2.1. Территориальная информационная система ДЛО и зона ответственности ТФОМС
С целью упорядочения и контроля информационных процессов в системе ДЛО, обеспечения гарантированного бумажного и электронного документооборота между участниками ДЛО на территориальном уровне, формирования интегрированной базы данных информационных ресурсов ДЛО, информационное взаимодействие организуется территориальными фондами ОМС с использованием центров обработки данных (далее - ЦОД) в соответствии с Регламентом централизованной обработки данных и информационного взаимодействия участников дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом ФОМС от 24.08.2005 N 83 (далее - Регламент ЦОД). Центр обработки данных является специализированным подразделением ТФОМС или самостоятельной организацией, выполняющей соответствующие функции (все или частично) по договору с ТФОМС.
ЦОД выполняет функции оператора и администратора системы централизованной обработки данных и информационного взаимодействия и отвечает за комплекс мероприятий, связанных с информационно-технологическим обеспечением взаимодействия между участниками ДЛО.
В зону ответственности ТФОМС входят все процессы учета выписки рецептов в ЛПУ и взаимодействия ЛПУ-ЦОД.
В связи с заключением с 2006 года государственных контрактов между ТФОМС и ФО, для обеспечения необходимого контроля их исполнения, в зону ответственности ТФОМС также входят все процессы учета отпуска лекарственных средств в АУ и организация информационного взаимодействия АУ-ЛПУ (штрих-кодирование рецептов, передача информации из АУ в ЛПУ об остатках ЛС), АУ-ЦОД.
Таким образом, зона ответственности ТФОМС представлена следующей схемой:
В соответствии с заключенным с ТФОМС государственным контрактом фармацевтические организации осуществляют информационно-технологическое оснащение пунктов отпуска лекарственных средств для сбора, обработки и формирования счетов за фактически отпущенные лекарственные средства (включая программно-аппаратные комплексы, средства защиты информации, телекоммуникации) и организуют в аптеках автоматизированный предметно-количественный учет лекарственных средств и персонифицированный учет отпуска лекарственных средств по рецептам с использованием аптечного программного комплекса (АПК) и программного комплекса, обеспечивающего регистрационные и контролирующие функции (программный комплекс фискальной регистрации - ПКФР).
Основной задачей внедрения ПКФР является осуществление контроля и регистрации со стороны ФОМС факта обращения и отпуска лекарственных средств отдельным категориям граждан, входящих в программу дополнительного лекарственного обеспечения, контроль над своевременностью и достоверностью формирования реестров отпущенных лекарственных средств, включая отложенные рецепты, а также использование единой НСИ и федерального регистра льготников в фискальном регистраторе при фиксации информации об отпущенных ЛС и отложенных рецептах.
Зафиксированная фискальным регистратором информация об отпущенных ЛС и отложенных рецептах формируется в реестры отпущенных лекарственных средств согласно настоящим методическим рекомендациям и поступает в ТФОМС (ЦОД) согласно регламенту информационного взаимодействия, утвержденного приказом ФОМС от 24.08.2005 N 83.
При регистрации обращения граждан в пункт отпуска лекарственных средств (аптечное учреждение) АПК должен реализовывать следующую функциональность:
- ввод данных с рецепта или чтение штрих-кода с машиночитаемого рецепта;
- передачу данных рецепта или считанного штрих-кода в ПКФР;
- получение проверенных данных и расшифрованных данных штрих-кода от ПКФР.
При вводе данных об отпущенных лекарственных средствах АПК должен реализовывать следующую функциональность:
- передачу данных рецепта или считанного штрих-кода рецепта, по которому происходит отпуск ЛС, и данных о самом ЛС в ПКФР;
- получение фискального кода от ПКФР.
При помещении рецепта на отложенное обслуживание программный АПК должен реализовывать следующую функциональность:
- передачу данных рецепта или считанного штрих-кода рецепта, который помещается на отложенное обслуживание, в ПКФР;
- получение фискального кода от ПКФР.
Программный комплекс фискальной регистрации разрабатывается централизованно ФОМС и передается в ТФОМС. Администрирование программного комплекса фискальной регистрации входит в зону ответственности ТФОМС. Интеграция и поддержка аптечного программного комплекса (АПК) и программного комплекса фискальной регистрации осуществляется фарморганизациями.
Фармацевтическая организация обеспечивает на основе формируемых АУ персонифицированных реестров рецептов лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан, выставление счетов на оплату отпущенных лекарственных средств и другие необходимые внутренние информационные процессы (в том числе, связанные с товарным учетом лекарственных средств).
Централизованная обработка данных и информационное взаимодействие, а также расширение зоны ответственности ТФОМС до основных учетных информационных процессов ЛПУ, АУ и взаимодействия ЛПУ-АУ, обеспечивают условия для практической реализации гарантий прав граждан на ДЛО, контроля за целевым и рациональным расходованием финансовых средств ДЛО в рамках государственных контрактов, повышения эффективности управления системой ДЛО в Российской Федерации, обеспечения совместимости и взаимодействия территориальных и федеральных систем и сетей, выполнения требований нормативно-правовых актов по ДЛО.
2.2. Общая схема информационного взаимодействия участников ДЛО
Участниками информационного взаимодействия в системе дополнительного лекарственного обеспечения являются: