ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 июля 2006 года N 977-р

Концепции федеральной целевой программы
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития научно-технологического комплекса России
на 2007-2012 годы"
]

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы".

2. Определить государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (далее - Программа) Минобрнауки России, государственными заказчиками Программы - Роснауку, Рособразование и Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 134,36 млрд. рублей.

4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта Программы и представление его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 6 июля 2006 года
N 977-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Исследования и разработки
по приоритетным направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2012 годы"

I. Понятия, используемые в Концепции

Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:

"инновационная деятельность" - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

"инновационная продукция" - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

"инновационная система" - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы;

"инфраструктура инновационной системы" - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;

"комплексные проекты" - проекты, предусматривающие работы по опытно-конструкторским, экспериментальным и технологическим разработкам, проводимые в рамках Перечня критических технологий Российской Федерации;

"наукоемкие высокотехнологичные отрасли" - отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции;

"центры превосходства" - конкурентоспособные научно-исследовательские организации, обладающие, в частности, приборно-технологической базой мирового уровня, высококвалифицированным персоналом, которые обеспечивают приоритет Российской Федерации по отдельным критическим технологиям, при этом понятие "центры превосходства" не связано с каким-либо специальным статусом организаций.


II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации

Для обеспечения динамичного устойчивого роста экономики России принципиально важным является переход к инновационному типу ее развития, формированию экономики, основанной на знаниях. Конкурентоспособность России на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. В современном мире широкое использование инноваций в хозяйственной деятельности становится одним из основных источников повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста.

В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г., переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий, достижение которой является необходимой предпосылкой модернизации экономики и, в конечном счете, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства.

В соответствии с Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определены следующие основные задачи государственной научно-технической и инновационной политики:

создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;

создание эффективной инновационной системы;

развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;

модернизация экономики на основе технологических инноваций.

Предполагается, что федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (далее - Программа) явится одним из основных инструментов реализации указанной Стратегии.

III. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Среди проблем, требующих программного решения на федеральном уровне, целесообразно выделить следующие:

Россия обладает одним из лучших в мире интеллектуальным кадровым потенциалом в ряде областей фундаментальной науки, однако отсутствуют условия для его воспроизводства и развития, что обуславливает высокий риск деградации отечественной фундаментальной науки и утраты престижа России как научной державы;

существуют разрывы в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческим технологиям. Низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что за рубеж поставляются знания при крайне недостаточном уровне экспорта технологий;

ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в основном на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые сектором исследований и разработок знания в большей степени востребованы за рубежом. Таким образом, капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно за пределами России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.

Отбор этих проблем для программной разработки и их решения на федеральном уровне определяется необходимостью обеспечения инновационного развития российской экономики, наличием достаточно эффективных механизмов для решения этих проблем в рамках Программы, в том числе апробированных в рамках федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы и обеспечивающих распространение прогрессивных научно-технических достижений.

Достигнутая в настоящее время макроэкономическая стабилизация и повышение действенности системы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры экономики, вывода ее на высокие темпы роста. За последние годы стало очевидно, что улучшения предпринимательского и инвестиционного климата недостаточно для обеспечения желаемых темпов и направлений роста российской экономики - необходима концентрация ресурсов на направлениях, реализующих конкурентные преимущества Российской Федерации в научной и инновационной сферах.

Программно-целевой подход необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, запустить механизмы саморазвития инновационной системы. Необходимо масштабное вовлечение реального бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов инновационного развития. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать, по сути, катализатором развития тех или иных направлений.

В Программе должны быть учтены последние тенденции в развитии науки и инноваций, новые приоритетные задачи государственной научно-технической и инновационной политики на современном этапе, опыт и качественные результаты реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы.

Должна быть обеспечена преемственность Программы по отношению к федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы и, прежде всего, в отношении реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации в мае 2006 г.

Результаты реализации Программы могут быть широко использованы в реальном секторе экономики Российской Федерации. В рамках усиления инвестиционной и инновационной составляющей бюджетной политики Программа призвана занять важное место среди тех федеральных целевых программ, которые обеспечивают инновационный путь развития экономики России, изменяющий качественный характер экономического роста страны.

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода

Комплексный анализ уровня инновационного развития России, проведенный по таким ключевым параметрам эффективности в области инноваций, как человеческий капитал, генерация знаний и их применение, финансирование инноваций и рынок информационно-коммуникационных технологий, показывает, что основные преимущества России заключаются в кадровом потенциале. Российские ученые составляют около 10 процентов общего числа ученых стран - членов и наблюдателей Организации экономического сотрудничества и развития. По доле специалистов и аспирантов научных и инженерных специальностей в возрастной группе от 20 до 29 лет Россия в 2003 году опережала страны Европейского сообщества почти в 1,6 раза, а США - в 2 раза. Однако существующий кадровый потенциал в научно-технической сфере реализуется неэффективно, в связи с чем развитым иностранным государствам Россия существенно уступает по уровню инновационного развития.

