованность действий участников и контроль за ходом выполнения задач социально-экономического развития.

В рамках Программы рассмотрены 2 варианта модернизации и развития социальной и инженерной инфраструктур Дальнего Востока и Забайкалья - инерционный и базовый.

Инерционный вариант предусматривает сохранение тенденций развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья, характеризующихся недостаточными объемами работ по развитию социальной и инженерной инфраструктур, проведением строительства и реконструкции только приоритетных объектов, консервацией остальных объектов строительства и реконструкции, массовым оттоком населения с территории Дальнего Востока и Забайкалья.

Базовый вариант предусматривает финансирование в объеме, необходимом для достижения следующих целей Программы: реализация важнейших проектов модернизации и развития региональной и муниципальной инфраструктур, завершение начатых объектов строительства и реконструкции, формирование социальной инфраструктуры регионов, отвечающей интересам населения страны, а также Дальнего Востока и Забайкалья.

При реализации инерционного варианта достижение поставленных в Программе целей становится практически не осуществимо. Реализация инерционного варианта будет означать дальнейшее снижение уровня жизни населения Дальнего Востока и Забайкалья и нарастающее отставание от основных показателей развития районов средней полосы России. В этом случае Дальний Восток и Забайкалье будут сдерживать развитие Российской Федерации в целом.

В связи с этим формирование системы мероприятий Программы, определение сроков и этапов ее реализации, разработка механизмов ее реализации, оценка ее экологических последствий осуществлялись по базовому варианту.

При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с:

недостатками в управлении Программой;

недостаточным учетом результатов маркетинговых исследований хода реализации Программы;

изменениями принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы.

Недостатки в управлении Программой могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов, реализующих Программу, что может привести к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств.

Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной социально-экономической ситуации в регионах.

Изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы в зависимости от характера этого изменения может привести как к существенному увеличению фактических объемов ресурсного обеспечения Программы, так и к значительному сокращению финансирования мероприятий Программы, что неизбежно приведет к невозможности достижения поставленной цели.

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации, целевые индикаторы
 и показатели эффективности реализации Программы


Целями Программы являются создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья и стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества, развитие социальной сферы, повышение уровня жизни населения, улучшение демографической ситуации, повышение эффективности использования ресурсов, обеспечение ускоренных темпов роста экономики в целях сокращения миграции населения в другие регионы.

Достижение поставленных целей означает:

совершенствование топливно-энергетического комплекса;

модернизацию ведущих отраслей Дальнего Востока и Забайкалья (рыбохозяйственного комплекса, цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности);

развитие транспортной инфраструктуры региона;

развитие минерально-сырьевого комплекса;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»