ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2006 года N 200
____________________________________________________________________
Фактически не применяется в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
В целях реализации Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы".
2. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при составлении проектов федерального бюджета на 2007 и 2008 годы предусматривать в установленном порядке средства на реализацию Государственной программы, утвержденной настоящим постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы"
Анализ происходящих процессов и изучение правоприменительной практики обозначили масштабность социально-правовой проблемы обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства.
Резко изменившиеся экономические и социально-политические условия жизни в современном российском обществе привели к эскалации организованной и транснациональной преступной деятельности. Криминальные группы не стесняются в выборе средств и методов, совершают противоправные деяния, сопровождающиеся особой жестокостью и цинизмом. Нередко они действуют открыто и нагло, так как уверены в своей безнаказанности.
Вместе с тем привлечение указанных лиц к уголовной ответственности зачастую затруднено оказываемым на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также на членов их семей давлением с целью недопущения реализации их прав и обязанностей при осуществлении правосудия. К добросовестным участникам уголовного судопроизводства все чаще применяются изощренные, тщательно спланированные и умело реализуемые приемы физического и психологического воздействия. Результатом этого стали многочисленные случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.
До настоящего времени правоохранительными органами не анализировались и не систематизировались причины таких отказов, а также не предпринимались действенные меры по исправлению создавшегося положения.
С 1 января 2005 года вступил в действие Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (далее - Федеральный закон).
Федеральный закон заложил основы системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (далее - защищаемые лица).
Федеральным законом установлены принципы осуществления и виды государственной защиты, включающие меры безопасности и социальной поддержки, определены органы, обеспечивающие государственную защиту, и порядок применения мер.
Вопросы осуществления государственной защиты затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, поэтому реализация Федерального закона в полной мере возможна только при условии консолидации их усилий по решению комплекса проблем обеспечения безопасности защищаемых лиц.
Это особенно актуально при отсутствии практического опыта применения конкретных мер государственной защиты, установленных Федеральным законом. Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона межведомственной рабочей группой под руководством Министерства внутренних дел Российской Федерации, образованной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года N 225-р, на основе предложений федеральных органов исполнительной власти.
Программа учитывает как отечественный, так и зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области и направлена на осуществление определенных Федеральным законом мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
В соответствии с Федеральным законом целью Программы является реализация мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Программа рассчитана на 3-летний период: с 2006 по 2008 год.
Участниками Программы являются органы, осуществляющие меры безопасности и социальной поддержки, - Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная таможенная служба, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Координатор Программы - Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Программы Основные мероприятия Программы приведены в приложении N 1.
Мероприятия Программы не дублируют мероприятия действующих федеральных целевых и ведомственных программ.
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета. Финансовые затраты на реализацию Программы составляют 948,72 млн.рублей, в том числе: на личную охрану, охрану жилища и имущества - 253,09 млн.рублей;
на приобретение для защищаемых лиц специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности - 56,71 млн.рублей;
на обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах -11,16 млн.рублей;
на переселение защищаемых лиц на другое место жительства 169,49 млн.рублей;
на замену документов защищаемых лиц - 7,09 млн.рублей;
на изменение внешности защищаемых лиц - 6,24 млн.рублей;
на временное помещение защищаемых лиц в безопасное место 321,51 млн.рублей;
на применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы, - 56,97 млн.рублей;
на применение мер социальной поддержки - 64,86 млн.рублей;
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 1,6 млн.рублей.
Объем средств на капитальные вложения Программой не определен. Объем средств, необходимый для предоставления жилища защищаемому лицу при переселении его на другое постоянное место жительства, определяется ежегодно Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти - участников Программы, имея в виду, что общий объем средств не должен превышать 50 млн.рублей в год.
Распределение затрат по направлениям финансирования приведено в приложении N 2. Распределение затрат среди участников Программы приведено в приложении N 3.
Объемы финансирования программных мероприятий, а также распределение затрат среди участников Программы уточняются ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год в пределах средств, предусмотренных на реализацию Программы на очередной финансовый год.
