Занятия населения физической культурой и спортом, а также успехи на международных состязаниях являются доказательством жизнеспособности любой нации.
Спорт является средством отдыха и оздоровления различных социальных групп населения, реабилитации инвалидов и повышения качества жизни. Он активно внедряется в систему образования и воспитания подрастающего поколения.
При решении задач социально-экономического развития страны одним из приоритетных направлений является воспитание здорового молодого поколения посредством привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Неудовлетворительные показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи и призывников в Российской Федерации свидетельствуют о наличии ряда нерешенных проблем в сфере физической культуры и спорта.
Одним из факторов, негативно влияющим на формирование здоровья детей, подростков и молодежи, является низкая двигательная активность.
В этой связи необходимо отметить, что по своему физиологическому воздействию на организм одним из наиболее динамичных, гармоничных и разносторонних видов спорта, доступного всем возрастным категориям населения, является футбол. Эта зрелищная и увлекательная спортивная игра значительно превосходит все остальные игровые виды спорта как по количеству занимающихся, так и по количеству зрителей.
Вместе с тем помимо проблем, существующих в целом в области физической культуры и спорта, в сфере футбола имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на его развитие в Российской Федерации:
незначительное количество лиц, занимающихся футболом в России, по сравнению с зарубежными странами;
неудовлетворительное состояние материально-технической базы для занятий футболом;
отсутствие специализированных учебно-тренировочных баз для подготовки российских сборных команд по футболу;
недостатки в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере футбола;
нехватка молодых перспективных футболистов для отбора в сборные команды страны, значительное количество легионеров в футбольных клубах, низкий уровень в мировом футбольном рейтинге клубных команд и российских сборных команд.
Для развития футбола важное значение имеет состояние детско-юношеского спорта, который обеспечивает как массовость занятий футболом среди детей и молодежи, так и подготовку российских футболистов для сборных команд.
Одной из основных причин низких темпов развития детского и юношеского футбола является то, что в этой сфере не произошло перестройки в условиях глобального изменения политической и социально-экономической систем в Российской Федерации.
Анализ состояния дел в сфере футбола показал, что проблемы, существующие в области детского и юношеского футбола, препятствуют качественной подготовке спортивного резерва по футболу и значительно затрудняют процесс интегрирования российского футбола в европейское и мировое футбольное сообщество.
Так, специализированные детско-юношеские спортивные школы по футболу и детско-юношеские спортивные школы, имеющие отделения футбола (далее - профильные спортивные школы), оснащены в основном открытыми футбольными полями, что с учетом климатических условий России значительно ограничивает временной период подготовки футболистов, а газоны из искусственной травы, на которых проводятся учебно-тренировочные занятия, в основном не соответствуют современным требованиям. Кроме того, футбольных полей не хватает, чтобы расширить набор лиц, желающих заниматься этим видом спорта.
Отсутствие современных специализированных учебно-тренировочных баз, оснащенных необходимым спортивным оборудованием, значительно затрудняет подготовку юношеских и молодежных сборных команд по футболу, сформированных из числа учащихся профильных спортивных школ, на уровне ведущих команд мира.
Занятия в профильных спортивных школах проводятся по устаревшим программам, которые не в полной мере учитывают передовой опыт подготовки юных футболистов в России и за рубежом.
Значительно ниже нормативов, установленных Союзом европейских футбольных ассоциаций, кадровое обеспечение профильных спортивных школ, так как в стране не создана эффективная система повышения квалификации тренеров-преподавателей по футболу профильных спортивных школ (далее - тренеры-преподаватели).
Сложившиеся негативные тенденции в сфере футбола требуют применения эффективных механизмов и методов их преодоления.
Применение программно-целевого метода при решении проблем, существующих в сфере футбола, позволит:
обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств, направляемых на развитие футбола;
разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем футбола с участием всех субъектов футбольного процесса;
создать предпосылки и условия для дальнейшего устойчивого развития и функционирования инфраструктуры, созданной в ходе реализации подпрограммы.
Реализация подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы" федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (далее - подпрограмма) является оптимальным решением проблемы развития футбола в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами, полученными от реализации подпрограммы, и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Подпрограмма предусматривает комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровления населения путем целенаправленного использования всех возможностей футбола, его популяризации и приобщения детей и молодежи к регулярным занятиям этим видом спорта, укрепления инфраструктуры детско-юношеского футбола, обеспечения системного отбора в сборные команды страны талантливых юных футболистов и их качественной подготовки с целью повышения конкурентоспособности России в этой сфере.
Основной акцент в подпрограмме сделан на реализации мероприятий по развитию детско-юношеского футбола. С этой целью основные усилия в профильных спортивных школах будут направлены на улучшение их материально-технической базы, разработку и внедрение новых методик обучения в соответствии с мировыми стандартами, а также на повышение квалификации тренеров-преподавателей.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить решение проблемы развития футбола на основе максимально эффективного управления предоставляемыми государством ресурсами.