Действующий

Об утверждении Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)

Развитие институтов гражданского общества

В настоящее время созданы и работают институты, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и государства в решении важных для страны проблем. Организации гражданского общества вносят ощутимый вклад в повышение качества решений, принимаемых органами государственной власти, и контроля за их реализацией посредством проведения различных экспертиз, консультаций, общественных слушаний.

Активизация деятельности гражданского общества является одной из важнейших предпосылок успешности административной реформы, реформирования судебной системы и правоохранительных органов (через реализацию эффективного гражданского контроля), проведения реформы образования (через развитие попечительских и наблюдательных советов учебных учреждений) и реформы жилищно-коммунального хозяйства (через содействие формированию товариществ собственников жилья).

Задача содействия развитию гражданского общества носит комплексный характер и должна быть реализована в виде пакета мер законодательного и организационного характера. Основной целью развития институтов гражданского общества является укрепление институтов гражданского общества, представляющих интересы различных социальных и экономических групп.

Приоритетными направлениями развития организаций гражданского общества являются:

а) модернизация законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, включая:

наделение некоммерческих организаций правом получать пожертвования вне зависимости от их организационно-правовой формы;

устранение разночтений в Гражданском кодексе Российской Федерации, федеральных законах "О некоммерческих организациях" и "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", касающихся определения организационно-правовых форм, структуры органов и порядка управления некоммерческими организациями;

определение понятия и статуса ресурсного капитала некоммерческой организации, доходы от которого служат источником финансирования уставной деятельности, условий его создания и использования;

сокращение административных барьеров в сфере деятельности некоммерческих организаций;

развитие механизмов образовательной и информационно-консультационной поддержки деятельности некоммерческих организаций;

б) обеспечение равных условий доступа негосударственных и государственных некоммерческих организаций на рынки социальных услуг, в том числе путем:

обеспечения равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм;

установления стандартов качества социального обслуживания, расширения круга организационно-правовых форм некоммерческих организаций, действующих в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки независимых самоорганизующихся общественных объединений;

формирования нормативной и методической базы для развития некоммерческих организаций, включая расширение практики выделения грантов и конкурсного размещения государственного (муниципального) заказа на предоставление социальных услуг;

в) обеспечение прозрачности деятельности некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая содействие развитию независимых попечительских советов, в предотвращении конфликта интересов;

г) развитие механизмов независимой общественной экспертизы и государственно-общественных консультаций на ранних стадиях подготовки и принятия решений, в том числе путем:

проведения консультаций органов государственной власти и органов местного самоуправления с заинтересованной общественностью на ранней стадии подготовки и принятия решений;

проведения публичных слушаний по бюджетным и другим общественно значимым вопросам;

создания и поддержки общественных советов при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, имея в виду обеспечение транспарентного механизма формирования таких советов, включающего переговоры с сетевыми гражданскими организациями и коалициями гражданских организаций;

продвижения общественных интересов;

обеспечения прав человека при усилении мер безопасности, общественного контроля за местами предварительного заключения и пенитенциарными учреждениями;

д) развитие механизмов общественного мониторинга, включая:

содействие проведению общественного мониторинга реализации и результатов реформ;

развитие механизмов общественного контроля в интернатах, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка;

е) создание механизмов, способствующих усилению социальной ответственности бизнеса, в том числе распространению отчетности компаний о решении социальных вопросов;

ж) развитие системы гражданского образования, направленного на обеспечение граждан знаниями и навыками, необходимыми для активного участия в демократическом гражданском обществе, предполагающее:

поэтапное введение профильных образовательных курсов в высших и средних учебных заведениях;

реализацию программ в сфере практического и внешкольного образования, направленного на все группы населения;