ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2006 года N 289
О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 24 августа 2001 года N 625
В целях обеспечения дальнейшего социально-экономического развития Республики Татарстан Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 2001 года N 625 "О федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Татарстан до 2006 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 38, ст.3742).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Российской
Федерации от 24 августа 2001 года N 625 "О федеральной целевой программе
социально-экономического развития Республики Татарстан до 2006 года"
1. Пункты 2 и 3 признать утратившими силу.
2. Пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять финансирование раздела Программы "Мероприятия, направленные на оздоровление государственных финансов Республики Татарстан" в форме дотации из федерального бюджета.".
3. Федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие
Республики Татарстан до 2006 года"
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Социально-экономическое
развитие Республики Татарстан до 2006 года"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" |
Основание для внесения изменений в Программу | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 июля 2005 года N 938-р и поручение Правительства Российской Федерации от 16 августа 2005 года N АЖ-П11-4118 |
Государственный заказчик-координатор Программы | - | Министерство регионального развития Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по физической культуре и спорту |
Основные разработчики Программы | - | Кабинет Министров Республики Татарстан, Международный центр развития регионов |
Цели и задачи Программы | - | целями Программы являются увеличение доли экономики Республики Татарстан в экономике Российской Федерации, увеличение валового регионального продукта в 1,6 раза, снижение уровня бедности в 3 раза, увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет в 5 раз, обеспечение собственных доходов бюджета Республики Татарстан не ниже уровня 2000 года. |
увеличение объема и уровня рентабельности нефтедобычи за счет структурной перестройки отрасли, переоснащения нефтепромыслового хозяйства для добычи высокосернистой нефти в условиях естественного истощения запасов; | ||
освоение на ведущих автомобилестроительных и авиастроительных предприятиях выпуска высококачественной конкурентоспособной продукции; | ||
повышение качества и технико-экономических показателей выпускаемой продукции и освоение производства новых видов продукции в строительной отрасли; | ||
комплексное развитие сельского | ||
хозяйства, обеспечение потребности населения Республики в основных продуктах питания за счет внедрения передовых технологий производства сельхозпродукции и комплексного решения вопросов семеноводства, племенного животноводства и производства минеральных удобрений, развития перерабатывающей базы; | ||
обеспечение экологического благополучия Республики за счет защиты источников питьевого водоснабжения, снижения уровня сбросов сточных вод, решения вопросов утилизации и захоронения отходов; | ||
повышение качества жизни и достижение уровня доходов населения, соответствующего минимальному потребительскому бюджету | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы | - | увеличение значений: |
- | уровня налогов и других обязательных платежей, собираемых на территории Республики. | |
Сроки и этапы | - | Программа реализуется в 2001-2006 годах в |
реализации Программы | 1 этап | |
Объемы и источники финансирования | общий объем средств, необходимых для реализации программных мероприятий в 2001-2006 годах, составляет 329799,9 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: | |
за счет федерального бюджета - 61524,9 млн. рублей (18,66 процента затрат на реализацию Программы); | ||
за счет средств консолидированного бюджета Республики Татарстан - 58264,08 млн. рублей (17,67 процента затрат на реализацию Программы); | ||
за счет внебюджетных средств - 210010,92 млн. рублей (63,67 процента затрат на реализацию Программы) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | увеличение валового регионального продукта на 64,5 процента по отношению к показателю 2000 года; |
в консолидированный бюджет Республики - 46,34 млрд. рублей; | ||
организация производства современных среднемагистральных самолетов Ту-214 и грузовых машин КАМАЗ 65115 с объемом выпуска 9,2 тыс. штук в год; | ||
зерно - 4 - 4,5 млн.т; | ||
мясо скота и птицы - 300 тыс.т; | ||
обеспечение внутренней нормы рентабельности вложения средств: | ||
из консолидированного бюджета Республики Татарстан - 27,7 процента |
Введение
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением исполняющего обязанности Президента Российской Федерации В.В.Путина от 8 апреля 2000 года N Пр-679 и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2001 года N 625.
Федеральная целевая программа "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2001 года N 180, в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 24 августа 2001 года N 625 включена в Программу в качестве подпрограммы.
Внесение изменений в Программу осуществлено в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2005 года N 938-р и поручением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2005 года N АЖ-П11-4118.
В Программе учтены заключения независимой экспертной группы, одобренные на совещании, проведенном Председателем Правительства Российской Федерации Фрадковым М.Е. 14 апреля 2004 года.
