Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 9 февраля 2006 года N 01-06/4153


О направлении Обзора правоприменительной практики

(с изменениями на 25 августа 2008 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

письмом ФТС России от 25 августа 2008 года N 01-11/34707.

____________________________________________________________________


Для использования в практической деятельности направляем Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб физических и юридических лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов в сфере таможенного дела за второе полугодие 2005 года.


Заместитель руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
Ю.Ф.Азаров

     

Приложение
к письму ФТС России
от 9 февраля 2006 года N 01-06/4153

     
ОБЗОР
практики рассмотрения ФТС России жалоб физических и юридических лиц на решения, действия (бездействия) таможенных органов в сфере таможенного дела за второе полугодие 2005 года

(с изменениями на 25 августа 2008 года)



1. Отсутствие документов, подтверждающих право владения земельным участком, заявляемым в качестве территории, прилегающей к помещению склада временного хранения, не является основанием для отказа во включении лица в Реестр владельцев складов временного хранения.

ЗАО "Г Т-М" обратилось в Московскую северную таможню с заявлением о включении его в Реестр владельцев складов временного хранения открытого типа.

Письмом Московской северной таможни ЗАО "Г Т-М" было отказано во включении в данный Реестр в связи с невыполнением организацией требований статьи 107 Таможенного кодекса Российской Федерации (отсутствие правоустанавливающего документа, подтверждающего право владения земельным участком, заявляемым в качестве территории, прилегающей к помещению склада).

Не согласившись с вышеуказанным решением Московской северной таможни, ЗАО "Г Т-М" обжаловало его в ФТС России.

В соответствии с пунктом 1 статьи 109 Таможенного кодекса Российской Федерации одним из условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения является владение (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения и отвечающими установленным требованиям (статья 107 Кодекса). Пунктом 3 статьи 110 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что к заявлению о включении в Реестр владельцев складов временного хранения должны прилагаться документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения.

Согласно пункту 2 статьи 107 Таможенного кодекса Российской Федерации к помещениям, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита.

Статьей 109 Таможенного кодекса Российской Федерации и приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1070 "Об утверждении Положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения" требование о необходимости представления лицом, подающим заявление о включении в Реестр владельцев складов временного хранения, документов, подтверждающих право владения земельным участком, заявляемым в качестве территории, прилегающей к помещению склада, не предусмотрено.

Учитывая изложенное, отказ Московской северной таможни во включении ЗАО "Г Т-М" в Реестр владельцев складов временного хранения в связи с отсутствием документов, подтверждающих право владения земельным участком, заявляемым в качестве территории, прилегающей к помещению склада, был признан неправомерным.

2. Крупногабаритные и тяжеловесные товары, для проведения погрузочно-разгрузочных работ в отношении которых требуется специальное оборудование, могут рассматриваться как товары, требующие особых условий хранения для целей применения таможенной процедуры временного хранения на складе получателя товаров, предусмотренной статьей 117 Таможенного кодекса Российской Федерации. При этом данная процедура предполагает, что лицо, осуществляющее временное хранение, должно выступать в качестве получателя товаров.

ФТС России была рассмотрена жалоба ООО "Г" на решение Сыктывкарской таможни об отказе в выдаче ООО "Л" разрешения на временное хранение товаров на складе получателя.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что ООО "Л" обратилось в Сыктывкарскую таможню с заявлением о выдаче разрешения на временное хранение на арендуемом обществом складе товаров, поставляемых по контракту, заключенному между ООО "Г" и ООО "Д".

Сыктывкарской таможней в выдаче разрешения на хранение товаров на складе получателя заявителю было отказано. В качестве основания отказа в выдаче ООО "Л" разрешения на хранение товаров на складе получателя Сыктывкарской таможней было указано, что заявитель не имеет разрешения на применение упрощенных процедур в соответствии со статьей 68 Таможенного кодекса Российской Федерации, а представленные документы не подтверждают необходимости применения особых условий хранения товара. Кроме того, Сыктывкарской таможней было указано, что ООО "Л" не представлено документов, подтверждающих полномочия организации в отношении данного товара.

Согласно статье 117 Таможенного кодекса Российской Федерации временное хранение может осуществляться на складе получателя товаров в одном из следующих случаев:

- при применении специальных упрощенных процедур для отдельных лиц;

- при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров;

- если получателем товаров являются государственные органы или учреждения.

Принимая во внимание, что товары являлись крупногабаритными и тяжеловесными, что было подтверждено представленными заявителем в Сыктывкарскую таможню документами (сведениями о товарах, контрактом), и для проведения погрузочно-разгрузочных работ требовалось специальное оборудование, ФТС России был сделан вывод о том, что они могли рассматриваться как товары, требующие особых условий хранения. Вывод Сыктывкарской таможни относительно того, что вышеуказанные товары не требуют особых условий хранения и в связи с этим не могут быть допущены к хранению на складе получателя, был признан необоснованным.

