РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 сентября 2005 года N 1508р
Об утверждении Положения о диспетчерском управлении
движением поездов в ОАО "РЖД"
В целях повышения эффективности управления перевозочным процессом и обеспечения безопасности движения поездов:
1. Утвердить прилагаемое Положение о диспетчерском управлении движением поездов в ОАО "РЖД".
2. Начальникам железных дорог в двухмесячный срок привести нормативные документы железных дорог и должностные инструкции работников железных дорог, функции которых связаны с диспетчерским управлением движением поездов, в соответствие с Положением, утвержденным настоящим распоряжением.
Вице-президент ОАО "РЖД"
С.В.Козырев
Положение
о диспетчерском управлении
движением поездов
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и структуру диспетчерского управления движением поездов, функции диспетчерского персонала по управлению движением поездов.
1.2. Настоящее Положение распространяется на диспетчерский персонал Центра управления перевозками - структурного подразделения ОАО "РЖД" дорожных центров управления перевозками железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" (далее - ДЦУП), диспетчерских центров управления местной работой отделов перевозок отделений железных дорог (далее - ЦУМР), железнодорожных станций (далее - станция).
1.3. Диспетчерское управление движением поездов основывается на:
- принципе управления движением поездов на обслуживаемом участке (полигоне) одним диспетчером;
- строгом выполнении технологических норм и нормативов, содержащихся в графике движения поездов, плане формирования поездов, технологических процессах и техническом нормировании эксплуатационной работы;
- обеспечении безопасности движения поездов.
1.4. Диспетчерский персонал на всех уровнях управления принимает решения на основе графика движения поездов и плана формирования поездов с учетом эксплуатационной обстановки: колебаний объемов перевозок и загрузки технических устройств, распределения тяговых и погрузочных ресурсов на больших территориях, отказов технических средств, плановых и внеплановых перерывов в движении, задержек поездов на стыках с железными дорогами соседних государств и пунктах перегрузки на другие виды транспорта.
Движением поездов на диспетчерском участке руководит единолично поездной диспетчер.
1.5. Оптимальная протяженность диспетчерских участков и полигонов управления, а также уровень загрузки поездных и дорожныхдиспетчеров определяются начальником железной дороги по установленным ОАО "РЖД" методикам.
2.1. Целями диспетчерского управления движением поездов являются обеспечение бесперебойной перевозки пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте общего пользования, оптимизация использования пропускной способности инфраструктуры железных дорог, тяговых и погрузочных ресурсов, организация движения поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов при безусловном обеспечении безопасности движения поездов.
2.2. Диспетчерское управление движением поездов предусматривает:
- концентрацию функций организации и управления перевозочным процессом по всей вертикали управления перевозками от Центра управления перевозками до станций;
- организацию поездной работы единым парком поездных локомотивов на удлиненных полигонах обращения, охватывающих участки нескольких железных дорог;
- унификацию веса и длины грузовых поездов на основных направлениях;
- заблаговременное планирование предстоящей работы;
- создание оптимальных условий для эксплуатационной работы;
- планирование, непрерывный контроль за выполнением графика движения и плана формирования поездов, плановых заданий по объемным и качественным показателям поездной иместной работы.
2.3. Задачами диспетчерского управления движением поездов являются:
- организация работы единой диспетчерской смены, локомотивных бригад, работников, связанных с движением поездов, по выполнению сменно-суточных планов и заданий эксплуатационной работы;
- обеспечение выполнения графика движения пассажирских, поездов дальнего, местного и пригородного сообщения (далее - пассажирские поезда) и грузовых поездов;
- организация беспрепятственного приема и сдачи поездов по стыковки и пунктам железных дорог и отделений железных дорог;
- обеспечение соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения поездов и охране труда, техническо-распорядительных актов и технологических процессов работы станций, а также единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций их примыкания;
- своевременное предоставление плановых "окон" для строительно-монтажных работ, ремонта и текущего содержания технических устройств;
- эффективное использование локомотивных бригад;
- контроль за содержанием и использованием эксплуатируемого парка локомотивов;
- регулирование погрузочных ресурсов;
- организация местной работы;
- контроль за пропуском поездных формирований перевозчиков грузов железнодорожным транспортом, за работой парка собственных и арендованных вагонов, за использованием вагонов, принадлежащих железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии;
- принятие оперативных мер по ликвидации нарушений движения поездов, обеспечение своевременного пропуска хозяйственных и восстановительных поездов.
