Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 1996 года N 577


О федеральной целевой программе "Социальная и радиационная
реабилитация населения и территорий Уральского региона,
пострадавших вследствие деятельности
производственного объединения "Маяк",
на период до 2000 года"

(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________


В целях создания условий для безопасного проживания населения в районах, прилегающих к территории производственного объединения "Маяк", и обеспечения социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие деятельности этого объединения, Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (далее именуется - Программа).

____________________________________________________________________

Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

     

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, государственными заказчиками по отдельным направлениям Программы - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, и предусматривать при разработке государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета выделение необходимых лимитов капитальных вложений и финансовых средств для реализации Программы.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей предусматривать для финансирования мероприятий Программы привлечение средств бюджетов областей и внебюджетных источников.

Председатель Правительства
 Российской Федерации
В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 мая 1996 года N 577

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Cоциальная и радиационная реабилитации населения и территорий
Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности
производственного объединения "Маяк",
на период до 2000 года"

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Социальная
и радиационная реабилитация населения и территорий
Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности
производственного объединения "Маяк",
на период до 2000 года"

Наименование Программы




-



Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на
период до 2000 года

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

-



распоряжение Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 августа 1993 года N 1351-р
постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1996 года N 577

Государственные заказчики Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (координатор)

Министерство Российской Федерации по атомной энергии



органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей

Основные разработчики Программы

-

Министерство Российской Федерации по атомной энергии




Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство экономики Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации



Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации



Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации



Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации



Министерство социальной защиты населения Российской Федерации



Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации


 

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба лесного хозяйства России





Российская академия наук органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей

Цели и задачи Программы







-







решение проблем, связанных с обеспечением безопасных условий проживания в зоне влияния потенциально опасных  ядерных объектов, со снижением негативных медицинских, социальных и психологических последствий радиационного воздействия на население, проживающее на радиоактивно
загрязненных территориях, с оказанием ему высококвалифицированной медицинской помощи, улучшением уровня жизни пострадавших граждан     

Сроки и этапы реализации Программы

-

1996-2000 годы I этап - 1996-1997 годы
II этап - 1998-2000 годы     

Перечень подпрограмм и основных мероприятий







-








снижение степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидация источников радиоактивного загрязнения;
охрана здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию;
социально-психологическая реабилитация пострадавшего населения и экономическая реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
агропромышленное производство и лесное хозяйство;









обеспечение экологической и радиационной безопасности проживания населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк" и других ядерных объектов;
научное обеспечение Программы

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

-


Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий



Министерство Российской Федерации по атомной энергии



органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей





территориальные органы Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации,



Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации,











Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации,

Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации,

Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Российская академия наук



производственное объединение "Маяк"

Объемы и источники
финансирования

-


1734194,9 млн.рублей, в том числе
105824,1 млн. рублей из средств бюджетов областей и 91600 млн. рублей из средств внебюджетных источников

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы








-










снижение степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидация источников радиоактивного загрязнения, обеспечение
радиационной и экологической безопасности проживания населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк" и других ядерных объектов, улучшение состояния здоровья и повышение уровня жизни граждан, проживающих на территориях, подвергшихся радиационному воздействию

Система контроля за
исполнением Программы

-

контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ


1. Состояние проблемы

Федеральная целевая программа "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Совета Министров Правительства Российской Федерации от 2 августа 1993 года N 1351-р и на основе Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".

Радиоактивное загрязнение Уральского региона, включающего часть территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей (более 23 тыс. кв. км), обусловлено многолетней деятельностью производственного объединения "Маяк", которое являлось источником радиоактивного загрязнения территорий, радиационного воздействия на население и продолжает оставаться потенциально опасным источником возникновения крупных радиационных аварий.

Проводимые производственным объединением "Маяк" работы первоочередной государственной важности, направленные на достижение международного ядерного паритета, сопровождались беспрецедентными в мировой практике радиационными инцидентами и авариями.

Из-за отсутствия надлежащих технологических мер обращения с жидкими отходами радиохимического производства и упрощенного подхода к проблеме утилизации отходов в 1949-1956 годах было сброшено 2,75 млн. Ки радиоактивных отходов в используемую населением в хозяйственных целях мелководную реку Теча, являющуюся частью речной системы Исеть-Тобол-Иртыш-Обь.

В результате взрыва в 1957 году одной из емкостей с высокоактивными отходами, ветрового разноса в 1967 году радионуклидов с берегов озера Карачай, используемого для депонирования среднеактивных отходов, газо-аэрозольных выбросов предприятия и постоянного разноса радиоактивных веществ с открытой поверхности водоемов - хранилищ радиоактивных отходов произошло массовое облучение населения Уральского региона и радиоактивное загрязнение значительной части территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Свыше 900 человек, проживавших вдоль реки Теча, получили лучевую болезнь.

Повышенному радиационному воздействию подверглось около 500 тыс. человек, из сельскохозяйственного оборота изъято в Челябинской, Свердловской и Курганской областях 111 тыс. га угодий.