Вместе с тем таможенная процедура, предусмотренная статьей 117 Таможенного кодекса Российской Федерации, предполагает, что лицо, осуществляющее временное хранение, должно выступать в качестве получателя товаров. В соответствии с пунктом 45 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных приказом ГТК России от 03.09.2003 N 958, заявление для получения разрешения на временное хранение на складе получателя товаров может быть подано лицом, которое имеет полномочия в отношении товаров и во владении (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) которого находятся помещения и (или) открытые площадки, где предполагается хранить товары.

Согласно контракту, заключенному между ООО "Г" и ООО "Д", грузополучателем товара является ЗАО "Я". Документы, представленные ООО "Л" в Сыктывкарскую таможню, не подтверждали полномочий данной организации в отношении указанного товара, в связи с чем решение Сыктывкарской таможни об отказе в выдаче разрешения на временное хранение товаров на складе получателя было признано правомерным.

3. Нарушение таможенных правил может быть основанием для невыпуска товаров только в том случае, если оно совершено в отношении товаров, о выпуске которых принимается решение.

ООО "И" на таможенный пост Северный Санкт-Петербургской таможни были поданы ГТД на ввезенные товары, в том числе металлические корпусы, предназначенные для сборки блоков персональных компьютеров.

Актами таможенного досмотра было установлено, что по ряду ГТД к таможенному оформлению фактически были предъявлены товары в количестве меньшем, чем указано в товаросопроводительных документах и заявлено в таможенных декларациях, а по ряду ГТД - в количестве, соответствующем заявленному в таможенных декларациях, но меньшем, чем указано в товаросопроводительных документах.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Санкт-Петербургской таможней дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту недоставки товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом, в место доставки, и по части 3 статьи 16.1 и части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту сообщения таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и по факту недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.

В связи с возбуждением дел об административных правонарушениях товар, заявленный ООО "И" к таможенному оформлению, в трехдневный срок, установленный статьей 152 Таможенного кодекса Российской Федерации, выпущен не был.

Решением Санкт-Петербургской таможни по жалобе ООО "И" бездействие таможенного поста Северный по таможенному оформлению заявленных по вышеуказанным таможенным декларациям товаров признано правомерным, в удовлетворении требований заявителю отказано.

В качестве обоснования невыпуска товара в установленный срок Санкт-Петербургская таможня сослалась на подпункт 1 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которому выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные статьей 152 Таможенного кодекса Российской Федерации, в случае, если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения не являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.

Однако указанное условие выпуска товаров предполагает, что нарушение таможенных правил должно быть совершено в отношении товаров, о выпуске которых принимается решение. Данный вывод также следует из пункта 1 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не осуществляется выпуск тех товаров, в отношении которых не соблюдены условия выпуска, предусмотренные статьей 149 Таможенного кодекса Российской Федерации. В данном случае таможенным постом Северный Санкт-Петербургской таможни не были выпущены в установленный срок товары, заявленные в таможенных декларациях, перемещенные через таможенную границу без нарушений таможенных правил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Предметом административного правонарушения являются только те товары и транспортные средства, в отношении которых лицом не выполнена или выполнена ненадлежащим образом обязанность, установленная в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, что влечет наступление административной ответственности.

Исходя из изложенного, товар, доставленный в таможенный орган назначения, не может являться предметом административного правонарушения по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а товар, сведения о котором заявлены в таможенной декларации, - предметом административного правонарушения по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Товары, заявленные к таможенному оформлению по вышеуказанным таможенным декларациям, не являлись предметами административных правонарушений и не были изъяты в качестве вещественных доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем они неправомерно не были выпущены в установленный статьей 152 Таможенного кодекса Российской Федерации трехдневный срок.

По тем же основаниям ФТС России признано неправомерным бездействие таможенного поста Северный Санкт-Петербургской таможни по невыпуску в установленный срок товара, заявленного к таможенному оформлению ООО "Т-Л".

4. Таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен в отношении только двух категорий товаров: происходящих из Российской Федерации и происходящих из Республики Беларусь. Таможенное оформление иностранных товаров, выпущенных в свободное обращение на территории названных государств, производится в общеустановленном порядке. Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара, выпущенного в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации, затем вывезенного в Республику Беларусь и впоследствии вновь ввезенного в Российскую Федерацию, может быть предоставлено в рамках таможенного режима реимпорта.