2.4. Диспетчерский персонал ДЦУП и ЦУМР участвует в работе по контролю за соблюдением требований безопасности движения поездов, в том числе посредством проведения проверок на обслуживаемых участках и в районах управления железной дороги с выездом на станции, в локомотивные депо, а дорожные, поездные и локомотивные диспетчеры - с проездом в кабине машиниста поездного локомотива или моторвагонного подвижного состава.
Количество выездов дорожного диспетчера (по району управления) и поездного диспетчера с проверками на станции и в ЦУМР обслуживаемого района (участка) устанавливается в зависимости от его удаленности от ДЦУП: в пределах 3 часов проезда на поезде в одном направлении - не реже 1 раза в месяц, свыше 3 часов - 1 раз в квартал. Дорожный диспетчер (по направлению), дорожный локомотивный диспетчер, дорожный локомотивный диспетчер района управления и дорожный диспетчер по пассажирским перевозкам проводят проверки соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения при сопровождении пассажирских поездов в кабине машиниста не реже 1 раза в квартал. Кроме того, дорожные локомотивные диспетчеры и локомотивные диспетчеры (районов) один раз в месяц, а поездные диспетчеры - один раз в квартал принимают участие в производственных совещаниях с локомотивными бригадами, проводимыми в локомотивных депо обслуживаемых участков железной дороги.
Проверки проводятся по графику, разрабатываемому ежеквартально начальником ДЦУП и утверждаемому заместителем начальника железной дороги по перевозкам, а в отделениях железных дорог - соответственно начальником отдела перевозок и начальником отделения железной дороги.
Нормативы затрат труда диспетчеров ДЦУП корректируются с учетом фактической затраты времени на проведение проверок в соответствии с утвержденным графиком.
2.5. Контроль за работой диспетчерского персонала ДЦУП и оказание помощи его руководству в организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и выполнению требований нормативных документов осуществляет старший ревизор службы перевозок (по диспетчерскому центру), непосредственно подчиненный заместителю начальника железной дороги по перевозкам.
Функции старшего ревизора службы перевозок (по диспетчерскому центру) определены Положением о ревизорах хозяйства перевозок, утвержденным МПС России 21.06.2002 N ЦД-928.
3.1. Оперативное управление перевозочным процессом на железных дорогах ОАО "РЖД" в целом осуществляет диспетчерский персонал Центра управления перевозками (далее - ЦУП), находящегося в непосредственном подчинении Департамента управления перевозками.
3.2. Работу диспетчерской смены ЦУП возглавляет главный диспетчер, который координирует работу диспетчеров по управлению перевозками на курируемых направлениях железных дорог, диспетчерского персонала департаментов и управлений ОАО "РЖД" (руководителей диспетчерских смен ДЦУП, перевозчиков пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте, компаний - операторов подвижного состава. В диспетчерскую смену ЦУП входят: главный диспетчер, диспетчер по управлению перевозками, диспетчер по регулированию локомотивного парка, диспетчер по регулированию вагонного парка, диспетчер по организации грузовой работы, диспетчер по управлению специальными перевозками, диспетчер по контролю за проведением "окон".