С целью ограничения дальнейшего облучения населения в 1949-1962 годах произведено переселение 7969 жителей из 39 населенных пунктов, расположенных вдоль реки Теча, и установлена санитарно-защитная зона площадью 80 кв. км. Для предотвращения дальнейшего загрязнения речной системы в верховьях реки Теча был создан каскад непроточных водоемов-накопителей и были прекращены сбросы в реку Теча значительного количества радиоактивных отходов.

После аварии в 1957 году в производственном объединении "Маяк" на основании оценки радиационной обстановки было эвакуировано население с загрязненных территорий, в 1957-1960 годах произведено переселение жителей из 23 населенных пунктов. Введен режим ограничения хозяйственной деятельности на части загрязненной территории, снижен уровень радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции за счет оптимизации землепользования и внедрения специальных технологий, дезактивации части территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, прекращен сброс радиоактивных отходов в реку Теча и создан каскад непроточных водоемов в ее пойме, значительно снижено количество выбросов радионуклидов в атмосферу.

Радиоактивное загрязнение части территорий Уральского региона и многолетняя деятельность производственного объединения "Маяк" отрицательно повлияли на здоровье населения и социально-экономическое развитие региона. Разрушение социально-производственной инфраструктуры, изъятие из землепользования пахотных и пастбищных угодий привели к деформации демографических, миграционных и других социальных процессов на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Принятые до 1992 года меры по ослаблению последствий радиоактивного загрязнения региона не соответствовали реальному экономическому ущербу, не охватили всего пострадавшего населения и не обеспечили в полной мере защиты здоровья населения, экологической и экономической реабилитации загрязненных территорий.

Не направлялись специальные инвестиции на компенсацию ущерба, нанесенного социально-экономической сфере пострадавших районов.

Компенсационные выплаты жителям, предоставление жилья, создание условий жизнедеятельности на новом месте жительства оказались неадекватными фактическому ущербу. Медицинское наблюдение и лечение проводились в недостаточных объемах и не охватывали всего пострадавшего населения.

Действующий в настоящее время режим ограничений сдерживает хозяйственную деятельность и ограничивает нормальную жизнедеятельность населения, проживающего на загрязненных территориях. Вместе с тем эффект привыкания и пренебрежение к основным требованиям режима способствуют дополнительному облучению населения.

Состояние социально-экономической сферы радиоактивно загрязненных районов Челябинской, Курганской и Свердловской областей характеризуется показателями, особенно в сельской местности, более низкими, чем в среднем по этим областям и Российской Федерации в целом.

В населенных пунктах, расположенных на загрязенных территориях, низок уровень материально-технической базы здравоохранения, народного образования, культуры. Жилые дома построены более тридцати лет назад без инженерного обустройства. Слабо развиты сети внутрихозяйственных дорог и газоснабжения, имеются серьезные проблемы в водоснабжении.

Вследствие многолетнего проживания в зоне повышенного радиационного риска при отсутствии объективной информации об опасности у большинства жителей этих районов сформировалась радиофобия. Социально-психологическая ситуация в регионе характеризуется устойчивым состоянием напряженности и тревожности, особенно за судьбы будущих поколений.

Несмотря на значительный объем выполненных реабилитационных работ и технологических усовершенствований, производственное объединение "Маяк" продолжает оставаться потенциально опасным источником радиоактивного загрязнения окружающей среды и радиационного облучения населения.

Накоплено более 600 млн. Ки жидких высокоактивных отходов, которые не могут быть переработаны в полном объеме на действующих установках, около 13 млн. Ки твердых высокоактивных и около 30 тыс. Ки средне- и низкоактивных отходов. В каскаде промышленных водоемов на реке Теча накоплено около 400 млн.м загрязненной воды. Более 120 млн. Ки радиоактивных отходов накоплено в водоемах-хранилищах "Карачай" и "Старое болото".

Теченский каскад водоемов, водоемы - хранилища жидких отходов, емкости - хранилища высокоактивных отходов в настоящее время представляют реальную угрозу для окружающей среды и являются источником повышенного риска для населения.

С целью компенсации ущерба, нанесенного социально-экономической сфере региона, и предотвращения дальнейшего радиоактивного загрязнения в 1993 году была принята Государственная программа Российской Федерации по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на период до 1995 года (далее именуется - программа 1993 года), в которой предусматривались меры по ликвидации источников радиоактивного загрязнения, осуществлению контроля эколого-радиационной обстановки и радиационной реабилитации территорий, охране здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию.

Одной из главных установок Программы 1993 года была ликвидация сложившегося отставания в развитии социальной и производственной инфраструктуры пострадавших территорий.

Значительная часть финансовых средств была направлена на оснащение действующих медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений современным оборудованием и обеспечение их лекарствами, осуществление постоянного контроля за здоровьем пострадавших граждан, их лечение и реабилитацию. В медико-дозиметрические регистры внесены данные на 126174 человека.

Созданы центры детской реанимации, в Челябинской области организуется центр нейтронной терапии на базе Всероссийского научно-исследовательского института технической физики.

Введены в действие жилые дома общей площадью более 119 тыс. кв. м, станция скорой помощи и водолечебница, поликлиники на 1725 посещений в смену, продолжается строительство онкологического диспансера и областного родильного дома в г.Челябинске.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»