Вносится Курганской
областной Думой
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации
Внести в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6270; 2004, N 25 ст. 2481; 2004, N 35 ст. 3607; 2004 N 49 ст. 4843) следующие изменения:
1) из пункта 2 статьи 9 исключить слова "соответствующего субъекта";
2) в статье 10:
пункт 1 после слов "федеральными законами," дополнить словами "материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей,";
пункт 3 исключить.
Внести в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399; 2001, N 51, ст. 4834) следующее изменение:
пункт 2 статьи 20_1 изложить в следующей редакции:
"2. Повышение квалификации организуется соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и осуществляется для судей федеральных судов и мировых судей за счет средств федерального бюджета.".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы судоустройства находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "к" и "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации находятся вопросы административного и административно-процессуального законодательства, а также кадры судебных органов.
В соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета.
В соответствии со статьями 9-10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи являются федеральными государственными служащими и финансирование мировых судей производится из федерального бюджета. Финансирование аппарата судов, материально-техническое обеспечение должно производиться из бюджета субъекта Российской Федерации, а сотрудники аппарата мировых судов должны быть внесены в Реестр государственных служащих субъекта Российской Федерации. Выделение аппарата мирового суда из федеральной государственной службы в государственную службу субъекта Российской Федерации создаёт ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на нормальное функционирование системы мирового судопроизводства.
В соответствии с пунктом 7 и пунктом 11 статьи 14 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" управление (отдел) Судебного департамента обеспечивает районные суды материально-техническими и транспортными средствами, организует строительство зданий, их ремонт и техническое оснащение, а также осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных судов. Выделение аппарата мировых судей из общей судебной системы федерального подчинения вызывает необходимость создания в каждом субъекте параллельного государственного органа, в компетенцию которого входит материально-техническое и иное обеспечение аппарата мировых судей.
Таким образом, единый орган - мировой суд, выполняющий закрепленные законодательством функции и задачи, разделился на две самостоятельные юридические единицы - мировых судей, входящих в компетенцию Российской Федерации и финансируемых из федерального бюджета, и аппарат мировых судей, который финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации.
Данное разделение не является фактором, способствующим улучшению работы мирового суда, напротив вызывает нежелательные последствия и внутренние конфликты.
Мировые судьи, работающие в соседних районах Курганской области фактически по разному обеспечены помещениями, копировальной и компьютерной техникой, из-за дефицита областного бюджета плохо финансируется аппарат мировых судей, не имеется возможности для введения должностей помощников мировых судей. Ясно, что из-за этого страдают прежде всего граждане - истцы и ответчики, вынужденные часами выстаивать в очередях в маленьких, душных, некондиционируемых помещениях. И такие проблемы характерны для всех дотационных субъектов.
Предлагаем внести изменение в статьи 9-10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 20_1. Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", и отнести всю систему мирового судопроизводства к федеральному уровню с соответствующим финансовым и материально-техническим обеспечением из федерального бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации", вносимый
в Государственную Думу Курганской областной Думой
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Проектом предлагается внести изменения в статьи 9 и 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" и пункт 2 статьи 20_1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", которые, по мнению авторов, направлены на улучшение порядка финансового и материально - технического обеспечения деятельности мировых судей за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" мировые судьи входят в судебную систему Российской Федерации, однако при этом являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, полномочия и порядок деятельности которых устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (статья 28 указанного Федерального конституционного закона).
С учетом этого финансирование мировых судей (заработная плата, социальные выплаты) осуществляется за счет средств федерального бюджета (статья 3 Федерального конституционного закона), тогда как материально - техническое обеспечение возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно статье 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Иное бы означало отнесение мировых судей к федеральным судам, что противоречит Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации".
Аналогичная позиция по этому вопросу высказана Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 4 октября 2001 г. N 182-О "По запросам Правительства Мурманской области и Законодательного Собрания Челябинской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Кроме того, на реализацию проекта потребуются дополнительные ассигнования из федерального бюджета, которые составят 3 408,77 млн. рублей.
Предлагаемые изменения повлекут за собой необходимость увеличения числа работников территориальных управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с соответствующим увеличением расходов на их содержание. Вместе с тем в проекте федерального бюджета на 2006 год, указанные расходы не предусмотрены.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков
Текст документа сверен по:
рассылка