ПРИКАЗ
от 23 апреля 1996 года N 158
О программе "Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 28 декабря 2010 года N 1214
____________________________________________________________________
Работы по информатизации здравоохранения России в 1993-1995 годах проводились по программе "Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 годы", одобренной коллегией и утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 30.12.93 N 308. Программа была направлена на информатизацию здравоохранения по четырем важным направлениям: - информатизацию здравоохранения на федеральном уровне - разработка 16 проектов; - информатизацию здравоохранения на региональном уровне - разработка 7 проектов; информатизацию деятельности органов и учреждений здравоохранения на районном и городском уровне - разработка 5 проектов; информатизацию процессов диагностики и выбора тактики лечения (медико-технологические системы) - разработка 12 проектов.
Проведенное совещание по итогам выполнения программы "Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 годы" (указание Минздравмедпрома России от 28.11.95 N 443-у) показало, что из 40 проектов - выполнено полностью 19, разработаны завершенные этапы проектов - 15, не выполнено из-за отсутствия финансирования 6 проектов.
Не полностью выполнены работы по таким важным проектам, как "Разработка банков данных по лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения для государственных нужд". "Совершенствование автоматизированной системы анализа и планирования потребностей в новых изделиях медицинской техники" и др.
Тем не менее в результате реализации Программы выполнено ряд важных для здравоохранения работ. Совместно с Роскоминформом разработана Концепция создания Государственной системы мониторинга здоровья населения России (Указ Президента Российской Федерации N 468 от 20.04.93 п.4б), разработана и эксплуатируется в опытных зонах АИС ведения Государственного регистра больных сахарным диабетом, проведены работы по развертыванию информационной медицинской телекоммуникационной сети "Mednet". Разработаны типовые системы функционирования лечебно-профилактических учреждений в ОМС, созданы ряд АРМ для работников аппарата Минздравмедпрома России, система планирования и анализа завершенных НИР в подведомственных учреждениях, а также ряд диагностических интеллектуальных систем и АРМ врачей.
Минздравмедпром России поддержал всех разработчиков проектов Программы, а также НИИ, ВУЗы и ГИДУВы выделением средств вычислительной техники. В 1993 году израсходовано 588,9 млн. рублей, в 1994 году - 1685,4 млн. рублей, в 1995 году - 1235,7 млн. рублей, что в сумме несколько превышает объем, запланированный Программой.
К основным общим трудностям при реализации Программы следует отнести: отсутствие централизованного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для выполнения проектов в полном объеме; слабую координацию работ руководителями разделов Программы, отсутствие инициативы объединения финансовых ресурсов с привлечением средств органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и ОМС; отсутствие методических материалов по разработке автоматизированных систем различного назначения, использованию средств телекоммуникаций, информационному обеспечению многоуровневых мониторинговых систем, созданию баз и банков данных.
Основным недостатком Программы явилась слабая ее ориентация на широкое внедрение в практическое здравоохранение.
Необходимость завершения основных проектов информатизации и внедрения их в практику, развития и становления системы мониторинга здоровья населения России как Государственной системы, актуальность информатизации специализированных служб, ликвидации последствий при чрезвычайных ситуациях, а также развитие системы обязательного медицинского страхования, повлекшее за собой развитие систем информатизации лечебно-профилактических учреждений на базе сетевых структур, обусловили целесообразность разработки новой "Программы информатизации здравоохранения на 1996-1998 годы", которая обеспечивает преемственность проводимых разработок и предусматривает целый ряд новых проектов.
С целью развития и совершенствования работ по информатизации здравоохранения, создания системы мониторинга здоровья населения России, расширения и углубления работ по информатизации специализированных служб, создания Единого информационного пространства отрасли здравоохранения
приказываю:
1. Утвердить целевую программу "Информатизация здравоохранения России на 1995-1998 годы" (приложение).
2. Утвердить руководителем целевой программы "Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 годы" председателя секции информатизации здравоохранения Ученого медицинского Совета Минздравмедпрома России профессора Гаспаряна С.А.
3. Утвердить головными организациями по основным направлениям целевой программы "Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 годы":
- Информатизация процессов управления здравоохранением - НПО "Медсоцэкономинформ" (Комаров Ю.М.);
- Информатизация деятельности учреждений здравоохранения, Информатизация процессов диагностики и выбора тактики лечения Российский государственный медицинский университет (Ярыгин В.Н.);
- Информатизация процессов при чрезвычайных ситуациях Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравмедпроме России (Рева В.Д.) и Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" (Гончаров С.Ф.);
- Информатизация процессов в акушерстве и гинекологии Московский областной НИИ акушерства и гинекологии (Краснопольский В.И.);
- Информатизация процессов охраны здоровья детей - Московский НИИ педиатрии и детской хирургии (Вельтищев Ю.Е.);
- Информатизация противотуберкулезной службы - Российский НИИ фтизиопульмонологии (Приймак А.А.);
- Информатизация онкологической службы - Московский НИ онкологический институт им.П.А.Герцена (Чиссов В.И.);
- Информатизация психиатрической службы - Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского (Дмитриева Т.В.);
- Информатизация стоматологической помощи - Центральный НИИ стоматологии (Безруков В.М.);
- Информатизация травматологической службы - Российский НИИ травматологии и ортопедии им.Р.Р.Вредена (Корнилов Н.В.);
- Информатизация специализированных медицинских регистров. Развитие информационной телекоммуникационной сети "Mednet". Методическое обеспечение информатизации здравоохранения - ГВЦ Минздравмедпрома России (Червочкин Э.Н.).