3.3. В соответствии с положением о ЦУП, утвержденным ОАО "РЖД" 15.04.2004 N 296, диспетчерская смена осуществляет следующие функции:
- контроль за выполнением железными дорогами графика движения пассажирских и грузовых поездов;
- организация и контроль продвижения вагонопотоков на основе нормативов плана формирования поездов;
- организация выполнения технических норм эксплутационной работы;
- контроль за работой ДЦУП в соответствии с планами поездной и местной работы на железных дорогах и заданиями ЦУП, включая регулировочные мероприятия по недопущению встречного порожнего пробега однородного подвижного состава, рациональному использованию взаимозаменяемых типов вагонов в условиях дефицита одних типов и избытка других;
- организация работы парка поездных локомотивов на основных направлениях железных дорог, разработка мероприятий по недопущению эксплуатации локомотивов на незакрепленных участках их обращения, нарушений режима труда и отдыха локомотивных бригад;
- организация своевременного подвода поездов к портам, а при необходимости перераспределение направления грузовых потоков по согласованию с Центром фирменного транспортного обслуживания - структурным подразделением ОАО "РЖД" и портами;
- контроль за работой кольцевых маршрутов с целью сохранения их целостности на всем пути следования как в порожнем, так и в груженом состоянии;
- организация работы с гружеными и порожними грузовыми вагонами, принадлежащими железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии;
- контроль за перевозками негабаритных и тяжеловесных, а также специальных и воинских грузов;
- анализ выполнения оперативных планов железных дорог (в целом и по каждой в отдельности) по обеспечению погрузки, организации выгрузки вагонов, выполнения графика движения и плана формирования поездов, плана передачи поездов между железными дорогами по обеспечению железных дорог погрузочными ресурсами (соответствующими типами подвижного состава);
- контроль обеспечения безопасности движения поездов на железных дорогах ОАО "РЖД".
3.4. Диспетчерская смена ЦУП взаимодействует с подразделениями ЦУП и аппарата управления ОАО "РЖД", связанными с организацией перевозочного процесса, по следующим вопросам:
- обеспечение бесперебойного перевозочного процесса и обеспечение безопасности движения поездов;
- эксплуатация технических средств и устройств, в т.ч.восстановление нормального режима их функционирования при сбоях и отказах;
- согласование предоставления "окон" для выполнения ремонтных и строительно-монтажных работ на пути, контактной сети и сооружениях, устройствах сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения;
- принятие оперативных мер по ликвидации затруднений в эксплуатционной работе, организации восстановления движения поездов в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях, обеспечение первоочередного пропуска пассажирских поездов или направление их кружностью в соответствии с решением Департамента дальних пассажирских перевозок;
- информирование в режиме реального времени диспетчерского персонала причастных департаментов и управлений ОАО "РЖД" о затруднениях в пропуске поездов из-за отказов в работе технических средств и нарушений безопасности движения поездов.
3.5. Перечень функций диспетчерского персонала ЦУП приведен в приложении 1.
4.1. Оперативное управление перевозочным процессом на железной дороге осуществляет единая диспетчерская смена ДЦУП.
В соответствии с Типовыми штатными расписаниями службы перевозок железной дороги и отдела перевозок отделения железной дороги, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 23.04.2004 N 1953р, в диспетчерскую смену ДЦУП входят: старший дорожный диспетчер (руководитель смены), диспетчер дорожный (по направлениям), диспетчер дорожный локомотивный, диспетчер дорожный по регулированию вагонного парка, диспетчер дорожный по пассажирским перевозкам, инженер сменный по организации грузовой работы.
Диспетчерские участки железной дороги объединяются в районы управления ДЦУП, количество которых определяет начальник железной дороги в зависимости от объема эксплуатационной работы. В диспетчерскую смену района управления ДЦУП, возглавляемую диспетчером дорожным (по району управления), входят диспетчера поездные, диспетчер локомотивный (района), диспетчер по регулированию вагонного парка (района).
4.2. Диспетчерская смена ДЦУП в оперативном режиме осуществляет следующие функции:
- выполнение технического и сменно-суточного планов, производственных заданий руководства железной дороги;
- оперативное руководство эксплуатационной работой железной дороги, отделений железной дороги и станций;
- обеспечение беспрепятственного пропуска поездов, их передачи по стыковым станциям железной дороги;
- выполнение заданий по сдаче порожних вагонов в регулировку;
- контроль за планированием поездообразования, своевременным обеспечением поездов локомотивами и локомотивными бригадами;
- создание оптимальных условий работы на выделенных станциях, контроль за выполнением заданных показателей их работы;