РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012) следующее дополнение:
Дополнить статью 242 примечанием следующего содержания:
Примечание:
"Порнографическими материалами или предметами признаются печатные издания, изображения, компьютерные программы, фильмы, видео- и звукозаписи, теле- и радиопередачи и иные материалы и предметы, основным содержанием которых является грубо натуралистическое детальное изображение анатомических и (или) физиологических подробностей сексуальных отношений в форме, противоречащей принятым в обществе моральным нормам, которые не имеют художественной или научной ценности и направлены на разжигание чувственной страсти.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
В связи с возросшим в последние годы в средствах массовой информации количеством материалов, демонстрирующих сцены жестокости и насилия по отношению к людям и животным, а также материалов порнографического характера, свободное распространение и демонстрация коих деструктивно действует на психику людей, а особенно на неокрепшую психику несовершеннолетних, что по оценкам криминологических исследований, ведет к увеличению преступности в обществе и к негативному социальному фону в стране, представляется необходимым внести в национальное законодательство легальное определение такого сложного понятия как порнография. При этом надо учитывать, что данная дефиниция не должна содержать каких-либо оценочных понятий, что исключало бы возможность её двойственного толкования.
Также особо важной проблемой является отсутствие правового регулирования в сфере распространения порнографической информации в сети Интернет, это упущение не позволяет осуществлять должный контроль над этим огромным пластом средств массовой информационным. Современная правотворческая деятельность развитых стран мира и в частности США, стран Евросоюза имеют тенденцию к закреплению строгих правовых рамок позволяющих регулировать, отслеживать и в случае необходимости пресекать нарушения в сфере распространения продукции средств массовой информации в мировой глобальной сети.
Таким образом, в целях препятствования морально-нравственного регресса населения страны и повышения роли Российской Федерации на международной арене представляется необходимым и обоснованным внести поправки в Уголовный кодекс РФ, где полностью криминализировать любой оборот материалов содержащих информацию порнографического характера, внести легальные определения этих понятий, что позволит избежать неясности в вопросах привлечения к уголовной ответственности за данные виды преступлений.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона "О внесении дополнения
в Уголовный кодекс Российской Федерации", вносимый
депутатом Государственной Думы А.В.Чуевым
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона (далее - законопроект).
В связи с отсутствием в законопроекте вопросов, требующих заключения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, направляется официальный отзыв.
Законопроектом предлагается дополнить статью 242 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) примечанием, определяющим содержание понятия "порнографические материалы или предметы".
В нормативных правовых актах Российской Федерации и нормах международного права (в частности, в Международной Конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 г.) не содержится понятия "порнография". Принимая во внимание, что наличие прямого умысла является обязательным условием наступления уголовной ответственности по ст. 242 УК РФ, предложение о законодательном закреплении понятий "порнография" и "порнографическая продукция" заслуживает внимания.
Вместе с тем, используемые в законопроекте понятия "принятые в обществе моральные нормы", "иные материалы и предметы", "разжигание чувственной страсти", "грубо натуралистическое, детальное изображение", "художественная или научная ценность" не несут конкретного правового содержания и не отвечают требованиям обеспечения определённости, ясности и недвусмысленности правовой нормы, изложенным в пункте 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 7-П.
Кроме того, перечисленные в проекте понятия "фильмы", "видео", "телепередачи" являются формой выражения аудиовизуального произведения, в связи с чем необходимо использование универсального термина, охватывающего своим содержанием указанные понятия.
Представляется также необоснованным включение звукозаписи и радиопередач в перечень материалов или предметов, которые могут являться возможными носителями порнографии.
С учетом изложенного Правительством Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживается.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков
Текст документа сверен по:
рассылка