Вносится депутатом
Государственной Думы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О реабилитации участников Белого Движения
В целях восстановления исторической справедливости, законных прав и доброго имени всех лиц, принимавших участие в гражданской войне, чтя память погибших за Россию и осуждая проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония, а также террор тоталитарного государства, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.
Настоящий Федеральный закон реабилитирует лиц, принимавших участие в национально-освободительной борьбе с большевизмом в период с октябрьского переворота 1917 года до окончания гражданской войны 1918-1923 годов в Белом Движении, а также лиц, эмигрировавших из России и боровшихся с большевистским режимом, участвуя в разного рода Белогвардейских организациях, и за данные деяния осужденных или подвергнутых уголовным репрессиям по решениям советских судебных и внесудебных органов. Указанные лица подлежат реабилитации по настоящему Федеральному закону в случае, если они, по каким-либо причинам, не подлежат полной реабилитации по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Настоящий Федеральный закон устанавливает следующие термины:
лица, принимавшие участие в Белом Движении - лица, служившие в Белой Армии или в любых гражданских учреждениях, находившихся на территории, контролируемой Белой Армией, в том числе лица, руководившие военной и гражданской администрациями на указанной территории в период с 25 октября (7 ноября) 1917 года по 01 июля 1923 года включительно;
лица, эмигрировавшие из России, боровшиеся с большевистским режимом, участвуя в разного рода Белогвардейских организациях - лица, эмигрировавшие из России в период с 25 октября (7 ноября) 1917 года по 31 декабря 1927 года включительно, участвовавшие в Белогвардейских организациях и добровольно или в результате обмана со стороны представителей СССР вернувшиеся из эмиграции, либо выданные в принудительном порядке СССР;
Белогвардейские организации - эмигрантские общественные организации, ставившие своей целью свержение большевистского режима и добивавшиеся восстановления порядков, существовавших до октябрьского переворота 25 октября (7 ноября) 1917 года, либо созыва Учредительного собрания, либо построения нового Российского Национального государства.
Настоящий Федеральный закон в части порядка реабилитации распространяется на лиц, не подлежащих реабилитации по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а именно:
на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые были осуждены судами Союза ССР или подвергнуты уголовным репрессиям советскими судебными и внесудебными органами (Верховным судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД-МГБ-МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам и иными органами осуществлявшими судебные функции).
По настоящему Федеральному закону подлежат реабилитации лица:
а) участвовавшие в Белом Движении и осужденные или подвергнутые уголовным репрессиям судами Союза ССР (РСФСР) или подвергнутые уголовным репрессиям по решениям внесудебных органов (ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек", "ревкомов" и иных органов, осуществлявших судебные функции) за любые деяния, совершенные для достижения победы Белого Движения над большевизмом;
б) эмигрировавшие из России, боровшиеся с большевистским режимом, участвуя в разного рода Белогвардейских организациях и осужденные или подвергнутые уголовным репрессиям судами Союза ССР (РСФСР) или подвергнутые уголовным репрессиям по решениям внесудебных органов (ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек", "ревкомов" и иных органов, осуществлявших судебные функции) за участие в Белогвардейских организациях и любые деяния, совершенные для достижения целей, поставленных данной организацией.
Указанные лица подлежат реабилитации по настоящему Федеральному закону в случае, если они, по каким-либо причинам, не подлежат полной реабилитации по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Не подлежат реабилитации лица, хотя формально и подпадающие под действие настоящего Федерального закона, но деяния которых были направлены на территориальное расчленение России по национальному признаку, а также не подлежат реабилитации лица, добровольно сотрудничавшие с коммунистическими режимами как СССР (до 1923 года - РСФСР), так и других стран "социалистического лагеря", в результате чего были осуждены или подвергнуты уголовным репрессиям внесудебными органами лица, подлежащие реабилитации по настоящему Федеральному закону.
Пострадавшими по настоящему Федеральному закону признаются и приравниваются к пострадавшим от политических репрессий следующие лица:
дети, супруга (супруг), родители, а в случае их отсутствия (смерти) старший из прямых потомков по восходящей линии лиц, расстрелянных, повешенных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Восстановление утраченных прав и предоставление льгот указанным лицам производиться в случаях, специально установленных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации. Супруге (супругу) льготы предоставляются, если она (он) не вступила (не вступил) в другой брак.
Заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, пострадавшими, а равно любыми заинтересованными лицами или общественными организациями. Заявления подаются в органы прокуратуры по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий. Срок рассмотрения заявлений о реабилитации не может превышать трех месяцев.
Органы прокуратуры с привлечением по их поручению органов федеральной службы безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с не отмененными до введения в действие настоящего Федерального закона решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации. Порядок указанной работы и распределение обязанностей определяются Генеральным прокурором Российской Федерации.
По материалам проверки органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителям, а при отсутствии таковых периодически представляют сведения о реабилитированных, с указанием основных биографических данных, обвинений по которым они признаны реабилитированными, для публикации в печати.
При отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры в случае поступления заявлений заинтересованных лиц или общественных организаций направляют дело с заключением в суд в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона. Заявителям направляется копия заключения.
По заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций о признании пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей, а в случае их отсутствия (смерти) старшего из прямых потомков по восходящей линии репрессированных лиц, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, органы прокуратуры проверяют материалы уголовных дел в отношении лиц, подлежащих реабилитации по настоящему Федеральному закону, составляют заключения и выдают справки о признании лиц, пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче.
Решения об отказе в выдаче справок о признании лиц пострадавшими от политических репрессий могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Если по делу осуждено несколько лиц, а заявление о реабилитации подано только в отношении одного или части осужденных, органы прокуратуры обязаны проверить дело в отношении всех осужденных.
Решения по делам, предусмотренным частью третьей статьи 8 настоящего Федерального закона, принимаются:
а) на осужденных - судами, которыми выносились последние судебные решения. Дела, по которым приговоры, определения, постановления были вынесены упраздненными или расформированными судами, а также военными трибуналами в отношении гражданских лиц, передаются на рассмотрение тех судов, к подсудности которых эти дела отнесены по действующему законодательству. Территориальная подсудность дела определяется по месту вынесения последнего судебного решения;
б) на подвергнутых внесудебным репрессиям: в отношении гражданских лиц - верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа, а в отношении военнослужащих - окружным (флотским) военным судом, на территории которых действовали соответствующие несудебные органы.
Дела в отношении лиц, имевших воинское звание (чин) генерала (адмирала), пересматриваются Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.
В случае спора о подсудности дела могут передаваться из одного суда в другой по распоряжению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Дела, разрешенные бывшим Верховным Судом СССР, пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации: разрешенные судебными коллегиями Верховного Суда СССР - судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации, разрешенные Пленумом Верховного Суда СССР - Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Президиум Верховного Суда Российской Федерации может также пересматривать дела данной категории, по которым им же принимались решения ранее.
Дела, поступившие в суд с отрицательным заключением прокурора, рассматриваются в открытом судебном заседании по правилам пересмотра судебных решений в порядке надзора, установленном действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации с изъятиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В результате рассмотрения дела суд признает лицо не подлежащим реабилитации, либо признает лицо репрессированным, отменяет состоявшееся решение, и дело в отношении него прекращает. Суд может также внести изменения в ранее состоявшееся решение.
В отношении лица, признанного судом не подлежащим реабилитации, заявителям вручается копия определения (постановления) суда, а в случае признания его репрессированным - так же и справка о реабилитации.
При пересмотре дела и внесении изменений в ранее принятые решения (в том числе о частичной реабилитации) заинтересованным лицам или общественным организациям по их просьбе выдается справка о результатах пересмотра дела.
Суд обязан не менее чем за три дня до начала судебного заседания известить надлежащим образом заявителя о времени и месте пересмотра дела, а также обязан, в ходе судебного заседания, предоставить возможность заявителю, по его желанию, дать свои устные объяснения.
В случае подачи заявления о реабилитации общественной организацией, полномочия её представителя подтверждаются доверенностью за подписью руководителя общественной организации, с приложением печати этой организации. Представителями общественной организации в суде не может быть лицо, не достигшее совершеннолетия или состоящее под опекой или попечительством.
В случае неявки в судебное заседание заявителя, надлежащим образом не извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд откладывает разбирательство дела.
Неявка заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к пересмотру дела. Однако суд вправе и в этом случае отложить разбирательство дела.
Определение (постановление) суда подлежит отмене, в случае если дело пересмотрено судом в отсутствие заявителя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Определение (постановление) суда об отказе в реабилитации может быть обжаловано заинтересованными лицами, общественными организациями или прокурором в порядке, предусмотренном Главой 48 "Производство в надзорной инстанции" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти - родственники и заявители имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных дел и получение копий документов. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов.
Реабилитированные лица и их наследники имеют право на получение сохранившихся в делах рукописей, фотографий и других личных документов.
По ходатайству заявителей органы, осуществляющие архивное хранение дел, связанных с репрессиями, обязаны, если располагают соответствующими сведениями, сообщить им время, причины смерти и место погребения реабилитированного.
Лица, реабилитированные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды.
При признании лица, репрессированным только в части предъявленного обвинения, осуществляется восстановление тех прав, которые были нарушены в связи с предъявлением этого обвинения.
Восстановление прав реабилитированных производится в порядке, предусмотренном главой 3 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Восстанавливаются в гражданстве Российской Федерации все жители Российской Федерации, лишенные гражданства без их свободного волеизъявления. Восстановление в гражданстве осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Для лиц, реабилитированным или признанным пострадавшими по настоящему Федеральному закону, имеющим иностранное гражданство и не желающим восстанавливать (получать) гражданство Российской Федерации, устанавливается упрощенный порядок выдачи въездных виз в Российскую Федерацию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Часть 3 статьи 14 вступают в силу с 1 января 2009 года.
Президент
Российской Федерации
В.Путин