Недействующий

     

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 февраля 2002 года N 7


Об организации исполнения Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Генпрокуратуры Российской Федерации
 от 20 декабря 2007 года N 206

____________________________________________________________________



Принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вступающего в действие в основной его части с 1 июля 2002 года, является важным этапом в развитии судебно-правовой реформы в стране.

Практическая реализация предусмотренных в нем новелл, касающихся прежде всего возложения на прокурора ведущей роли в осуществлении уголовного преследования, обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, соблюдения законности, конституционных прав и свобод граждан, углубления состязательных начал уголовного судопроизводства, требует принятия неотложных мер по организации работы в соответствии с положениями нового уголовно-процессуального закона.

Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" установил, что впредь, до приведения в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.

В целях обеспечения точного исполнения органами прокуратуры положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", а также организационного перехода органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства, в соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"

приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным и иным прокурорам осуществить комплекс организационных мероприятий по переходу органов прокуратуры к работе по новому Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.

1.1. Организовать тщательное изучение и обсуждение положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прокурорско-следственными работниками, привлекая для этого сотрудников научных и образовательных учреждений, а также региональных учебных центров системы прокуратуры Российской Федерации.

1.2. Наладить оперативный обмен информацией между прокуратурами и структурными подразделениями аппаратов, другими правоохранительными органами по применению норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. После введения Кодекса в действие обеспечить систематическое изучение правоприменительной практики и своевременное внесение в нее необходимых корректив.

1.3. Проводить совместно с правоохранительными и судебными органами совещания, учебные мероприятия, научно-практические конференции, практиковать обмен опытом и методическими разработками по применению Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным и иным прокурорам:

2.1. В срок до 1 мая 2002 года тщательно разобраться в организации следствия по уголовным делам с тем, чтобы по возможности завершить производство расследования в режиме действующего уголовно-процессуального законодательства либо подготовиться к продолжению производства по этим делам в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации после 1 июля 2002 года с учетом новых процедур, бланков процессуальных документов, иных сроков исчисления отдельных процессуальных действий и новых требований к оценке доказательств с точки зрения их допустимости.

2.2. В целях неуклонного выполнения требований статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о возбуждении уголовного дела только с согласия прокурора осуществить организационные меры для незамедлительного принятия прокурорами (их заместителями) с 1 июля 2002 года решений о даче согласия на возбуждение уголовного дела либо вынесении постановления об отказе в даче согласия на возбуждение дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки по каждому поступившему к ним постановлению о возбуждении уголовного дела. Установить в нерабочее время (включая выходные и праздничные дни) дежурство прокуроров и их заместителей.

2.3. Обеспечить своевременное рассмотрение постановлений следователей, дознавателей о возбуждении перед судом ходатайств о производстве процессуальных действий, решение по которым с 1 июля 2002 года правомочен принимать только суд:

1) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

3) о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

4) о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

2.4. При решении вопроса об избрании подозреваемому и обвиняемому в качестве меры пресечения заключения под стражу строго руководствоваться нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

По уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц, находящихся под стражей, принять своевременные меры, исключающие после вступления в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дальнейшее их содержание под стражей в стадии следствия и дознания по делам о преступлениях небольшой тяжести, а также средней тяжести в случаях, если не усматривается исключительных обстоятельств.

2.5. Учитывая, что отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 92, часть 3 статьи 94, часть 1 статьи 96, части 3, 4 и 6 статьи 108, часть 2 статьи 114 и др.) предусматривают сроки выполнения процессуальных действий в часах, ввести в прокуратурах учет (регистрацию) поступления от следователя (дознавателя или органа дознания) процессуальных документов и их отправления с фиксацией точного времени.

2.6. Для безусловного обеспечения с 1 января 2003 года поддержания государственного обвинения в судах по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения в первоочередном порядке рассмотреть вопросы, связанные с расширением и укреплением состава государственных обвинителей, лично поддерживая государственное обвинение и привлекая к этой работе всех прокурорских работников.