Текущий контроль за ходом реализации Программы и координацию деятельности участников осуществляет межведомственная рабочая группа, формируемая из представителей федеральных органов исполнительной власти - участников Программы.
Участники Программы ежегодно уточняют затраты по программным мероприятиям, принимая во внимание результаты применения мер государственной защиты и выделяемые на реализацию Программы финансовые средства.
Уточнение затрат, вызванное необходимостью изменения объема финансирования отдельных мероприятий, осуществляется координатором Программы в пределах выделенных средств по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Исполнители мероприятий по приобретению специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности для выдачи защищаемым лицам, а также по выполнению научно-исследовательских и опытно-констукторских работ определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Взаимоотношения участников Программы и защищаемых лиц в ходе реализации Программы определяются в порядке, установленном Федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации.
Координатор Программы ежегодно, не позднее 1 апреля, представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации отчет о выполнении программных мероприятий за прошедший год и об использовании финансовых средств, подготовленный на основании представляемых ему участниками Программы материалов. Доклад о результатах выполнения Программы за прошедший год представляется координатором в Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 мая.
Отчет о реализации Программы представляется координатором в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации не позднее 1 мая 2009 года.
Предполагается, что в ходе реализации Программы меры государственной защиты будут применены в отношении свыше 60 тысяч участников уголовного судопроизводства.
Наряду с этим будет создан и апробирован механизм реализации Федерального закона, разработаны нормативные правовые документы, определяющие порядок межведомственного взаимодействия участников Программы, а также регламентирующие применение ими конкретных мер государственной защиты.
Будут получены необходимые статистические данные, а также накоплен практический опыт применения той или иной меры государственной защиты, а также одновременного применения нескольких мер в отношении одного защищаемого лица.
На основе анализа правоприменительной практики будут подготовлены предложения по совершенствованию мер государственной защиты, повышению эффективности деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц, а также разработаны показатели эффективности реализации мер государственной защиты, методика и критерии их оценки. Кроме того, будут подготовлены предложения, касающиеся сотрудничества с зарубежными государствами.
В конечном итоге будут созданы необходимые условия для успешного функционирования системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Основные мероприятия Программы
Мероприятия | Ответствен- | Срок выпол- | Ожидаемый результат | Финансовые затраты (млн.рублей) | |||||||
мероприятий | нения | 2006-2008 годы - всего | 2006 год | 2007 год | 2008 год | ||||||
| |||||||||||
1. | Создание в структуре органов государственной власти, на которые возложены задачи по осуществлению мер безопасности, специальных подразделений | МВД России ФСБ России ФСКН России ФТС России | 2006 год | осуществление мер безопасности в отношении защищаемых лиц | в пределах штатной численности и за счет средств федерального бюджета, предусмотренным федеральным органам исполнительной власти на соответствующий финансовый год | ||||||
