В рамках реализации Программы предусматривается осуществлять мониторинг опасных природно-техногенных процессов и прогнозирование чрезвычайных ситуаций с полнотой охвата опасных процессов до 75 процентов и достоверностью не менее 0,75 - 0,84.
Должны быть даны конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации Программы по каждому мероприятию. При этом под результатами реализации понимаются:
снижение рисков и смягчение возможных последствий чрезвычайных ситуаций или их ликвидация;
повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера.
Социальные последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходной демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения в результате реализации программных мероприятий, а также масштабами работ по социальной реабилитации населения.
Экологические последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходного состояния окружающей среды, а также масштабами восстановительных и рекультивационных работ.
Результаты программного мероприятия - прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую и экологическую ситуации в зоне действия программного мероприятия, а также на определяющие показатели экономического развития этой зоны.
Экономическая эффективность программных мероприятий в связи со спецификой решаемых проблем может быть прямой и косвенной.
Прямая экономическая эффективность подразумевает снижение затрат на достижение целей программных мероприятий, а косвенная снижение экономического ущерба, полученного в результате чрезвычайных ситуаций.
Экономическая эффективность программных мероприятий, обеспечивающих снижение рисков чрезвычайных ситуаций и повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов, оценивается путем сравнения размера предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий чрезвычайной ситуации с размером затрат на эти мероприятия и размером непредотвращенного ущерба.
Проведенные расчеты показывают, что экономия средств за счет снижения объема финансирования предупредительных мероприятий (Эпм) после завершения реализации Программы составит от 15,35 до 46,04 млрд. рублей в год, в среднем - 30,7 млрд. рублей в год (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2007 года N 370; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 177 - см. предыдущую редакцию).
Снижение размера экономического ущерба (Эу), оцениваемого путем пересчета размера средств, предусмотренных на финансирование предупредительных мероприятий, с учетом среднемирового уровня эффективности их использования (1 : 12,5) в среднем составит (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2007 года N 370 - см. предыдущую редакцию):
Эу = (22,043/5) х 12,5 = 55,1 млрд. рублей в год (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2007 года N 370; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 177 - см. предыдущую редакцию).
Снижение размера ущерба от уменьшения численности погибшего населения (Эгл) составит Эгл = 11,58 млрд. рублей (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2007 года N 370; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 177 - см. предыдущую редакцию).
Эффективность мероприятий Программы, обеспечивающих снижение численности пострадавшего населения (Эпн), с учетом усредненного значения соответствующего целевого показателя (0,09) составит Эпн = 1,31 млрд. рублей (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2007 года N 370; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 177 - см. предыдущую редакцию).
Экономическая эффективность всего комплекса мероприятий Программы (Эобщ) составит (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2007 года N 370 - см. предыдущую редакцию):
Эобщ = Эу + Эгл + Эпн = 55,1 млрд. рублей + 11,58 млрд. рублей + 1,31 млрд. рублей = 67,99 млрд. рублей в год (339,95 млрд. рублей за весь период реализации Программы) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2007 года N 370; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 177 - см. предыдущую редакцию).
При этом экономическая эффективность программных мероприятий с учетом затрат на их осуществление (Эпр) составит (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2007 года N 370 - см. предыдущую редакцию):
Эпр = 339,95 млрд. рублей - 22,04 млрд. рублей = 317,91 млрд. рублей (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2007 года N 370; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 177 - см. предыдущую редакцию).
Таким образом, на каждый вложенный в Программу рубль приходится не менее 14,4 рубля суммы предотвращенного ущерба (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2007 года N 370; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 177 - см. предыдущую редакцию).
Реализация основных программных мероприятий позволит:
создать более оптимальную и эффективную организационную структуру органов управления и сил, специально предназначенных и привлекаемых для решения проблем и задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожаров, опасностей, обусловленных террористическими актами, а также обеспечить более эффективное государственное регулирование их деятельности (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года N 425 - см. предыдущую редакцию);
обеспечить необходимый уровень безопасности населения и защищенности критически важных объектов;
повысить эффективность деятельности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушения пожаров, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также контроля обстановки на территориях (объектах), в пределах которых (на которых) возможно совершение террористических актов (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года N 425 - см. предыдущую редакцию);
обеспечить эффективное управление силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций;
повысить уровень информационной безопасности при осуществлении деятельности в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций.
Введение в полном объеме к 2010 году общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей позволит обеспечить гарантированное информирование более 60 млн. человек по вопросам гражданской обороны и защиты от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями и террористическими актами (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года N 425 - см. предыдущую редакцию).
Действующая в настоящее время система обеспечивает оповещение всего лишь 19,1 млн. человек, то есть в 3 раза меньше, чем это позволит сделать общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.