Государственным заказчиком-координатором Программы определено Министерство регионального развития Российской Федерации, государственными заказчиками - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
Программа состоит из 2 частей: программа социально-экономического развития Республики Татарстан и подпрограмма "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани" (далее - подпрограмма).
Республика Татарстан, входящая в Приволжский федеральный округ, является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации. Крупнейшие промышленные объединения Республики - открытые акционерные общества "КамАЗ" (г.Набережные Челны), "Татнефть" (г.Альметьевск), "Нижнекамскнефтехим", "Нижнекамскшина" (г.Нижнекамск), "Казаньоргсинтез", государственное унитарное предприятие "КАПО им.С.П.Горбунова" (г.Казань) играют важнейшую роль в нефтедобывающем и нефтехимическом комплексах страны, автомобиле- и авиастроении. В Республике добывается около 10 процентов российской нефти, производится 17 процентов синтетических смол и пластмасс, 45 процентов полиэтилена, 75 процентов стирола, 100 процентов кетгута, 30 процентов шин для автомобилей и сельскохозяйственной техники. Республика Татарстан входит в первую тройку среди регионов Российской Федерации по производству зерна, мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции.
В 2004 году объем валового регионального продукта на душу населения составил 110,7 тыс. рублей, что на 3,2 процента выше среднероссийского показателя. Объем промышленного производства Республики в 2004 году составил 90,6 тыс. рублей на душу населения и превысил среднероссийский уровень на 16 процентов.
В 2001-2004 годах Республике удалось решить главную проблему стабилизировать и даже увеличить добычу нефти на 9,5 процента по сравнению с аналогичным показателем 2000 года.
Впечатляющие успехи были достигнуты в сельском хозяйстве. Располагая 2,2 процента сельскохозяйственных угодий России, Республика произвела в 2004 году 4,2 процента общероссийского объема сельскохозяйственной продукции. По отношению к показателям 2000 года общий объем сельскохозяйственной продукции увеличился на 31 процент и превысил уровень 1990 года, при этом производство зерна увеличилось на 16,9 процента, сахарной свеклы - в 2,2 раза, картофеля - на 76,4 процента, овощей - на 41,2 процента, мяса скота и птицы - на 79,4 процента, молока - на 13,8 процента. Доля экономики Республики Татарстан в экономике Российской Федерации приведена в приложении N 1.
Вхождение в 2001 году Республики Татарстан в единое бюджетное пространство Российской Федерации позволило увеличить налоговые поступления в федеральный бюджет в 5,6 раза и довести их в 2004 году до 58 млрд. рублей. При этом налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики вместе с компенсацией выпадающих доходов из федерального бюджета обеспечили более 60 процентов поступлений 2000 года в консолидированный бюджет Республики в 2001-2004 годах.
Республика Татарстан является не только экономически развитым субъектом Российской Федерации, но и территорией, обладающей огромным историко-культурным наследием, глубина и разнообразность которого определяется сплетением культур и религий различных народов. Историческим центром Республики является ее столица г.Казань, которая в 2005 году отметила 1000-летие своего основания. Богатая многовековая культура города отражена более чем в 750 монументальных памятниках истории и культуры, сосредоточенных в уникальном историческом центре площадью 20,5 кв.км (по историко-культурной ценности и сохранности наследия г.Казань стоит в одном ряду с гг.Москвой и Санкт-Петербургом). Историко-культурное наследие представлено не только в виде отдельных памятников, но и в виде ценной исторической застройки (более 4 тыс. зданий), создающей целостность историко-архитектурного образа исторического центра города.
В 2001-2004 годах полностью профинансировано 37 инвестиционных проектов на сумму 17339 млн. рублей.
Кроме того, построено и реконструировано 111 объектов образования, 64 объекта здравоохранения, 12 объектов физкультуры и спорта и 39 котельных, проложено и реконструировано более 906 км инженерных сетей и более 4,3 тыс.км газопроводов, газифицировано более 108 тыс. квартир, уровень газификации в сельской местности поднялся с 35,5 процента в 2000 году до 95,8 процента в 2004 году.
Приобретено 1078 транспортных единиц (троллейбусов, автобусов, трамваев и автомобилей), что позволило увеличить обеспеченность населения общественным транспортом на 13 процентов и снизить суммарный показатель износа транспортных средств на 7 процентов по отношению к соответствующему показателю 2000 года.