| |||||||||||
2. | Разработка | МВД России | 2006 год | обеспечение | текущее финансирование | ||||||
межведомствен- | ФСБ России Минобороны России ФСКН России ФСИН России | взаимодействия федеральных органов, осуществляю- | |||||||||
3. | Разработка ведомственных нормативных правовых актов, регламентирую- | МВД России ФСБ России Минобороны России ФСКН России ФСИН России | 2006 год | нормативное правовое обеспечение мер государствен- | текущее финансирование | ||||||
4. | Разработка проекта соглашения о защите участников уголовного процесса (в рамках Содружества Независимых Государств) | МВД России ФСБ России ФСКН России ФСИН России | 2006 год | международное нормативное правовое обеспечение мер государствен- | текущее финансирование | ||||||
5. | Разработка межведомствен- | МВД России ФСБ России Минобороны России ФСКН России ФСИН России | 2006 год | получение исходных данных для анализа эффективности мер государствен- | текущее финансирование | ||||||
6. | Анализ результатов применения норм Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной | МВД России ФСБ России Минобороны России ФСКН России ФСИН России | 2008 год | совершенство- | текущее финансирование | ||||||
7. | Разработка системы показателей эффективности мер государственной защиты, методики и критериев их оценки | МВД России ФСБ России Минобороны России ФСКН России ФСИН России | 2008 год | повышение эффективности осуществления мер государствен- | текущее финансирование | ||||||
8. | Разработка проекта государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" на 2009 год и последующие годы | МВД России Минэконом- | 2008 год | обеспечение реализации Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государствен- | текущее финансирование | ||||||
| |||||||||||
9. | Осуществление личной охраны защищаемых лиц, охрана их жилища и имущества, в том числе: | 2006-2008 годы | предотвраще- | 253,09 | 84,2 | 84,2 | 84,69 | ||||
МВД России | 100,57 | 33,38 | 33,38 | 33,81 | |||||||
ФСБ России | 95,58 | 31,86 | 31,86 | 31,86 | |||||||
Минобороны России | 15,57 | 5,19 | 5,19 | 5,19 | |||||||
ФСКН России | 27,6 | 9,18 | 9,18 | 9,24 | |||||||
ФТС России | 13,77 | 4,59 | 4,59 | 4,59 | |||||||
ФСИН России | - | - | - | - | |||||||
личная охрана | МВД России | 2006-2008 годы | недопущение причинения вреда жизни и | текущее финансирование | |||||||
ФСКН России | здоровью защищаемых лиц | ||||||||||
оборудование жилища защищаемых лиц техническими средствами наблюдения | 2006-2008 годы | недопущение воздействия на защищаемых лиц и причинения им имущественно- | 184,8 | 61,6 | 61,6 | 61,6 | |||||
МВД России | 73,2 | 24,4 | 24,4 | 24,4 | |||||||
ФСБ России | 72 | 24 | 24 | 24 | |||||||
Минобороны России | 10,8 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | |||||||
ФСКН России | 19,2 | 6,4 | 6,4 | 6,4 | |||||||
ФТС России | 9,6 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | |||||||
оборудование жилища защищаемых лиц охранной сигнализацией | 2006-2008 годы | недопущение воздействия на защищаемых лиц и причинения им имуществен- | 18,46 | 6,1 | 6,1 | 6,26 | |||||
МВД России | 6,25 | 2,05 | 2,05 | 2,15 | |||||||
ФСБ России | 6,75 | 2,25 | 2,25 | 2,25 | |||||||
Минобороны России | 1,8 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | |||||||
ФСКН России | 2,46 | 0,8 | 0,8 | 0,86 | |||||||
ФТС России | 1,2 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | |||||||
