(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
В целях создания условий для безопасного проживания населения в районах, прилегающих к территории производственного объединения "Маяк", и обеспечения социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие деятельности этого объединения, Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (далее именуется - Программа).
____________________________________________________________________
Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, государственными заказчиками по отдельным направлениям Программы - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, и предусматривать при разработке государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета выделение необходимых лимитов капитальных вложений и финансовых средств для реализации Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей предусматривать для финансирования мероприятий Программы привлечение средств бюджетов областей и внебюджетных источников.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Cоциальная и радиационная реабилитации населения и территорий
Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности
производственного объединения "Маяк",
на период до 2000 года"
____________________________________________________________________
Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
Наименование Программы | - | Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - | распоряжение Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 августа 1993 года N 1351-р |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (координатор) |
Министерство Российской Федерации по атомной энергии | ||
органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей | ||
Основные разработчики Программы | - | Министерство Российской Федерации по атомной энергии |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | ||
Министерство экономики Российской Федерации | ||
Министерство финансов Российской Федерации | ||
Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации | ||
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации | ||
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации | ||
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации | ||
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации | ||
| Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | |
Федеральная служба лесного хозяйства России | ||
Российская академия наук органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей | ||
Цели и задачи Программы | - | решение проблем, связанных с обеспечением безопасных условий проживания в зоне влияния потенциально опасных ядерных объектов, со снижением негативных медицинских, социальных и психологических последствий радиационного воздействия на население, проживающее на радиоактивно |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 1996-2000 годы I этап - 1996-1997 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | - | снижение степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидация источников радиоактивного загрязнения; |
обеспечение экологической и радиационной безопасности проживания населения в зоне влияния производственного объединения "Маяк" и других ядерных объектов; | ||
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | - | Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
Министерство Российской Федерации по атомной энергии | ||
органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей | ||
территориальные органы Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, | ||
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, | ||
Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, | ||
Российская академия наук | ||
производственное объединение "Маяк" | ||
Объемы и источники | - | 1734194,9 млн.рублей, в том числе |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | снижение степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидация источников радиоактивного загрязнения, обеспечение |
Система контроля за | - | контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ |
Федеральная целевая программа "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Совета Министров Правительства Российской Федерации от 2 августа 1993 года N 1351-р и на основе Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Радиоактивное загрязнение Уральского региона, включающего часть территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей (более 23 тыс. кв. км), обусловлено многолетней деятельностью производственного объединения "Маяк", которое являлось источником радиоактивного загрязнения территорий, радиационного воздействия на население и продолжает оставаться потенциально опасным источником возникновения крупных радиационных аварий.
Проводимые производственным объединением "Маяк" работы первоочередной государственной важности, направленные на достижение международного ядерного паритета, сопровождались беспрецедентными в мировой практике радиационными инцидентами и авариями.
Из-за отсутствия надлежащих технологических мер обращения с жидкими отходами радиохимического производства и упрощенного подхода к проблеме утилизации отходов в 1949-1956 годах было сброшено 2,75 млн. Ки радиоактивных отходов в используемую населением в хозяйственных целях мелководную реку Теча, являющуюся частью речной системы Исеть-Тобол-Иртыш-Обь.
В результате взрыва в 1957 году одной из емкостей с высокоактивными отходами, ветрового разноса в 1967 году радионуклидов с берегов озера Карачай, используемого для депонирования среднеактивных отходов, газо-аэрозольных выбросов предприятия и постоянного разноса радиоактивных веществ с открытой поверхности водоемов - хранилищ радиоактивных отходов произошло массовое облучение населения Уральского региона и радиоактивное загрязнение значительной части территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Свыше 900 человек, проживавших вдоль реки Теча, получили лучевую болезнь.
Повышенному радиационному воздействию подверглось около 500 тыс. человек, из сельскохозяйственного оборота изъято в Челябинской, Свердловской и Курганской областях 111 тыс. га угодий.
С целью ограничения дальнейшего облучения населения в 1949-1962 годах произведено переселение 7969 жителей из 39 населенных пунктов, расположенных вдоль реки Теча, и установлена санитарно-защитная зона площадью 80 кв. км. Для предотвращения дальнейшего загрязнения речной системы в верховьях реки Теча был создан каскад непроточных водоемов-накопителей и были прекращены сбросы в реку Теча значительного количества радиоактивных отходов.
