Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 21 декабря 2004 года N 03-06-03-02


[О взимании государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств, а также за совершение прочих юридически значимых действий]

          

Минфин России рассмотрел письмо МВД России от 21 октября 2004 года N 13/5-4321 и по вопросу взимания государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств, а также за совершение прочих юридически значимых действий, совершаемых Госавтоинспекцией, сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2005 года вступает в силу новая глава 25_3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - глава Кодекса).

Статьей 333_16 главы Кодекса предусмотрено, что государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В целях настоящей главы выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Указанные выше органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

В связи c этим, подпунктами 29-39 пункта 1 статьи 333_33 главы Кодекса предусмотрено взимание государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные, мототранспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства и иных документов, необходимых для допуска автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении, в размере от 50 до 400 рублей.

Следовательно, за совершение Госавтоинспекцией вышеперечисленных действий, связанных с выдачей документов, должна взиматься государственная пошлина и никакие иные платежи.

Что касается вопроса, связанного с изготовлением регистрационных знаков, водительских удостоверений, паспортов транспортных средств, свидетельства о регистрации транспортных средств и другой полиграфической продукции, то за совершение этой услуги должна взиматься отдельная плата в зависимости от затрат на изготовление данной продукции.

С.Д.Шаталов

     

 Письмо Министерства внутренних дел РФ
от 21 октября 2004 года N 13/5-4321



Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" Налоговой кодекс Российской Федерации* дополнен статьей 61_1 "Налоговые доводы муниципальных районов", которой в части второй установлено, что в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению государственная пошлина за совершение юридически значимых действий или выдачу документов по линии Госавтоиспекции.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "Бюджетный кодекс Российской Федерации". - Примечание "КОДЕКС".


В связи с многочисленными запросами из МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации о применении на практике положений бюджетного и налогового законодательств в части государственной пошлины, прошу вас поручить рассмотреть прилагаемое вопросы и дать на них ответы.

Постановочное вопросы

1. Проектом Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации ..." (второе чтение в Госдуме) часть вторая НК РФ дополнена главой 253* "Государственная пошлина".

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "главой 25_3". - Примечание "КОДЕКС".


Статьей 333_33 главы 253* "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий" установлены размены государственной пошлины за действия, совершаемые Госавтоинспекцией (пункты 30-41).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "главы 25_3". - Примечание "КОДЕКС".


Например, за государственную регистрацию транспортных средств с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства государственная пошлина взимается в размере 400 рублей.

Однако себестоимость приобретаемых в организациях изготовителях знаков в Хабаровском крае составляет 584 руб., а с затратами на транспортировку и хранение - 608 руб. В Ставропольском крае соответственно 430 и 466 руб., в Ростовской области - 432 и 466 рублей.

Также за выдачу водительского удостоверения на пластиковой основе государственная пошлина установлена в размере 200 рублей.

В Республике Якутия (Саха) за совершение этих действий взимается 271 руб., в Белгородской области - 240 руб., Владимирской области - 239 руб. и эти размеры оплаты за водительские удостоверения установлены также их организациями-изготовителями.

В настоящее время указанные размеры, взимаемые за совершение регистрационных и экзаменационных действий Госавтоинспекцией, также установлены законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Регистрация транспортных средств и выдача водительских удостоверений не являются только "механическими" действиями. В эти процессы также входит проверка транспортных средств на предмет их нахождения в федеральном розыске, подлинности идентификационных номерных обозначений (кузов, двигатель), проверка представленных регистрационных документов по федеральным базам их распределения, нахождения и числе утраченных, похищенных, а также их подлинности. Лица, обратившиеся для регистрации транспорта, проверяются по федеральным базам с целью установления возможности их нахождения в федеральном розыске. Аналогичные действия совершаются при выдаче или замене водительских документов.

Вместе с тем такой же размер государственной пошлины (400 рублей), установлен за удостоверение нотариусом доверенностей на пользование автотранспортными средствами. Хотя стоимость бланка доверенности в десятки раз меньше себестоимости регистрационных знаков и водительских удостоверений.

Вопрос.