оборудование жилища защищаемых лиц пожарной сигнализацией | 2006-2008 годы | недопущение воздействия на защищаемых лиц и причинения им | 49,83 | 16,5 | 16,5 | 16,83 | |||||
ущерба | |||||||||||
МВД России | 21,12 | 6,93 | 6,93 | 7,26 | |||||||
ФСБ России | 16,83 | 5,61 | 5,61 | 5,61 | |||||||
Минобороны России | 2,97 | 0,99 | 0,99 | 0,99 | |||||||
ФСКН России | 5,94 | 1,98 | 1,98 | 1,98 | |||||||
ФТС России | 2,97 | 0,99 | 0,99 | 0,99 | |||||||
10. | Создание устройства постоянной готовности для активной обороны и подачи сигналов в случае попытки насильственных действий в отношении защищаемых лиц | МВД России | 2006 год | создание новых современных средств индивидуаль- | 0,5 (НИОКР) | 0,5 | - | - | |||
11. | Приобретение для защищаемых лиц специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности (виды средств и порядок их выдачи защищаемым лицам устанавливаются Правительством Российской Федерации) | 2006-2008 годы | предупрежде- | 56,71 | 18,4 | 19,08 | 19,23 | ||||
МВД России | 17,98 | 5,66 | 6,16 | 6,16 | |||||||
ФСБ России | 15,78 | 5,1 | 5,26 | 5,42 | |||||||
Минобороны России | 3,83 | 1,27 | 1,28 | 1,28 | |||||||
ФСКН России | 12,75 | 4,25 | 4,25 | 4,25 | |||||||
ФТС России | 6,37 | 2,12 | 2,13 | 2,12 | |||||||
12. | Обеспечение конфиденциаль- | 2006-2008 годы | исключение доступа обвиняемых и их заинтересован- | 11,16 | 3,68 | 3,72 | 3,76 | ||||
МВД России | 4,71 | 1,56 | 1,56 | 1,59 | |||||||
ФСБ России | 2,85 | 0,95 | 0,95 | 0,95 | |||||||
Минобороны России | 1,56 | 0,52 | 0,52 | 0,52 | |||||||
ФСКН России | 1,36 | 0,43 | 0,46 | 0,47 | |||||||
ФТС России | 0,68 | 0,22 | 0,23 | 0,23 | |||||||
13. | Разработка и проведение мероприятий по защите документов, содержащих сведения о защищаемых лицах | МВД России | 2006 год | исключение доступа к документам, содержащим сведения о защищаемых лицах | 0,5 (НИОКР) | 0,5 | - | - | |||
14. | Переселение защищаемых лиц на другое место жительства, в том числе: | 2006-2008 годы | исключение воздействия обвиняемых и их заинтересован- | 169,49 | 55,11 | 56,3 | 58,08 | ||||
МВД России | 99 | 33 | 33 | 33 | |||||||
ФСБ России | 36,63 | 11,88 | 11,88 | 12,87 | |||||||
Минобороны России | 10,49 | 3,3 | 3,5 | 3,69 | |||||||
ФСКН России | 15,58 | 4,62 | 5,28 | 5,68 | |||||||
ФТС России | 7,79 | 2,31 | 2,64 | 2,84 | |||||||
переселение | МВД России | 2007-2008 | объемы финансирования | ||||||||
защищаемых лиц | ФСБ России | годы | определяются ежегодно | ||||||||
на другое | Минобороны России | Минэкономразвития России по | |||||||||
постоянное место | ФСКН России | представлению федеральных органов исполнительной | |||||||||
переселение защищаемых лиц на другое временное место жительства, в том числе: | 2006-2008 годы | 169,49 | 55,11 | 56,3 | 58,08 | ||||||
МВД России | 99 | 33 | 33 | 33 | |||||||
ФСБ России | 36,63 | 11,88 | 11,88 | 12,87 | |||||||
Минобороны России | 10,49 | 3,3 | 3,5 | 3,69 | |||||||
ФСКН России | 15,58 | 4,62 | 5,28 | 5,68 | |||||||
ФТС России | 7,79 | 2,31 | 2,64 | 2,84 | |||||||
расходы, связанные с переездом защищаемых лиц к временному месту жительства | 2006-2008 годы | 15,41 | 5,01 | 5,12 | 5,28 | ||||||
МВД России | 9 | 3 | 3 | 3 | |||||||
ФСБ России | 3,33 | 1,08 | 1,08 | 1,17 | |||||||
Минобороны России | 0,95 | 0,3 | 0,32 | 0,33 | |||||||
ФСКН России | 1,42 | 0,42 | 0,48 | 0,52 | |||||||
ФТС России | 0,71 | 0,21 | 0,24 | 0,26 | |||||||
расходы, связанные | 2006-2008 | 154,08 | 50,1 | 51,18 | 52,8 | ||||||
с временным проживанием защищаемых лиц | годы | ||||||||||