ФТС России была рассмотрена жалоба ООО "X" на отказ Ногинской таможни в возврате заявителю таможенных платежей, уплаченных в отношении товара, оформленного обществом в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления. В ходе рассмотрения данной жалобы ФТС России были установлены следующие обстоятельства принятия обжалуемого решения.

В апреле 2005 года Ногинской таможней был оформлен в режиме выпуска для внутреннего потребления товар - пластиковая сборная строительная конструкция: павильон выставочный "Мицубиси Хардметал" в комплекте, в разобранном виде, ввезенный в Российскую Федерацию ООО "X".

Спустя два месяца после выпуска товара общество обратилось в Ногинскую таможню с заявлением о возврате таможенных платежей, уплаченных им в отношении ввезенного товара, указав, что этот товар уже был выпущен для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации годом ранее - в апреле 2004 года. Затем в марте 2005 года товар был вывезен в Республику Беларусь для участия в седьмой международной выставке "Металлообработка 2005". По окончании выставки, при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации он был помещен должностными лицами Смоленской таможни на СВХ, а затем направлен под таможенным сопровождением в Ногинскую таможню, где был повторно оформлен в таможенном отношении.

В решении ФТС России по жалобе ООО "X" было указано следующее.

По состоянию на момент ввоза товара в Российскую Федерацию положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.95 "О таможенном союзе", Указа Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" и постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.95 N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" отменен таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь, а декларирование товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию, производится в упрощенном порядке.

Таким образом, таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен в отношении только двух категорий товаров: происходящих из Российской Федерации и происходящих из Республики Беларусь. Таможенное оформление иностранных товаров, выпущенных в свободное обращение на территории указанных государств, производится в общеустановленном порядке.

Кроме того, при вывозе товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, утрачивают статус российских в силу пункта 2 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также то, что страной происхождения товара, оформленного ООО "X" в апреле 2005 года, согласно графе 16 таможенной декларации являлась Германия, данный товар при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации из Республики Беларусь подлежал таможенному оформлению в общем порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации.

Согласно положению статьи 156 Таможенного кодекса Российской Федерации товар помещается под один из таможенных режимов по выбору лица.

Товар по заявлению ООО "X" был выпущен в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, содержание которого предполагает уплату таможенных пошлин и налогов, за исключением случаев условного выпуска товаров (статья 164 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Положением пункта 1 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, таможенные платежи, уплаченные заявителем в отношении товара при выпуске его для свободного обращения, не могут считаться излишне уплаченными.

Вывоз из Российской Федерации в Республику Беларусь выставочного павильона в соответствии с таможенным режимом экспорта или временного вывоза позволил бы ООО "X" поместить его при ввозе под таможенный режим реимпорта, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся обратно без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешней торговли (пункт 1 статьи 234 Таможенного кодекса Российской Федерации), однако общество не представило документы, подтверждающие факт вывоза товаров в соответствии с названными таможенными режимами.

Кроме того, анализ документов, представленных в ходе рассмотрения жалобы, выявил различия по наименованию и весу товаров, оформлявшихся заявителем в апреле 2004 и 2005 годов, не позволяющие идентифицировать данный товар как один и тот же.

При таких обстоятельствах отказ Ногинской таможни в возврате таможенных платежей ФТС России был признан правомерным, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.

5. В случае представления при таможенном оформлении предварительного решения о классификации товаров таможенный орган вправе проводить дополнительную проверку по основаниям, указанным в статье 153 Таможенного кодекса Российской Федерации, если у него возникли обоснованные сомнения в том, что предварительные решения о классификации не относятся к товарам, представленным к таможенному оформлению.

В мае 2005 года ООО "М-С" в Псковскую таможню на вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта товары были поданы грузовые таможенные декларации. Одновременно с декларациями в Псковскую таможню были представлены предварительные решения ГТК России о классификации указанных товаров в подсубпозициях 8514 90 800 0 (части печей и камер промышленных или лабораторных прочие) и 8431 39 900 0 ТН ВЭД России (части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425-8430). Товары, отнесенные к данным подсубпозициям ТН ВЭД России, вывозной таможенной пошлиной не облагаются.

В тот же день должностными лицами Псковской таможни был произведен таможенный досмотр товаров, в ходе которого были отобраны образцы товаров, которые впоследствии были направлены в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление для проведения товароведческой и идентификационной экспертиз.

На следующий рабочий день Псковской таможней в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации в адрес ООО "М-С" были направлены запросы о представлении дополнительных документов, подтверждающих заявленные для таможенного оформления сведения относительно классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России.

ООО "М-С" обратилось в ФТС России с жалобой на бездействие Псковской таможни по невыпуску товаров, указывая на наличие предварительных решений ГТК России о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»