(с изменениями на 30 января 2007 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 30 января 2007 года N 32.
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года N 89 "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы" ("Российская газета" от 22 февраля 2006 года N 37; Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст.255) (преамбула дополнена приказом Минобрнауки России от 30 января 2007 года N 32 - см. предыдущую редакцию)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок и критерии конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.
2. Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.) обеспечить в установленном порядке предоставление субсидий на внедрение инновационных образовательных программ для образовательных учреждений высшего профессионального образования - победителей конкурса.
З. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
А.Фурсенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 марта 2006 года,
регистрационный N 7580
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минобрнауки России
от 2 марта 2006 года N 44
ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ
конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы
1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения и критерии конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, определяющие:
комплексность объединенных генеральной целью, взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям мероприятий по созданию и введению в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;
применение новых, в т.ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;
интеграция образования, науки и инновационной деятельности;
формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.
2. Конкурсный отбор (далее - конкурс) образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы (далее - высшие учебные заведения, вузы), проводится с целью оказания им государственной поддержки посредством предоставления субсидий в объеме, указываемом в объявлении о проведении конкурса.
Конкурс является открытым.
Субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, разработки и приобретения программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического и другого персонала вуза.
3. Участниками конкурса могут быть высшие учебные заведения, подавшие заявки. Высшее учебное заведение имеет право подать одну заявку.
4. Победители конкурса из числа высших учебных заведений - участников конкурса отбираются по следующим критериям:
качество и результативность представленной инновационной образовательной программы высшего учебного заведения;
существующее состояние инновационного потенциала высшего учебного заведения.
5. Качество и результативность представленной инновационной образовательной программы высшего учебного заведения оценивается по следующим характеристикам:
ожидаемое качественное изменение образования в вузе в заявленной сфере(ах);
ожидаемое качественное изменение научных разработок и внедрения их результатов в заявленной сфере(ах);
соответствие привлекаемых ресурсов, в том числе из собственных внебюджетных средств, масштабу заявленной инновационной образовательной программы;
соответствие схемы управления инновационной образовательной программой заявленным в ней задачам;
обоснованность устойчивости предполагаемых результатов и их влияние на изменение образовательной среды в вузе и в системе высшего профессионального образования России;
эффективность организационной и финансовой поддержки инновационной программы внешними партнерами вуза (организациями, в том числе научными, профессиональными и иными союзами);
ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах.
6. Существующее состояние инновационного потенциала высшего учебного заведения оценивается по следующим характеристикам:
эффективность научной и инновационной деятельности;
эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики;
интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения;
поддержка инновационной деятельности материальной и информационной базой.
Оценка данного критерия осуществляется в динамике за три года, предшествующих проведению конкурса.
7. Минобрнауки России:
устанавливает сроки проведения конкурса в текущем году;
объявляет конкурс;
создает конкурсную комиссию и утверждает ее состав;
утверждает перечень вузов - победителей конкурса с указанием объемов их государственной поддержки на основании предложений конкурсной комиссии.
8. Рособразование:
утверждает состав экспертной комиссии, список сторонних экспертов и организаций, привлекаемых к проведению экспертизы заявок, и обеспечивает их работу;
ведет прием и учет заявок;
обеспечивает сохранность заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальность полученной информации и результатов экспертизы;
извещает о результатах конкурса его победителей и участников.
9. Конкурсная комиссия:
рассматривает результаты экспертизы заявок, проведенной экспертной комиссией;
запрашивает в случае необходимости дополнительные сведения у экспертной комиссии, Рособразования, Роснауки, Рособрнадзора, а также у федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении высшие учебные заведения;
направляет в экспертную комиссию на дополнительную экспертизу заявки в случае несогласия с результатами экспертизы;
утверждает протоколы экспертной комиссии об итогах приема заявок, об определении участников конкурса и результатах экспертизы;
оформляет итоговый протокол о победителях конкурса и объемах средств их государственной поддержки.
Конкурсная комиссия вправе готовить предложения Минобрнауки России об объемах средств государственной поддержки, которые будут предоставлены высшему учебному заведению (с изменением их до 5% по сравнению с объемами финансирования, запрошенными вузом в заявке).
При этом вузу предлагается скорректировать объемы работ в рамках инновационной образовательной программы.
10. Экспертная комиссия:
рассматривает заявки и определяет их соответствие установленным требованиям и формирует предложения по составу участников конкурса;
проводит экспертизу заявок с привлечением сторонних экспертов;
оценивает достоверность данных, представленных вузами - участниками конкурса;
запрашивает, в случае необходимости дополнительные сведения у Рособразования, Роснауки, Рособрнадзора, а также у федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении высшие учебные заведения;
назначает дополнительную экспертизу в случае существенного расхождения экспертных оценок;
оформляет протоколы об итогах приема заявок, об определении участников конкурса и предварительных результатах экспертизы и передает их на рассмотрение конкурсной комиссии.
11. Число членов конкурсной и экспертной комиссий должно быть нечетным и составлять не менее 9 человек каждая.
Членами комиссий не могут быть лица, заинтересованные в промежуточных и окончательных результатах конкурса.
12. Комиссии вправе осуществлять свои полномочия, если на их заседаниях присутствует не менее 2/3 от списочного состава.
13. Решения комиссий принимаются простым большинством голосов.
Решение конкурсной комиссии о победителях конкурса принимается тайным голосованием на основании рассмотрения заявок и результатов их экспертизы.
Решения комиссий оформляются протоколами, которые составляются в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссий, принимавшими участие в заседании. В протоколах указывается особое мнение членов комиссии (при его наличии).
При равенстве голосов членов комиссий решающим является голос председателя комиссии, а при отсутствии председателя - его заместителя, председательствовавшего на заседании.
14. Минобрнауки России помещает объявление о проведении конкурса в печатных изданиях Минобрнауки России и Рособразования, а также размещает его на официальных сайтах Минобрнауки России и Рособразования и в сети Интернет не позднее чем за 30 дней до даты окончания приема заявок.
15. Объявление о проведении конкурса включает в себя:
дату и время начала и окончания приема заявок;
форму заявки, пределы объемов предоставляемых субсидий;
адрес приема заявок (с указанием в случае необходимости времени приема, номера комнаты, номера контактного телефона);
дату, время и место вскрытия конвертов с заявками и другие сведения, необходимые для участия в конкурсе.
16. Высшие учебные заведения не допускаются к участию в конкурсе, если:
высшим учебным заведением представлено более одной заявки;
представленные заявки не соответствуют содержанию объявления;
заявки поступили позже установленного срока окончания их приема.
17. По окончании срока приема заявок экспертная комиссия оформляет протоколы об итогах приема заявок (протокол об итогах приема заявок содержит полный перечень заявок, включая перечень заявок, поданных с опозданием) и после вскрытия конвертов с заявками и проверки их на соответствие установленной форме - об определении участников конкурса.
Протоколы об итогах приема заявок и об определении участников конкурса утверждаются конкурсной комиссией.