МВД России | 90 | 30 | 30 | 30 | |||||||
ФСБ России | 33,3 | 10,8 | 10,8 | 11,7 | |||||||
Минобороны России | 9,54 | 3 | 3,18 | 3,36 | |||||||
ФСКН России | 14,16 | 4,2 | 4,8 | 5,16 | |||||||
ФТС России | 7,08 | 2,1 | 2,4 | 2,58 | |||||||
15. | Замена документов защищаемых лиц (в порядке, установленном Правительством Российской Федерации) | 2006-2008 годы | ограничение доступа к информации о защищаемых лицах | 7,09 | 2,18 | 2,34 | 2,57 | ||||
МВД России | 1,8 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | |||||||
ФСБ России | 1,95 | 0,63 | 0,64 | 0,68 | |||||||
Минобороны России | 1,64 | 0,41 | 0,53 | 0,7 | |||||||
ФСКН России | 1,13 | 0,36 | 0,38 | 0,39 | |||||||
ФТС России | 0,57 | 0,18 | 0,19 | 0,2 | |||||||
16. | Изменение внешности защищаемых лиц (в порядке, установленном Правительством Российской Федерации) | 2006-2008 годы | исключение воздействия обвиняемых и их заинтересован- | 6,24 | 1,96 | 2,08 | 2,2 | ||||
МВД России | 3,24 | 1 | 1,08 | 1,16 | |||||||
ФСБ России | 1,32 | 0,4 | 0,44 | 0,48 | |||||||
Минобороны России | 0,6 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | |||||||
ФСКН России | 0,72 | 0,24 | 0,24 | 0,24 | |||||||
ФТС России | 0,36 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | |||||||
17. | Содействие в | МВД России | 2006- | исключение | текущее финансирование | ||||||
устройстве защищаемых лиц на другое, временное или постоянное, подходящее им место работы (службы) или учебы (в порядке, установленном Правительством Российской Федерации) | ФСБ России Минобороны России ФСКН России ФСИН России | 2008 годы | воздействия обвиняемых и их заинтересован- | ||||||||
18. | Временное помещение защищаемых лиц в безопасное место | 2006-2008 годы | исключение воздействия обвиняемых и их заинтересован- | 321,51 | 94,77 | 109,27 | 117,4 | ||||
МВД России | 160,68 | 46,8 | 54,6 | 59,28 | |||||||
ФСБ России | 83,07 | 24,18 | 28,47 | 30,42 | |||||||
Минобороны России | 24,18 | 7,41 | 8,19 | 8,58 | |||||||
ФСКН России | 35,72 | 10,92 | 12,01 | 12,79 | |||||||
ФТС России | 17,86 | 5,46 | 6 | 6,4 | |||||||
19. | Применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбытия наказания в другое | ФСИН России | 2006-2008 годы | исключение воздействия на защищаемых лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы | 56,97 | 18 | 19,08 | 19,89 | |||
20. | Разработка и внедрение программ по | Минздравсоцразвития России | 2006-2008 годы | повышение психологичес- | 0,6 (НИОКР) | 0,6 | - | - | |||
оказанию психологической помощи защищаемым лицам | устойчивости защищаемых лиц к возможному воздействию на них обвиняемых и их заинтересован- | ||||||||||
Всего | 883,86 | 279,9 | 296,07 | 307,8 | |||||||
| |||||||||||
21. | Выплата единовременного пособия в случае гибели (смерти) защищаемых лиц членам их семей и лицам, находившимся на их иждивении | Минздравсоцразвития России | 2006-2008 годы | компенсирова- | 8,8 | 2,5 | 3 | 3,3 | |||
22. | Выплата единовременного пособия в случае причинения защищаемым лицам телесных повреждений или иного вреда их здоровью, повлекших за собой наступление инвалидности | -"- | 2006-2008 годы | компенсирова- | 40,85 | 13 | 13,65 | 14,2 | |||
23. | Выплата единовременного пособия в случае причинения защищаемым лицам телесных | -"- | 2006-2008 годы | компенсирова- | 15,21 | 4,6 | 5,28 | 5,33 | |||
повреждений или иного вреда их здоровью, не повлекших за собой наступления инвалидности | |||||||||||
Всего | 64,86 | 20,1 | 21,93 | 22,83 | |||||||
Итого | 948,72 | 300 | 318 | 330,7 |