2.7. При необходимости поручать поддержание государственного обвинения по делам с обвинительным актом наиболее подготовленным должностным лицам органов дознания, проводя их систематическое обучение выполнению указанных полномочий.

2.8. Решая вопрос об опротестовании в порядке надзора приговора, иметь в виду требования статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вступающей в действие с 1 июля 2002 года, о недопущении поворота к худшему положения осужденного. При истребовании таких дел для проверки исходить из реального времени, в течение которого приговор может быть пересмотрен надзорной инстанцией до введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

3. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами совместно с управлением методического обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации с момента введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ежеквартально анализировать практику применения Верховным Судом Российской Федерации Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и доводить результаты до сведения заинтересованных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, направлять их в прокуратуры на места.

Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным прокурорам оперативно информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о затруднениях в применении отдельных норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, требующих разъяснения.

4. Управлению методического обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

4.1. Совместно с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации в течение второго полугодия 2002 года организовать проведение исследований правоприменительной практики, по материалам подготовить научно обоснованные методические пособия и рекомендации по актуальным вопросам применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Создать электронную базу для накопления, систематизации и обработки информации о применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

4.2. Совместно с Главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации и по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями на производство предварительного расследования, до 1 апреля 2002 года подготовить бланки тех процессуальных документов, которые упоминаются в тексте Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, но не вошли в Приложения к нему.

4.3. По итогам 2002 года проанализировать и обобщить работу по применению прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним военными и иными прокурорами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, результаты обсудить на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации во взаимодействии с Главной военной прокуратурой:

5.1. Организовать постоянно действующий семинар по вопросам применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации с привлечением практических и научных работников, занимающихся этой проблематикой.

5.2. Оказывать методическую и консультативную помощь в организации и проведении учебы прокурорско-следственных кадров в прокуратурах субъектов. Российской Федерации, военных и иных специализированных прокуратурах. Принимать непосредственное участие в разработке учебных планов и программ в институтах повышения квалификации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, региональных учебных центрах.

6. Управлению организации работы, статистики и делопроизводства, управлению методического обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с другими правоохранительными органами до 1 мая 2002 года подготовить проекты документов для приведения статистической отчетности в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

7. Управлению криминалистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок до 1 апреля 2002 года совместно с другими правоохранительными органами подготовить предложения в Правительство Российской Федерации для разработки предусмотренного статьей 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положения о порядке хранения и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания производства по уголовному делу или при уголовном деле затруднительно.

8. Управлению делами Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с прокурорами субъектов Российской Федерации, Главной военной прокуратуре до 1 мая 2002 года обеспечить органы прокуратуры бланками процессуальных документов, содержащихся в Приложениях к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, а также бланками процессуальных документов, подготовленными во исполнение пункта 4.2 настоящего приказа.

9. Институтам и региональным учебным центрам системы прокуратуры Российской Федерации разработать и внедрить комплекс учебно-методических мероприятий по повышению квалификации прокурорско-следственных кадров, ориентированных на усвоение и применение нового уголовно-процессуального законодательства, в том числе спецкурсы для следователей, а также прокуроров, поддерживающих государственное обвинение в суде или осуществляющих надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

10. Для формирования единой правоприменительной практики прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным прокурорам результаты работы по применению Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обсудить на координационных совещаниях с участием других правоохранительных органов и судов. Материалы обобщения представить не позднее 20 февраля 2003 года в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

11. О ходе и результатах выполнения настоящего приказа прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и иным прокурорам, руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации доложить к 1 июня 2002 года.

12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить начальникам управлений и отделов (на правах управлений) центрального аппарата, руководителям научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным и иным прокурорам, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
В.В.Устинов



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

/Генеральная прокуратура

Российской Федерации, Сборник основных

организационно-распорядительных

документов Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, Том 1, -

Издательский дом "Автограф",

Тула, 2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»