24. Обоснование принятия проекта технического регламента
24.1. Разработку, принятие, изменение и отмену технических регламентов, в том числе изложение текста проекта технического регламента и его оформление, рекомендуется осуществлять в соответствии с положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы разработки, принятия, изменения и отмены нормативных правовых актов, с учетом особенностей, установленных статьями 9 и 10 Закона.
24.2. Приступая к работе над проектом технического регламента, необходимо оценить необходимость его принятия. В этих целях рекомендуется:
- уяснить, есть ли необходимость в принятии законодательных решений на федеральном уровне, и каков при этом должен быть объем правового регулирования;
- уяснить сущность предполагаемого правового регулирования и цели, которые должны быть достигнуты принятием проекта технического регламента;
- определить, является ли данное правовое регулирование соразмерным преследуемым целям;
- определить место будущего правового акта в общей системе законодательства, в отрасли, подотрасли, институте законодательства и т.п.;
- изучить действующие нормативные правовые акты Российской Федерации по теме проекта либо решающие близкие по содержанию вопросы; проанализировать практику применения действующих нормативных правовых актов;
- изучить законодательство наиболее развитых зарубежных государств по рассматриваемому вопросу;
- проанализировать предложения ученых, результаты опроса общественного мнения и соответствующие статистические данные;
- определить возможные последствия действия будущего правового акта: экономические, политические, социальные, правовые, экологические, демографические и др.;
- определить затраты материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации положений будущего правового акта, а также оценить целесообразность таких затрат с точки зрения ожидаемых результатов.
24.3. Разработка проектов технических регламентов должна основываться на полной и достоверной информации о предмете правового регулирования (на предложениях, выводах исследований, проведенных учеными-юристами, статистических данных, материалах средств массовой информации, справках о зарубежном законодательстве, экономических и иных расчетах, данных социологических исследований, информации об эффективности действия законов, ранее принятых по той же теме, а также о международных договорах Российской Федерации).
24.4. Необходимо учитывать, что в сфере технического регулирования могут действовать нормы других федеральных законов (Гражданского кодекса, Градостроительного кодекса и др.). Но при этом установлен принцип приоритета Закона, поскольку положения иных федеральных законов применяются в части, не противоречащей Закону, что исключает дублирование норм и юридические коллизии.
24.5. Содержание федеральных законов в сфере технического регулирования определено в статьях 1, 3, 4, 7 Закона.
24.6. Тексты действующих нормативных правовых актов должны анализироваться по контрольным экземплярам их официальных изданий, отражающим все последующие (после принятия) изменения и дополнения, внесенные в данные акты в официальном порядке.
24.7. К подготовке проектов технических регламентов целесообразно привлекать представителей заинтересованных органов и организаций, научных учреждений, экспертов.
25. Оформление проекта технического регламента
25.1. При подготовке и оформлении проектов технических регламентов необходимо помнить, что основная форма их принятия - федеральный закон, поэтому следует исходить из содержания постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года N 576 "Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов". Имеются в виду требования правильного определения цели и предмета регулирования закона, его места в системе действующего законодательства, характеристика состояния правового регулирования в отрасли, сфере, оценки затрат и последствий реализации закона.
25.2. Оформление проекта федерального закона о техническом регламенте целесообразно осуществлять в соответствии с правилами юридико-технического оформления текстов федеральных законов.
25.3. Федеральный закон о техническом регламенте как документ, устанавливающий обязательные для применения требования по безопасности к объектам технического регулирования (продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации), действие которого распространяется на широкий круг потребителей, имея официальный характер, должен соответствовать требованиям ясности при формулировании юридических предписаний, доступности понимания текста федерального закона для его адресатов, все требования, устанавливаемые регламентом, должны быть:
минимальными и исчерпывающими согласно положениям Закона;
однозначно трактоваться всеми лицами, на которых они распространяются;
сформулированы так, чтобы вопрос об их выполнении (невыполнении) решался однозначно;
сформулированы так, чтобы отвечать нормативным, содержательным, юридико-техническим, лингво-стилистическим требованиям, предъявляемым к тексту федерального закона.
25.4. Выполнение нормативных требований состоит во включении в текст норм, нормативных комплексов: правил, положений, имеющих нормативный (регулирующий, управомочивающий, обязывающий) правовой характер. Нормативы технического характера (технические нормы), выражаемые в виде цифр, таблиц, графиков и т.п., рекомендуется включать в приложение (приложения).
25.5. Необходимо, чтобы содержательное требование обеспечивало соответствие предмета проекта федерального закона о техническом регламенте характеру общественных отношений, подлежащих урегулированию данным федеральным законом. В тексте проекта федерального закона не может устанавливаться регламентарное, инструктивное (по содержанию - подзаконное) регулирование.
25.6. В технический регламент согласно положениям Закона не должны включаться: