ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2005 года N 804

О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 625
"О федеральной целевой программе "Социально-экономическое
развитие Республики Башкортостан до 2006 года"


Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 г. N 625 "О федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 35, ст. 3378).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 декабря 2005 года N 804

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Российской
Федерации от 20 августа 2002 года N 625 "О федеральной целевой
программе "Социально-экономическое развитие
Республики Башкортостан до 2006 года"



1. В наименовании и пункте 1 слова "2006 года" заменить словами "2007 года".

2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство регионального развития Российской Федерации, государственными заказчиками - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство связи и Федеральное агентство воздушного транспорта.".

3. В пункте 3:

слова "Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации" заменить словами "государственному заказчику-координатору Программы и государственным заказчикам Программы";

слова "Кабинету Министров Республики Башкортостан" заменить словами "Правительству Республики Башкортостан".

4. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять финансирование расходов, предусмотренных мероприятиями Программы, направленными на оздоровление государственных финансов в Республике Башкортостан, в виде дотаций из федерального бюджета.".

5. Федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие
Республики Башкортостан до 2007 года"


ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие
Республики Башкортостан до 2007 года"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа
"Социально-экономическое развитие
Республики Башкортостан до 2007 года"

Основание для внесения
изменений в Программу




-





протокол заседания Правительства
Российской Федерации от 17 июня 2004 г.
N 21 и распоряжения Правительства
Российской Федерации от 7 июля 2005 г.
N 938-р
и от 28 сентября 2005 г.
N 1518-р

Государственный
заказчик-координатор
Программы
Государственные
заказчики Программы

-

-

Министерство регионального развития
Российской Федерации
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации,
Федеральное агентство по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству,
Федеральное агентство по культуре и
кинематографии,
Федеральное агентство по печати и
массовым коммуникациям,
Федеральное агентство по физической
культуре и спорту,
Федеральное агентство по
здравоохранению и социальному развитию,
Федеральное агентство водных ресурсов,
Федеральное агентство по образованию,
Федеральное агентство связи и
Федеральное агентство воздушного
транспорта

Основные разработчики
Программы

-

Правительство Республики Башкортостан и
закрытое акционерное общество
"Международный центр развития регионов"

Основные цели
Программы

-

увеличение доли Республики Башкортостан
в экономике Российской Федерации;
увеличение валового регионального
продукта в 1,34 раза;
снижение уровня бедности в 3 раза;
увеличение налоговых поступлений в
федеральный бюджет в 2 раза;
обеспечение условий для устойчивого
функционирования и развития экономики,
повышение качества жизни населения
Республики Башкортостан;
реализация мероприятий по подготовке к
празднованию 450-летия добровольного
вхождения Башкирии в состав России

Основные задачи
Программы

-

сохранение объемов и уровня
рентабельности нефтедобычи путем
структурной перестройки отрасли и
переоснащения нефтепромыслового
хозяйства для добычи высокосернистой
нефти в условиях естественного
истощения ее запасов;
внедрение передовых технологий глубокой
переработки нефти с освоением
производства конкурентоспособных видов
продукции химической и нефтехимической
промышленности;
развитие машиностроения и
металлообработки; развитие,
воспроизводство и рациональное
использование минерально-сырьевой базы;
повышение качества и
технико-экономических показателей
выпускаемой продукции, освоение
производства новых видов продукции в
строительной отрасли;
комплексное развитие сельского
хозяйства, обеспечение потребности
населения Республики Башкортостан в
основных продуктах питания путем
внедрения передовых технологий
производства сельхозпродукции и
комплексного решения вопросов
семеноводства, племенного
животноводства и производства
минеральных удобрений, развития
перерабатывающей промышленности;
обеспечение экологического благополучия
путем защиты источников питьевого
водоснабжения, снижения уровня сбросов
сточных вод, решения вопросов
утилизации и захоронения отходов;
повышение качества жизни и уровня
доходов населения в соответствии с
минимальным потребительским бюджетом

Сроки и этапы
реализации Программы

-

Программа реализуется в один этап в
2003-2007 годах

Объемы и источники
финансирования
Программы

-

объем финансирования, необходимый для
реализации Программы, составляет
172 099,26 млн. рублей (в ценах
соответствующих лет), из них средства
федерального бюджета составляют
34 139,20 млн. рублей (19,84 процента),
средства бюджета Республики
Башкортостан - 32 132 млн. рублей
(18,67 процента), средства внебюджетных
источников - 105 828,06 млн. рублей
(61,49 процента)

Основные индикаторы
реализации Программы

-

валовый региональный продукт, объем
промышленной продукции, налоговые
поступления и другие показатели
реализации Программы

Система контроля за
выполнением Программы

-

государственные заказчики Программы и
Правительство Республики Башкортостан
отвечают за своевременное и полное
проведение мероприятий Программы,
осуществляют контроль за использованием
средств федерального бюджета и
консолидированного бюджета Республики
Башкортостан. Федеральная служба
государственной статистики ведет
систематический учет показателей
выполнения Программы

Ожидаемые результаты
реализации Программы
































-

































увеличение валового регионального
продукта на 34,6 процента по отношению
к уровню 2002 года;
увеличение в 2007 году налоговых
платежей в бюджетную систему Российской
Федерации более чем на 68,5 процента по
отношению к уровню 2002 года, в том
числе:
в федеральный бюджет - более чем на
65,7 процента;
в консолидированный бюджет Республики
Башкортостан - более чем на 72,6
процента;
завершение строительства первой очереди
комплекса по производству 230 тыс. тонн
терефталевой кислоты, 120 тыс. тонн
полиэтилентерефталата и 60,6 тыс. тонн
полиэфирных волокон в год;
организация производства
этилбензолстирола в объеме
200 тыс. тонн в год и полиэтилена в
объеме 120 тыс. тонн в год;
расширение производства в области
нефтехимической промышленности в целях
получения 288 тыс. тонн алкилата в год
и переработки 4 млн. тонн обессоленной
нефти в год;
создание около 6,3 тыс. новых и
сохранение более 29 тыс. существующих
рабочих мест;
обеспечение внутренней нормы
рентабельности вложения средств:
федерального бюджета - 36,06 процента;
консолидированного бюджета Республики
Башкортостан - 28,14 процента


I. Социально-экономическое положение
и основные направления развития Республики Башкортостан

Введение

Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года" разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 22 марта 2001 г. N Пр-259 и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 625. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2005 г. N 938-р государственным заказчиком-координатором программы определено Министерство регионального развития Российской Федерации.

Во исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 21, распоряжений Правительства Российской Федерации от 7 июля 2005 года N 938-р и от 28 сентября 2005 г. N 1518-р проведена корректировка указанной программы с учетом ее продления до 2007 года.

Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года" (далее - Программа) направлена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан и на этой основе на ее поэтапное вхождение в единое бюджетное правовое пространство Российской Федерации.

Результаты реализации Программы в 2003-2004 годах

За 2004 год в Республике Башкортостан добыто 11,1 млн. тонн нефти и 352,5 млн. куб. метров естественного газа. Ведущим нефтедобывающим предприятием является открытое акционерное общество "АНК "Башнефть" - крупный производственно-хозяйственный и научный комплекс, осуществляющий более 20 видов деятельности. В 2003 году этим предприятием добыто 2,9 процента общероссийского объема добычи нефти.

В 2004 году за счет средств всех источников финансирования введены в действие:

в области электроэнергетики и топливной промышленности - электростанции турбинные мощностью 59 МВт, в том числе тепловые электростанции мощностью 29 МВт (Зауральская ТЭЦ с генерирующей мощностью 27 МВт, газопоршневой агрегат в дер. Ассы с генерирующей мощностью 2 МВт), гидроэлектростанция мощностью 15 МВт (Юмагузинская ГЭС), 71,5 километра линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше, 20,4 километра - напряжением 6-20 кВ, 51,2 километра - напряжением 0,4 кВ, трансформаторные понижающие подстанции на 2,1 тыс. кВА, 142 нефтяные скважины, в том числе 16 - разведочного бурения и 126 - эксплуатационного бурения;

в области транспорта - 240,3 километра автомобильных дорог с твердым покрытием, 20 мостов протяженностью 1,1 тыс. метров, 6,8 километра одиночных троллейбусных линий;

в области связи - автоматические телефонные станции на 54,9 тыс. номеров, в том числе городские станции на 37 тыс. номеров и станции в сельской местности на 17,9 тыс. номеров, 298 километров междугородных кабельных линий связи, 5,9 километра радиорелейных линий связи, 2 спутниковые наземные станции;