Приобретены 1871 единица сельскохозяйственной техники, более 740 единиц дорожной техники, что позволило увеличить валовой сбор зерновых на 7 процентов и снизить суммарный износ сельхозтехники на 9 процентов по отношению к соответствующему показателю 2000 года.
В 2006 году подлежат выполнению 28 инвестиционных проектов и 14 комплексных социальных мероприятий, относящихся к основным направлениям социально-экономического развития Республики Татарстан.
Мероприятия по сохранению и развитию исторического центра г.Казани реализованы в рамках подпрограммы. Срок действия подпрограммы истек в 2005 году.
В 2001-2005 годах введены в эксплуатацию объекты строительства и реконструкции по всем мероприятиям подпрограммы.
Введен в эксплуатацию первый пусковой участок первой линии метрополитена, реконструировано 2412,2 тыс.кв.м городских дорог, введено 1,5 км малой и 3,65 км большой автомобильных кольцевых дорог.
В 2001-2005 годах было переселено из ветхого жилого фонда 33306 семей. За время реализации подпрограммы достигнут существенный рост экономики г.Казани. Так, к 2000 году объем промышленной продукции вырос в 1,65 раза, объем инвестиций - в 2,2 раза, объем налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации - в 2,1 раза.
Далее Программа рассматривается без подпрограммы.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Республика Татарстан расположена в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине в месте слияния крупнейших рек Волги и Камы. На территории Республики площадью 67,8 тыс.кв.км (0,4 процента общей площади Российской Федерации) проживает 3,8 млн. человек (2,6 процента общей численности населения Российской Федерации). Столица Республики Татарстан - г.Казань, один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров России.
Промышленный профиль Республики Татарстан определяют топливная, химическая и нефтехимическая, пищевая, легкая, лесная и деревообрабатывающая промышленности, промышленность строительных материалов, машиностроение и электроэнергетика.
Основным добывающим предприятием Республики является открытое акционерное общество "Татнефть", которым в 2004 году было добыто более 25 млн.т нефти.
За 2004 год в Республике было добыто 29,9 млн.т нефти (109,9 процента по отношению к показателю 2000 года, 7 процентов объема российской добычи нефти), выпуск легковых автомобилей составил 41,2 тыс. штук (122,3 процента по отношению к показателю 2000 года, 3,7 процента объема российского производства легковых автомобилей), выпуск грузовых автомобилей - 29,2 тыс. штук (125,3 процента по отношению к показателю 2000 года, 14,6 процента объема российского производства грузовых автомобилей), производство синтетических каучуков - 311 тыс.т (142 процента по отношению к показателю 2000 года, 27,97 процента объема российского производства синтетических каучуков).
В целом общий объем доходов бюджета Республики Татарстан на душу населения опережает среднероссийское значение, причем с 1996 года наметилась устойчивая тенденция к увеличению такого опережения.
Налоговые доходы Республики Татарстан на душу населения в 2002 году опережали среднероссийский показатель на 12 процентов, неналоговые доходы - более чем в 1,5 раза.
С 1994 года консолидированный бюджет Республики формировался в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Татарстан. В соответствии с указанным Соглашением в федеральный бюджет перечислялись 3 налога: 1 процент подоходного налога с физических лиц, 13 процентов налога на прибыль, 50 процентов налога на добавленную стоимость. Все остальные налоги, включая акцизы на нефть, газ, ликеро-водочные изделия, плату за недра и земельный налог, оставались в Республике Татарстан для финансирования экологических и социальных мероприятий.
Распределение налогов в среднем за 6 лет осуществлялось следующим образом: 25 процентов - в федеральный бюджет, 75 процентов - в консолидированный бюджет Республики Татарстан.
С 2001 года перечисление налогов Республикой Татарстан производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим Республика перечислила в федеральный бюджет по сравнению с 2000 годом в 2001 году больше на 12,6 млрд. рублей, в 2002 году - на 28,1 млрд. рублей, в 2003 году - на 30,9 млрд. рублей, в 2004 году - на 41,1 млрд. рублей. При реализации Программы Республике Татарстан было выделено из федерального бюджета в 2001 году - 11,68 млрд. рублей, в 2002 году - 12,17 млрд. рублей, в 2003 году - 11 млрд. рублей и в 2004 году - 9,93 млрд. рублей.