Входит ли себестоимость специальной продукции Госавтоинспекции (регистрационные знаки, водительские удостоверения, паспорта транспортных средств, свидетельства о регистрации транспортных средств и другая полиграфическая продукция) в размер государственной пошлины, взимаемой за совершение Госавтоинспекцией юридически значимых действий или выдачу документов.

2. Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ (в редакции ст.61.1) определено, что государственная пошлина за совершение Госавтоинспекцией юридически значимых действий или выдачу документов зачисляется в бюджеты муниципальных районов.

При условии включения в размер государственной пошлины себестоимости специальной продукции, устанавливаемой ее организациями-изготовителями, принятые соотношения размера пошлины и фактической стоимости специальной продукции будут несоразмеримыми.

Вопрос.

Каким образом и из какого бюджета оплачивать организациям изготовителям за поставку специальной продукции для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, если себестоимость продукции вместе с затратами на ее транспортировку и хранение значительно превышает размер государственной пошлины.

3. Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" Налоговой кодекс* дополнен статьей 61_1 "Налоговые доходы муниципальных районов", которой в части второй установлено, что в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению государственная пошлина за совершение юридически значимых действий или выдачу документов по линии Госавтоинспекции (государственная регистрация транспортных средств, выдача регистрационных и водительских документов, регистрационных знаков и т.д.).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "Бюджетный кодекс". - Примечание "КОДЕКС".


Вступление в силу настоящей статьи установлено с 1 января 2006 года (часть 2 ст.2 закона N 120-ФЗ).

Вместе с тем пунктом 3 части 3 ст.2 закона предусмотрено, что до дня вступления в силу положений, указанных в части 2 ст.2 закона доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанные в пункте 2 ст.61.1 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона N 120-ФЗ), зачисляются в местные бюджеты по нормативам, утвержденным законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на 2005 год.

В части утверждаемых нормативов очевидно понимаются размеры оплаты за выдачу Госавтоинспекцией специальной продукции.

Однако с учетом вступления в силу ст.61.1 Федерального закона N 120-ФЗ* с 2006 года (в части зачисления госпошлины за действия Госавтоинспекции в местные бюджеты) в 2005 году приобретение специальной продукции для ее выдачи Госавтоинспекцией владельцам транспортных средств будет продолжаться за счет денежных средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом полагаем, что возвращение этих средств в бюджеты субъектов Российской Федерации должно производиться путем зачисления на соответствующие счета этих бюджетов стоимости регистрационных и водительских документов, регистрационных знаков и т.п., оплачиваемой владельцами транспортных средств в кредитные организации муниципальных районах и контролируемой Госавтоинспекцией (платежные поручения, квитанции кредитных организаций).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Имеется ввиду Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ. - Примечание "КОДЕКС".


Вопрос. Каким образом при выполнении пункта 3 части 3 ст.2 Федерального закона N 120-ФЗ о зачислении доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов (местные бюджеты) будет соблюдаться заинтересованность законодательной власти субъектов Российской Федерации в сохранении бюджетов субъектов.

4. При зачислении с 2006 года государственной пошлины за действия Госавтоинспекции в местные бюджеты, приобретение у организаций-изготовителей специальной продукции (регистрационные и водительские документы, регистрационные знаки и т.д.) и оплата за ее поставку, очевидно, должны осуществляться из бюджетов муниципальных районов. Для этого каждый муниципальный район должен заключать договора с организациями-изготовителями специальной продукции.

В настоящее время функции по заключению договоров с организациями-изготовителями специальной продукции Госавтоинспекции выполняют МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Перечисление средств на закупку и поставку этой продукции происходит из бюджета субъекта Российской Федерации. В дальнейшем продукция распределяется в Госавтоинспекции муниципальных районов, выдается владельцам транспортных средств, а оплата за выдачу зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации.

Вопрос. Допустимо ли с 2006 года продолжить заключение договоров с организациями-изготовителями ни специальной продукции на уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации с последующей оплатой за нее, получением и поставкой в муниципальные районы. Для этого оплата организациям-изготовителям за специальную продукцию будет осуществляться МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов муниципальных районов (рассчитанных исходя из необходимого количество специальной продукции), перечисляемых для этих целей на соответствующие счета бюджетов субъектов Российской Федерации.



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»