Недействующий

О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" (с изменениями на 25 марта 2010 года) (фактически утратило силу)

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в Российской Федерации до 2010 года"

Наименование  Программы

-

федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года"

Дата принятия  решения о разработке Программы

Государственный  заказчик-координатор Программы

-


-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 года N 1529-р

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий

Государственные заказчики Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных
бедствий, Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному
надзору, Федеральная служба по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды, Федеральное агентство по
информационным технологиям, Федеральное
агентство по науке и инновациям,
Федеральное агентство по образованию,
Федеральное агентство водных ресурсов,
Федеральное агентство лесного хозяйства,
Российская академия наук

Основные разработчики
Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных
бедствий, Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации,
Министерство образования и науки Российской
Федерации, Федеральная служба по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды, Российская академия наук

Цели и задачи Программы

-

основными целями Программы являются
последовательное снижение рисков
чрезвычайных ситуаций, повышение
безопасности населения и защищенности
критически важных объектов от угроз
природного и техногенного характера, а
также обеспечение необходимых условий для
безопасной жизнедеятельности и устойчивого
социально-экономического развития страны.
Основными задачами Программы являются:
совершенствование научно-методических основ
и развитие механизмов координации
управления в сфере снижения рисков
чрезвычайных и кризисных ситуаций,
повышения безопасности населения и
защищенности критически важных объектов от
угроз природного и техногенного характера;
совершенствование научных основ анализа
опасных природных явлений, возникновения
техногенных аварий и катастроф, оценки и
прогноза рисков чрезвычайных и кризисных
ситуаций, а также оптимизации мер по
управлению этими рисками;
создание общероссийской комплексной системы
информирования и оповещения населения в
местах массового пребывания людей, создание
научно-методических основ, методов и
средств формирования культуры безопасности
жизнедеятельности на основе применения
современных
информационно-телекоммуникационных
технологий и технических средств массовой
информации;
прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на
критически важных объектах и разработка
основных элементов государственной политики
и комплекса мер по обеспечению необходимого
уровня их защищенности;
совершенствование системы государственного
управления и экстренного реагирования в
чрезвычайных и кризисных ситуациях;
совершенствование организационной основы
сил ликвидации чрезвычайных ситуаций,
тушения пожаров и гражданской обороны;
развитие и совершенствование системы
сейсмологических наблюдений и оповещения о
цунами;
создание национального центра управления в
кризисных ситуациях;
развитие и совершенствование
автоматизированной
информационно-управляющей системы единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки
руководящего состава и населения в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
внедрение системы обязательного страхования
гражданской ответственности за причинение
вреда при эксплуатации опасных объектов;
концентрация организационно-технических,
финансовых, материальных и информационных
ресурсов федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации при решении
проблемы снижения рисков чрезвычайных
ситуаций

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

эффективность реализации Программы
оценивается с использованием следующих
групп целевых показателей, характеризующих:
снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций, в
том числе:
снижение по отношению к показателю 2004
года количества гибели людей;
снижение по отношению к показателю 2004
года количества пострадавшего населения;
снижение по отношению к показателю 2004
года экономического ущерба;
повышение эффективности информационного
обеспечения, систем мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в
том числе:
повышение по отношению к показателю 2004
года полноты мониторинга;
повышение по отношению к показателю 2004
года достоверности прогноза;
повышение эффективности затрат на
мероприятия по предупреждению чрезвычайных
ситуаций - достижение установленного
значения соотношения размера затрат на
мероприятия по снижению рисков чрезвычайных
ситуаций и размера предотвращенного ущерба

Сроки и этапы реализации
Программы

-

Программа будет реализована в течение 5 лет
в 2 этапа.
На первом этапе (2006-2007 годы)
предусматриваются проведение
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, обследование
и паспортизация территорий и объектов,
анализ и разработка стратегий реализации
мероприятий по повышению защищенности
критически важных объектов, а также
выполнение следующих первоочередных
мероприятий:
реализация существующих и разработка новых
целевых программ в субъектах Российской
Федерации, осуществление мероприятий,
которые позволят повысить безопасность
населения и защищенность критически важных
объектов, эффективность мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций,
уровень информирования и оповещения
населения в интересах личной и общественной
безопасности;
систематизация и дальнейшее развитие
нормативно-технической и правовой базы в
области снижения рисков чрезвычайных
ситуаций;
создание первой очереди общероссийской
комплексной системы информирования и
оповещения населения в местах массового
пребывания людей;
создание национального центра управления в
кризисных ситуациях;
разработка методических, экономических,
организационных основ и механизмов
реализации программных мероприятий в полном
объеме.
На втором этапе (2008-2010 годы)
планируются:
завершение работ по созданию системы
сейсмологических наблюдений и системы
оповещения о цунами;
создание второй очереди общероссийской
комплексной системы информирования и
оповещения населения в местах массового
пребывания людей;
создание в федеральных округах центров
управления в кризисных ситуациях как
структурных элементов национального центра
управления в кризисных ситуациях;
обеспечение требуемого уровня безопасности
населения и защищенности критически важных
объектов от угроз природного и техногенного
характера