в области химической и нефтехимической промышленности - крупнотоннажное нефтехимическое производство этилбензолстирола в объеме 200 тыс. тонн в год. Осуществлено техническое перевооружение производства кабельного пластиката с заменой морально и физически устаревшего оборудования на современное мощностью до 55 тыс. тонн в год, завершено строительство промышленной установки синтеза этилбензола мощностью 2500 тонн в год;

в области черной металлургии - термоцинковальный агрегат по производству высококачественной оцинкованной проволоки, бунтовязальные машины на Стане-150, линия по производству гвоздей;

в области цветной металлургии - вторая очередь пускового комплекса по добыче руды мощностью 300 тыс. тонн в год на Узельгинском подземном руднике, первый пусковой комплекс по добыче руды подземным способом мощностью 100 тыс. тонн в год на Талганском месторождении Узельгинского подземного рудника;

в области машиностроения - высокоточное современное оборудование фотошаблонов многослойных печатных плат. Начато производство новой продукции - вагонов-цистерн, проведена полная реконструкция литейного производства, начато производство 11 новых моделей обрабатывающих центров, завершен полный цикл сертификационных испытаний вертолета Ка-226;

в области производства стекла - первая очередь линии по производству автомобильного стекла;

в области медицинской промышленности - современное производство инъекционных препаратов во флаконах и картриджах (инсулиновые препараты);

в области сельского хозяйства - реконструированный комбикормовый завод мощностью до 420 тонн в сутки, помещения для крупного рогатого скота на 300 скотомест, зерносеменохранилище на 2,3 тыс. тонн единовременного хранения;

в перерабатывающих отраслях агропромышленного комплекса - цех по производству 2 тонн цельномолочной продукции в смену (Мелеузовский район), цех по переработке 2,8 тонны зерна в сутки, мощности по выпуску 1,35 тонны хлебобулочных изделий в сутки в гг. Агидель и Янаул.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями Республики Башкортостан в 2004 году произведено продукции на 57,2 млрд. рублей (что на 1,6 процента больше, чем в 2003 году) за счет увеличения валовых сборов сельскохозяйственных культур и объемов производства продукции животноводства. Преобладающая часть продукции получена в хозяйствах населения (61,3 процента), доля общественного сектора составила 34,5 процента, крестьянских хозяйств - 4,2 процента. По сравнению с 1990 годом объем сельскохозяйственного производства увеличился на 0,5 процента, в то время как в целом по Российской Федерации он снизился на 29,4 процента.

Введены в эксплуатацию 22 общеобразовательных учреждения на 3414 мест (136,8 процента к уровню 2003 года), из них в г. Уфе общеобразовательное учреждение на 576 мест, в Аскинском районе - на 420 мест, Караидельском районе - на 507 мест, Уфимском районе - на 504 места. Из общего количества общеобразовательных учреждений, введенных в действие, 11 учреждений на 1290 мест построены взамен ветхих и аварийных. Построены 4 дошкольных учреждения на 250 мест, из них в г. Уфе дошкольное учреждение на 155 мест, Караидельском районе - на 50 мест, Кармаскалинском районе - на 25 мест, Баймакском районе - на 20 мест. Построены больничные учреждения на 60 коек, амбулаторно-поликлинические учреждения на 357 посещений в смену, 5 учреждений культуры клубного типа на 876 мест, а также дома культуры в Гафурийском, Белорецком, Давлекановском, Иглинском и Янаульском районах.

Кроме того, введены в действие спальный корпус санатория "Ассы" на 40 коек (Белорецкий район), дом отдыха на 68 мест (Нуримановский район), социальный приют на 55 мест (Благовещенский район), социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями на 30 мест (г. Уфа), физкультурно-оздоровительные комплексы (гг. Уфа, Давлеканово, Дюртюли, Бураевский, Буздякский, Зилаирский, Калтасинский и Чекмагушевский районы). Проведена реконструкция кинотеатра "Искра" в г. Уфе с введением в действие зала на 312 мест.

Социально-экономическое положение Республики Башкортостан

Республика Башкортостан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации. По объему валового регионального продукта и основным макроэкономическим показателям Республика Башкортостан входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, а по ряду позиций занимает ведущее место в стране. В Республике Башкортостан перерабатывается каждая восьмая тонна нефти, выпускается около половины российских бутиловых и изобутиловых спиртов, более половины кальцинированной соды, большая часть химических средств защиты растений, каустической соды, полиэтилена, синтетических смол и пластмасс.