Масштабы и темпы создания современной инновационной системы в России явно недостаточны, а низкая восприимчивость российских компаний к инновациям приводит к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Вследствие этого нарастает технологическое отставание России от развитых стран.

Основная системная проблема в области развития науки и инноваций заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям обеспечения национальной безопасности и растущему спросу предпринимательского сектора на передовые технологии, при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.

При отсутствии программной поддержки в сфере развития науки и инноваций вероятный сценарий развития событий будет состоять в сохранении имеющегося государственного сектора исследований и государственного образования, в развитии сектора науки, сконцентрированного в ограниченном числе крупных российских и транснациональных корпораций до небольшого размера, в создании сети малых предприятий, обслуживающих средний бизнес и удовлетворяющих их спрос на некрупные инновационные проекты.

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

В качестве возможных вариантов решения проблем в сфере развития науки и инноваций рассматриваются следующие:

эволюционный вариант, при реализации которого осуществляется прямое применение мер и механизмов, используемых при реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы с сохранением пропорций ресурсного обеспечения программных мероприятий. Преимуществами данного варианта являются отработанность механизмов поддержки, сложившаяся система управления, снижение издержек управления и наиболее заметный эффект в среднесрочной перспективе, а рисками - падающая эффективность, вытеснение частных инвестиций, сохранение круга активных субъектов инновационных процессов, исчерпание технологического потенциала, сужение базы для долгосрочного развития;

инвестиционный вариант, при реализации которого осуществляется формирование центров превосходства и развитие научно-технологической базы. Преимуществами данного варианта являются развитие научно-технологического потенциала для долгосрочного развития, повышение привлекательности научной деятельности для молодых специалистов, формирование институциональной базы исследований и разработок, реализация отдельных прорывных направлений научно-технического развития, а рисками - некорректность выбора направлений инвестиций, нерациональность состава закупаемых технологических комплексов, замораживание вложенных средств, неэффективность использования нового оборудования;

партнерский вариант, при реализации которого осуществляется развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в Программе в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений. Преимуществами данного варианта являются расширение круга инновационно-активных компаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации проводимых исследований и разработок, рациональность выбора направлений исследований, а рисками - "размывание" приоритетов технологического развития, смещение проводимых исследований и разработок к ближайшей перспективе, рост издержек управления Программой;

комплексный вариант, который базируется на преимуществах указанных вариантов и снижает риски при их реализации. Этому варианту отдается предпочтение.

VI. Сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2007-2012 годах в два этапа.

На первом этапе (2007-2009 годы) планируются ускоренное формирование задела для коммерциализации технологий путем проведения работ по приоритетным тематическим направлениям Программы в соответствии с Перечнем критических технологий Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации; отработка механизмов привлечения дополнительных ресурсов на реализацию приоритетных направлений технологического развития путем софинансирования крупных исследований и разработок компаний. На этой основе должны быть обеспечены рост софинансирования мероприятий по блокам "Разработка технологий" и "Коммерциализация технологий", расширение числа участников реализации программных мероприятий для улучшения условий их конкурсного отбора и повышения эффективности использования управленческой инфраструктуры Программы в интересах компаний, заинтересованных в размещении заказов на исследования и разработки.

На втором этапе (2010-2012 годы) предусматриваются развитие институциональной основы для долгосрочного устойчивого развития эффективной инновационной системы путем формирования и развития инфраструктуры этой системы на основе интенсификации инвестиций в развитие приборной базы конкурентоспособных научных организаций и высших учебных заведений, что предполагает выход на качественно новый уровень технологических возможностей для реализации прорывных направлений научно-технического развития; использование сформированного на первом этапе задела для коммерциализации технологий и роста экономического эффекта; формирование устойчивых внебюджетных механизмов поддержки инноваций.

VII. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход
реализации Программы по годам

Основной целью Программы является развитие и реализация научно-технического потенциала Российской Федерации в соответствии с Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

В рамках комплексного варианта рассмотрены два сценария реализации Программы, которые похожи по составу задач и мер по их решению, но существенно различаются по интенсивности мероприятий по ряду направлений, необходимым ресурсам и ожидаемым результатам в решении отдельных задач.

Первый сценарий комплексного варианта (далее - первый сценарий) предполагает меньшие затраты и в основном направлен на решение задачи ускоренного формирования научно-технологического потенциала, на стимулирование компаний к инновациям и расширение внебюджетного финансирования исследований по приоритетным направлениям.

Второй сценарий комплексного варианта (далее - второй сценарий) требует больше ресурсов, но при этом обеспечивает существенное продвижение в решении таких задач, как формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок, развитие производственно-технологической инновационной инфраструктуры, привлечение к научной деятельности молодых специалистов.

Показатели и целевые индикаторы, позволяющие контролировать решение задач, а также конечные результаты реализации Программы в рамках первого и второго сценариев представлены в приложении N 1.

VIII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»