Реализация подпрограммы сопряжена со следующими рисками:
макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновения бюджетного дефицита. По-прежнему критическим фактором для развития транспортной отрасли продолжает оставаться уровень мировых цен на энергоносители, которые вместе с продукцией металлургических предприятий составляют основную часть российских грузопотоков. Неблагоприятное изменение конъюнктуры в этих сегментах может привести не столько к снижению показателей грузооборота и доходов транспортных предприятий, сколько к серьезному падению объема инвестиций в проекты за счет уменьшения объемов инвестиционного фонда. Уменьшение этого вида рисков напрямую зависит от диверсификации российской экономики, увеличения структурной доли продукции с высокой добавленной стоимостью;
геополитические риски. Успешное соединение транспортной системы России с международной транспортной системой во многом зависит от стабильной политической ситуации в соседних регионах. В частности, реализация проекта развития международного транспортного коридора "Север - Юг" может быть поставлена под угрозу в случае резкого усугубления кризиса в отношениях между Ираном и США. Ухудшение международной обстановки на Дальнем Востоке может привести к снижению привлекательности и конкурентоспособности Транссиба. Возможно также обострение проблем использования черноморских и балтийских проливов, что, в свою очередь, может угрожать успешной реализации ряда крупных проектов, связанных с развитием инфраструктуры портов Приморск, Высоцк, Усть-Луга, Темрюк и Кавказ. Нестабильность международной обстановки окажет негативное влияние на реализацию проектов по созданию сети аэропортов-хабов;
операционные риски, связанные с технической и нормативной правовой поддержкой развития транспортной отрасли. Эффективное и динамичное развитие транспортной отрасли, конкурентоспособность российских транспортных предприятий во многом будут зависеть от принятия ряда важных федеральных законов, например, о платных автомобильных дорогах, о создании Российского международного реестра судов, о морских портах Российской Федерации и других. Отсутствие этих законов является серьезным препятствием в реализации задач подпрограммы. Кроме того, необходимо разработать нормативно-методическое обеспечение механизмов, заложенных в Федеральном законе "О концессионных соглашениях";
риск недостаточной гибкости и адаптируемости подпрограммы к изменениям внешних условий. Указанный риск должен быть минимизирован организацией контроля результатов по основным направлениям реализации подпрограммы, который обеспечит своевременное выявление сбоев в достижении запланированных результатов, оперативную корректировку задач и конкретных механизмов достижения целей подпрограммы;
риск неэффективного контроля ожидаемых результатов по проведению программных мероприятий. Указанный риск минимизируется четкой и эффективной организацией управления подпрограммой реализацией функций государственного заказчика и дирекции подпрограммы на основе планов, оценки их ожидаемого выполнения, количественных индикаторов достижения целей, контроля качества управления подпрограммой в целом и отдельными ее мероприятиями;
риск, возникающий при несоответствии итоговых параметров инвестиционных проектов критериям конкурсного отбора. Указанный риск может быть минимизирован путем тщательного отбора проектов, предлагаемых на конкурс, отработки механизмов государственной поддержки и заключения концессионных соглашений.
Разработка подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг России" дополнит действующие механизмы системы принятия решений, создаст новые возможности развития объектов транспортной инфраструктуры.