После аварии в 1957 году в производственном объединении "Маяк" на основании оценки радиационной обстановки было эвакуировано население с загрязненных территорий, в 1957-1960 годах произведено переселение жителей из 23 населенных пунктов. Введен режим ограничения хозяйственной деятельности на части загрязненной территории, снижен уровень радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции за счет оптимизации землепользования и внедрения специальных технологий, дезактивации части территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, прекращен сброс радиоактивных отходов в реку Теча и создан каскад непроточных водоемов в ее пойме, значительно снижено количество выбросов радионуклидов в атмосферу.
Радиоактивное загрязнение части территорий Уральского региона и многолетняя деятельность производственного объединения "Маяк" отрицательно повлияли на здоровье населения и социально-экономическое развитие региона. Разрушение социально-производственной инфраструктуры, изъятие из землепользования пахотных и пастбищных угодий привели к деформации демографических, миграционных и других социальных процессов на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Принятые до 1992 года меры по ослаблению последствий радиоактивного загрязнения региона не соответствовали реальному экономическому ущербу, не охватили всего пострадавшего населения и не обеспечили в полной мере защиты здоровья населения, экологической и экономической реабилитации загрязненных территорий.
Не направлялись специальные инвестиции на компенсацию ущерба, нанесенного социально-экономической сфере пострадавших районов.
Компенсационные выплаты жителям, предоставление жилья, создание условий жизнедеятельности на новом месте жительства оказались неадекватными фактическому ущербу. Медицинское наблюдение и лечение проводились в недостаточных объемах и не охватывали всего пострадавшего населения.
Действующий в настоящее время режим ограничений сдерживает хозяйственную деятельность и ограничивает нормальную жизнедеятельность населения, проживающего на загрязненных территориях. Вместе с тем эффект привыкания и пренебрежение к основным требованиям режима способствуют дополнительному облучению населения.
Состояние социально-экономической сферы радиоактивно загрязненных районов Челябинской, Курганской и Свердловской областей характеризуется показателями, особенно в сельской местности, более низкими, чем в среднем по этим областям и Российской Федерации в целом.
В населенных пунктах, расположенных на загрязенных территориях, низок уровень материально-технической базы здравоохранения, народного образования, культуры. Жилые дома построены более тридцати лет назад без инженерного обустройства. Слабо развиты сети внутрихозяйственных дорог и газоснабжения, имеются серьезные проблемы в водоснабжении.
Вследствие многолетнего проживания в зоне повышенного радиационного риска при отсутствии объективной информации об опасности у большинства жителей этих районов сформировалась радиофобия. Социально-психологическая ситуация в регионе характеризуется устойчивым состоянием напряженности и тревожности, особенно за судьбы будущих поколений.
Несмотря на значительный объем выполненных реабилитационных работ и технологических усовершенствований, производственное объединение "Маяк" продолжает оставаться потенциально опасным источником радиоактивного загрязнения окружающей среды и радиационного облучения населения.
Накоплено более 600 млн. Ки жидких высокоактивных отходов, которые не могут быть переработаны в полном объеме на действующих установках, около 13 млн. Ки твердых высокоактивных и около 30 тыс. Ки средне- и низкоактивных отходов. В каскаде промышленных водоемов на реке Теча накоплено около 400 млн.м загрязненной воды. Более 120 млн. Ки радиоактивных отходов накоплено в водоемах-хранилищах "Карачай" и "Старое болото".
Теченский каскад водоемов, водоемы - хранилища жидких отходов, емкости - хранилища высокоактивных отходов в настоящее время представляют реальную угрозу для окружающей среды и являются источником повышенного риска для населения.
С целью компенсации ущерба, нанесенного социально-экономической сфере региона, и предотвращения дальнейшего радиоактивного загрязнения в 1993 году была принята Государственная программа Российской Федерации по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на период до 1995 года (далее именуется - программа 1993 года), в которой предусматривались меры по ликвидации источников радиоактивного загрязнения, осуществлению контроля эколого-радиационной обстановки и радиационной реабилитации территорий, охране здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию.
Одной из главных установок Программы 1993 года была ликвидация сложившегося отставания в развитии социальной и производственной инфраструктуры пострадавших территорий.
Значительная часть финансовых средств была направлена на оснащение действующих медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений современным оборудованием и обеспечение их лекарствами, осуществление постоянного контроля за здоровьем пострадавших граждан, их лечение и реабилитацию. В медико-дозиметрические регистры внесены данные на 126174 человека.
Созданы центры детской реанимации, в Челябинской области организуется центр нейтронной терапии на базе Всероссийского научно-исследовательского института технической физики.
Введены в действие жилые дома общей площадью более 119 тыс. кв. м, станция скорой помощи и водолечебница, поликлиники на 1725 посещений в смену, продолжается строительство онкологического диспансера и областного родильного дома в г.Челябинске.