Неактуальный

Комментарий к порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденную приказом Минфина России N 163н / Ю.М.Лермонтов, 2006

2. Актуальные вопросы представления декларации по НДС в 2006 году

     

Приказом Минфина России от 28 декабря 2005 N 163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения” (Далее Приказ N 163н) утверждены:

Налоговая декларация по НДС;

Налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов;

Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.

“Внимание!”

Согласно пункту 6 Приказа N 163н он применяется, начиная с представления налоговых деклараций за январь и I квартал 2006 года.

     “Официальная позиция”

Напомним, что в соответствии со статьей 163 НК РФ налоговым периодом по НДС является календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

Таким образом, буквальное толкование норм пункта 6 Приказа N 163н позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщики, для которых налоговым периодом является календарный месяц, должны представить декларацию по новой форме уже за январь 2006 года, а налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей - за 1 квартал 2006 года.

В то же время следует обратить внимание налогоплательщика на то, что в соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Приказ N 163н официально опубликован 15.02.2006. Следовательно, он вступил в силу 26.02.2006.

Таким образом, вплоть до вступления в силу Приказа N 163н налогоплательщик, для которого налоговым периодом является календарный месяц, мог представить налоговую декларацию по ранее действующей форме налоговой декларации, которая утверждена Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 31н.

Представляется, что при таких обстоятельствах налоговый орган не сможет привлечь налогоплательщика к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в установленный срок.

     “Официальная позиция”

Заметим, что Минфин России в Письме от 20.04.2005 N 03-04-08/104 высказывал аналогичную позицию применительно к налоговых декларациям по НДС за март и I квартал 2005 года.

Пример

     05 февраля 2006 года ООО “Колокольчик” представило в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2006 года по форме утвержденной Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 31н. Учитывая, что Приказ N 163н вступил в силу 26.02.2006, действия ООО “Колокольчик” правомерны и не образуют состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ.


     “Актуальная проблема”

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах" (Далее - Закон N 119-ФЗ), налогоплательщики НДС обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 включительно.

По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года, в составе которой имеются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 НК РФ.

В Письме ФНС России от 27.01.2006 N ММ-6-03/85 (в редакции Письма ФНС России от 31.01.2006 N ММ-6-03/100) в качестве Приложений 1 и 2 приведены рекомендуемые формы справок о суммах дебиторской и кредиторской задолженности, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ. Кроме этого, в данном письме налогоплательщикам предлагается направить результаты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности в налоговые органы по месту своего учета одновременно с декларацией за первый налоговый период 2006 года по прилагаемым в данном письме справкам.

Ни нормами Закона N 119-ФЗ, ни каким-либо иным нормативно-правовым актом не предусмотрено обязанности налогоплательщика по представлению в налоговый орган информации о результатах инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, исчисленной по состоянию на 31.12.2005 включительно в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

     “Внимание!”

Налогоплательщику следует обратить внимание, что из анализа вышеизложенных норм следует:

представление в налоговый орган информации о результатах инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, исчисленной по состоянию на 31.12.2005 включительно в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ вместе с декларацией за первый налоговый период 2006 года является правом, а не обязанностью налогоплательщика;

формы справок, приведенные в качестве Приложений 1 и 2 к Письму ФНС России от 27.01.2006 N ММ-6-03/85 (в редакции Письма ФНС России от 31.01.2006 N ММ-6-03/100) носят для налогоплательщика рекомендательный характер;

налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в приеме налоговой декларации за первый налоговый период 2006 года на основании того, что налогоплательщик не представил одновременно с декларацией по НДС информацию о суммах дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2005 включительно, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

Тем не менее, автор советует составить справки о результатах инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, исчисленной по состоянию на 31.12.2005 так как налоговый орган, например, вправе в соответствии с абзацем 4 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной проверки декларацию по НДС истребовать у налогоплательщика данную информацию.