4. Планово-финансовому управлению (Климкин М.В.):
- предусматривать ежегодное выделение финансовых средств учреждениям федерального подчинения в объемах, необходимых для разработки проектов Программы;
- предусматривать ежегодное выделение финансовых ресурсов для централизованной закупки средств вычислительной техники в объемах, необходимых для реализации утвержденной Программы.
5. Начальнику Управления научных учреждений (Нифантьеву О.Е.) при рассмотрении договоров НИР считать проекты реализации Программы информатизации одним из приоритетных направлений.
6. Начальникам Управлений и самостоятельных отделов Минздравмедпрома России предусматривать в ежегодных планах организационных мероприятий, работы по внедрению завершенных проектов информатизации в своих подразделениях и подведомственных учреждениях.
7. Головным организациям по основным направлениям целевой программы "Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 годы":
- обеспечить координацию и выполнение работ по утвержденной Программе;
- создать абонентские пункты сети "Mednet" в подразделениях, непосредственно осуществляющих координацию и выполнение работ по Программе.
8. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
- разработать программы информатизации здравоохранения на 1996-1998 годы, увязанные с программой "Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 годы", обратив внимание на необходимость их финансовой поддержки;
- в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.02.95 N 161 запретить использование в лечебно-профилактических учреждениях программных продуктов медицинского назначения, не имеющих сертификата, выданного Минздравмедпромом России.
9. Руководителям организаций исполнителей проектов Программы:
- включить в ежегодный объем финансирования НИР работы по выполнению проектов Программы;
- предоставлять не реже двух раз в год в Головные организации по основным направлениям Программы информацию о ходе выполнения работ.
10. Председателю секции информатизации здравоохранения Гаспаряну С.А. в месячный срок представить на утверждение уточненный состав Секции (по согласованию с Головными организациями по направлениям Программы).
11. Отделу статистики и информатики (Погорелова Э.И.) обеспечить координацию и контроль за ходом выполнения Программы.
12. Считать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.93 N 308 "О программе "Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 годы".
13. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя министра здравоохранения и медицинской промышленности А.М.Москвичева.
Министр
А.Д.Царегородцев
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ
на 1996-1998 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Целевая программа "Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 годы".
Целевая программа "Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 годы" разработана в развитие основных направлений программы "Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 годы", одобренной Коллегией и утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.93 N 308.
Целевая программа направлена на разработку мониторинговых систем, характеризующих состояние общественного и группового здоровья населения страны, расширение и углубление работ по информационному обеспечению деятельности специализированных медицинских служб с привлечением в качестве исполнителей головных НИИ отрасли, создание Единого информационного пространства отрасли здравоохранения, основанного на использовании децентрализованных баз данных и средств телекоммуникационной сети "MEDNET", а также доработку важнейших проектных решений, незавершенных в предыдущей Программе и внедрение их в практическое здравоохранение.
Государственным Заказчиком Программы является Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Заказчиками конкретных направлений и проектов программы являются Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Российская академия медицинских наук, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Разработчиками проектов, включенных в программу, являются: НПО "Медсоцэкономинформ", Российский государственный медицинский университет, научно-исследовательские и учебные учреждения Минздравмедпрома России и РАМН, Главный вычислительный центр Минздравмедпрома России, вычислительные центры и отделы АСУ органов здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Целевая программа направлена на решение проблем информатизации здравоохранения по укрупненным блокам, включающим:
- информатизацию управления здравоохранением;
- информатизацию учреждений здравоохранения;
- информатизацию диагностики и выбора тактики лечения;
- информатизацию процессов при чрезвычайных ситуациях;
- информатизацию процессов в акушерстве и гинекологии;
- информатизацию процессов охраны здоровья детей;
- информатизацию противотуберкулезной службы;
- информатизацию онкологической службы;
- информатизацию психиатрической службы;
- информатизацию стоматологической помощи;
- информатизацию травматологической службы;
- информатизацию специализированных медицинских регистров;
- развитие информационной медицинской телекоммуникационной сети "MEDNET";
- методическое обеспечение информатизации здравоохранения.
Начиная с 1996 года планируется развитие основных направлений программы "Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 годы", внедрение разработанных проектов в практическое здравоохранение путем создания цивилизованного рынка программной продукции медицинского назначения.
Особое внимание в 1996-1997 годы будет уделено разработке системы Мониторинга здоровья населения России, информатизации деятельности специализированных медицинских служб, процессов при чрезвычайных ситуациях; развитию отраслевой медицинской сети "MEDNET" и созданию на ее основе Единого информационного пространства отрасли здравоохранения.
В 1998 году планируется развитие системы мониторинга здоровья населения России, создание Единого информационного пространства здравоохранения на базе сети "MEDNET" и внедрение разработанных проектных решений в практическое здравоохранение.
Важнейшими целевыми показателями Программы являются:
разработка и внедрение приоритетных для российского здравоохранения мониторинговых систем и универсальных АРМ на основе единых информационных технологий;
развитие информационно-аналитической и программно-технической базы, обеспечивающих федеральный, региональный и другие органы управления здравоохранением информацией по всем видам деятельности лечебно-профилактических учреждений, необходимой для обоснования принятия решений.