ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 февраля 2002 года N 7
Об организации исполнения Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Генпрокуратуры Российской Федерации
от 20 декабря 2007 года N 206
____________________________________________________________________
Принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вступающего в действие в основной его части с 1 июля 2002 года, является важным этапом в развитии судебно-правовой реформы в стране.
Практическая реализация предусмотренных в нем новелл, касающихся прежде всего возложения на прокурора ведущей роли в осуществлении уголовного преследования, обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, соблюдения законности, конституционных прав и свобод граждан, углубления состязательных начал уголовного судопроизводства, требует принятия неотложных мер по организации работы в соответствии с положениями нового уголовно-процессуального закона.
Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" установил, что впредь, до приведения в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
В целях обеспечения точного исполнения органами прокуратуры положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", а также организационного перехода органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства, в соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным и иным прокурорам осуществить комплекс организационных мероприятий по переходу органов прокуратуры к работе по новому Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
1.1. Организовать тщательное изучение и обсуждение положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прокурорско-следственными работниками, привлекая для этого сотрудников научных и образовательных учреждений, а также региональных учебных центров системы прокуратуры Российской Федерации.
1.2. Наладить оперативный обмен информацией между прокуратурами и структурными подразделениями аппаратов, другими правоохранительными органами по применению норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. После введения Кодекса в действие обеспечить систематическое изучение правоприменительной практики и своевременное внесение в нее необходимых корректив.
1.3. Проводить совместно с правоохранительными и судебными органами совещания, учебные мероприятия, научно-практические конференции, практиковать обмен опытом и методическими разработками по применению Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным и иным прокурорам:
2.1. В срок до 1 мая 2002 года тщательно разобраться в организации следствия по уголовным делам с тем, чтобы по возможности завершить производство расследования в режиме действующего уголовно-процессуального законодательства либо подготовиться к продолжению производства по этим делам в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации после 1 июля 2002 года с учетом новых процедур, бланков процессуальных документов, иных сроков исчисления отдельных процессуальных действий и новых требований к оценке доказательств с точки зрения их допустимости.
2.2. В целях неуклонного выполнения требований статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о возбуждении уголовного дела только с согласия прокурора осуществить организационные меры для незамедлительного принятия прокурорами (их заместителями) с 1 июля 2002 года решений о даче согласия на возбуждение уголовного дела либо вынесении постановления об отказе в даче согласия на возбуждение дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки по каждому поступившему к ним постановлению о возбуждении уголовного дела. Установить в нерабочее время (включая выходные и праздничные дни) дежурство прокуроров и их заместителей.
2.3. Обеспечить своевременное рассмотрение постановлений следователей, дознавателей о возбуждении перед судом ходатайств о производстве процессуальных действий, решение по которым с 1 июля 2002 года правомочен принимать только суд:
1) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
2) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
3) о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
4) о контроле и записи телефонных и иных переговоров.
2.4. При решении вопроса об избрании подозреваемому и обвиняемому в качестве меры пресечения заключения под стражу строго руководствоваться нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
По уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц, находящихся под стражей, принять своевременные меры, исключающие после вступления в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дальнейшее их содержание под стражей в стадии следствия и дознания по делам о преступлениях небольшой тяжести, а также средней тяжести в случаях, если не усматривается исключительных обстоятельств.
2.5. Учитывая, что отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 92, часть 3 статьи 94, часть 1 статьи 96, части 3, 4 и 6 статьи 108, часть 2 статьи 114 и др.) предусматривают сроки выполнения процессуальных действий в часах, ввести в прокуратурах учет (регистрацию) поступления от следователя (дознавателя или органа дознания) процессуальных документов и их отправления с фиксацией точного времени.
2.6. Для безусловного обеспечения с 1 января 2003 года поддержания государственного обвинения в судах по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения в первоочередном порядке рассмотреть вопросы, связанные с расширением и укреплением состава государственных обвинителей, лично поддерживая государственное обвинение и привлекая к этой работе всех прокурорских работников.