В 2003 году объем валового регионального продукта на душу населения составил 68,3 тыс. рублей, что на 11,8 процента ниже среднероссийского показателя, объем промышленного производства на душу населения - 48,2 тыс. рублей, что на 18,2 процента ниже среднероссийского уровня.

В 2004 году темпы роста по большинству экономических показателей превысили не только уровень предыдущего года, но и среднероссийские значения. Индекс физического объема промышленного производства в Республике Башкортостан увеличился до 103,3 процента. Прирост объемов производства в 2004 году по отношению к 2003 году обеспечен практически всеми отраслями промышленности и составил в области химической и нефтехимической промышленности 9 процентов, в области машиностроения и металлообработки - 6,5 процента, черной металлургии - 14,5 процента, в области пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 2 процента, в области промышленности строительных материалов - 3 процента, в области полиграфии - 4,8 процента. Стабильно (с небольшим ростом) завершился год для предприятий нефтедобывающей (0,2 процента) и нефтеперерабатывающей (0,2 процента) отраслей.

Основу республиканского нефтеперерабатывающего комплекса составляет открытое акционерное общество "Башнефтехим", объединяющее нефтеперерабатывающие заводы "Уфанефтехим", "Новойл", "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" и нефтехимическое предприятие акционерного общества "Уфаоргсинтез".

Крупнейшими горнодобывающими предприятиями цветной металлургии Урала являются открытое акционерное общество "Учалинский горно-обогатительный комбинат" и открытое акционерное общество "Бурибаевский горно-обогатительный комбинат", построенные и функционирующие на разведанных запасах комплексных месторождений медноколчеданных руд, которые являются вторыми по важности для экономики Республики Башкортостан полезными ископаемыми.

По отношению к 2000 году сельскохозяйственное производство зерна увеличилось на 28,4 процента, картофеля - на 88,7 процента, овощей - на 84,7 процента, мяса скота и птицы - на 107,3 процента, молока - на 134 процента.

Доля Республики Башкортостан в экономике Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям в 2000-2004 годах приведена в приложении N 1.

Строительный комплекс Республики Башкортостан занимает одно из ведущих мест в стране по объему подрядных строительно-монтажных работ. В 2004 году организациями всех форм собственности выполнен объем подрядных работ на сумму 35,8 млрд. рублей, что на 3,6 процента больше, чем в 2003 году, на 2,8 процента больше введено в эксплуатацию жилья.

Стабильно растет оборот розничной торговли Республики Башкортостан, составив в 2004 году 117,8 процента к уровню 2003 года.

Активно ведется инвестиционная деятельность, в том числе с участием иностранных партнеров, чему способствуют политическая стабильность, высокий экономический потенциал, достигнутый авторитет на международной арене, удобное географическое положение, а также широкое инвестиционное поле. Ведущие международные рейтинговые агентства подтверждают высокую инвестиционную привлекательность Республики Башкортостан. Среди регионов Российской Федерации, имеющих рейтинг международного агентства "Standard & Poor`s", Республика Башкортостан занимает 4-е место и, по данным рейтингового агентства "Moodу's", уступает только гг. Москве и Санкт-Петербургу.

Рост экономики и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура определили динамику бюджетных доходов. За 2004 год в бюджеты всех уровней поступило доходов в сумме 73375,8 млн. рублей (98,5 процента к уровню 2003 года), из них поступления в федеральный бюджет составили 34124,6 млн. рублей (93,4 процента к уровню 2003 года). Консолидированный бюджет Республики Башкортостан на 1 января 2005 г. исполнен по доходам в сумме 58,9 млрд. рублей, по расходам - в сумме 58,6 млрд. рублей.

По объему собираемых налоговых поступлений в доход федерального бюджета и объему собственных доходов Республика Башкортостан находится на 2-м месте среди 15 субъектов Приволжского федерального округа.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня бедности. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2000 году составляла 33 процента, в 2001 году - 28,2 процента, в 2002 году - 23,1 процента, в 2003 году - 20,3 процента, в 2004 году - 18 процентов (Российская Федерация - 17,8 процента).

Основные направления социально-экономического развития
Республики Башкортостан

Развитие экономики Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с принципами, изложенными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы).

Ключевыми направлениями социально-экономического развития Республики Башкортостан для достижения поставленных целей являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»