Перечень разделов Программы

-

системные исследования и совершенствование
нормативных правовых, методических и
организационных основ государственного
управления в области повышения безопасности
населения и защищенности критически важных
объектов от угроз природного и техногенного
характера;
совершенствование систем мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в
том числе обусловленных сейсмической
опасностью и цунами;
создание общероссийской комплексной системы
информирования и оповещения населения в
местах массового пребывания людей;
разработка и реализация практических мер по
повышению безопасности населения и
защищенности критически важных объектов;
развитие и совершенствование технических
средств и технологий повышения защиты
населения и территорий от опасностей,
обусловленных возникновением чрезвычайных
ситуаций, а также средств и технологий
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие инфраструктуры информационного
обеспечения и ситуационного анализа рисков
чрезвычайных ситуаций;
развитие и совершенствование системы
подготовки руководящего состава и
специалистов, спасателей и населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях

Объемы и источники финансирования

-

всего в 2006-2010 годах за счет средств
федерального бюджета - 7260,6656 млн. рублей,
из них:
на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы - 880,9695 млн.
рублей;
на капитальные вложения - 5400,6161 млн.
рублей; на прочие нужды - 979,08 млн.
рублей;
за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации - 14786,9 млн. рублей
(в рамках реализации региональных целевых
программ снижения рисков и смягчения
последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера,
разрабатываемых и реализуемых по
соглашениям с Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий)

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2006 года N 465; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 177 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели
социально-экономической
эффективности




























































-



































































улучшение качества жизни населения путем
снижения рисков чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера,
повышения до приемлемого уровня
безопасности населения и защищенности
критически важных объектов от угроз
природного и техногенного характера,
создание условий, способствующих
устойчивому социально-экономическому
развитию страны.
Общий экономический эффект от реализации
мероприятий Программы, обеспечивающих
снижение материального ущерба, а также
численности погибшего и пострадавшего
населения, составит 67,99 млрд. рублей в
год (339,95 млрд. рублей за весь период
реализации Программы). При этом с учетом
затрат на осуществление программных
мероприятий их общая экономическая
эффективность составит 317,91 млрд. рублей.
В результате реализации Программы за счет
средств федерального бюджета планируется
достичь следующих показателей:
снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций
(по отношению к показателям 2004 года,
процентов):
снижение количества гибели людей - от 9,3 до 10,3;
снижение количества пострадавшего
населения - от 7 до 8;
снижение экономического ущерба - от 7,3 до 8,3;
повышение эффективности информационного
обеспечения, систем мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по
отношению к показателям 2004 года,
процентов):
повышение полноты охвата системами
мониторинга - от 8,3 до 9,3;
повышение достоверности прогноза - от 12,5 до 14,5;
повышение эффективности затрат на
мероприятия по предупреждению
чрезвычайных ситуаций путем достижения
значения соотношения размера затрат на
мероприятия по снижению рисков
чрезвычайных ситуаций и размера
предотвращенного ущерба - 1 : 17,9.
Консолидация финансовых средств из
федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации позволит достичь
следующих показателей Программы:
снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций
(по отношению к показателям 2004 года,
процентов):
снижение количества гибели людей - 12,3;
снижение количества пострадавшего
населения - 9;
снижение экономического ущерба - 10,3;
повышение эффективности информационного
обеспечения, систем мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по
отношению к показателям 2004 года,
процентов):
повышение полноты охвата системами
мониторинга - 11,3;
повышение достоверности прогноза - 15,5;
повышение эффективности затрат на
мероприятия по предупреждению
чрезвычайных ситуаций путем достижения
значения соотношения размера затрат на
мероприятия по снижению рисков
чрезвычайных ситуаций и размера
предотвращенного ущерба - 1 : 21,3

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2007 года N 370; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года N 177 - см. предыдущую редакцию)