2.7. При необходимости поручать поддержание государственного обвинения по делам с обвинительным актом наиболее подготовленным должностным лицам органов дознания, проводя их систематическое обучение выполнению указанных полномочий.
2.8. Решая вопрос об опротестовании в порядке надзора приговора, иметь в виду требования статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вступающей в действие с 1 июля 2002 года, о недопущении поворота к худшему положения осужденного. При истребовании таких дел для проверки исходить из реального времени, в течение которого приговор может быть пересмотрен надзорной инстанцией до введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
3. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами совместно с управлением методического обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации с момента введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ежеквартально анализировать практику применения Верховным Судом Российской Федерации Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и доводить результаты до сведения заинтересованных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, направлять их в прокуратуры на места.
Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным прокурорам оперативно информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о затруднениях в применении отдельных норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, требующих разъяснения.
4. Управлению методического обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
4.1. Совместно с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации в течение второго полугодия 2002 года организовать проведение исследований правоприменительной практики, по материалам подготовить научно обоснованные методические пособия и рекомендации по актуальным вопросам применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Создать электронную базу для накопления, систематизации и обработки информации о применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
4.2. Совместно с Главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации и по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями на производство предварительного расследования, до 1 апреля 2002 года подготовить бланки тех процессуальных документов, которые упоминаются в тексте Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, но не вошли в Приложения к нему.
4.3. По итогам 2002 года проанализировать и обобщить работу по применению прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним военными и иными прокурорами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, результаты обсудить на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
5. Управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации во взаимодействии с Главной военной прокуратурой:
5.1. Организовать постоянно действующий семинар по вопросам применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации с привлечением практических и научных работников, занимающихся этой проблематикой.
5.2. Оказывать методическую и консультативную помощь в организации и проведении учебы прокурорско-следственных кадров в прокуратурах субъектов. Российской Федерации, военных и иных специализированных прокуратурах. Принимать непосредственное участие в разработке учебных планов и программ в институтах повышения квалификации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, региональных учебных центрах.
6. Управлению организации работы, статистики и делопроизводства, управлению методического обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с другими правоохранительными органами до 1 мая 2002 года подготовить проекты документов для приведения статистической отчетности в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
7. Управлению криминалистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок до 1 апреля 2002 года совместно с другими правоохранительными органами подготовить предложения в Правительство Российской Федерации для разработки предусмотренного статьей 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положения о порядке хранения и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания производства по уголовному делу или при уголовном деле затруднительно.
8. Управлению делами Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с прокурорами субъектов Российской Федерации, Главной военной прокуратуре до 1 мая 2002 года обеспечить органы прокуратуры бланками процессуальных документов, содержащихся в Приложениях к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, а также бланками процессуальных документов, подготовленными во исполнение пункта 4.2 настоящего приказа.
9. Институтам и региональным учебным центрам системы прокуратуры Российской Федерации разработать и внедрить комплекс учебно-методических мероприятий по повышению квалификации прокурорско-следственных кадров, ориентированных на усвоение и применение нового уголовно-процессуального законодательства, в том числе спецкурсы для следователей, а также прокуроров, поддерживающих государственное обвинение в суде или осуществляющих надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
10. Для формирования единой правоприменительной практики прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным прокурорам результаты работы по применению Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обсудить на координационных совещаниях с участием других правоохранительных органов и судов. Материалы обобщения представить не позднее 20 февраля 2003 года в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
11. О ходе и результатах выполнения настоящего приказа прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и иным прокурорам, руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации доложить к 1 июня 2002 года.
12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить начальникам управлений и отделов (на правах управлений) центрального аппарата, руководителям научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным и иным прокурорам, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
В.В.Устинов
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
/Генеральная прокуратура
Российской Федерации, Сборник основных
организационно-распорядительных
документов Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, Том 1, -
Издательский дом "Автограф",
Тула, 2004 год