Недействующий

     

Проект N 120926-4

(к третьему чтению)



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 61
Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан



Внести в часть четвертую статьи 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4850) изменение, дополнив ее пунктом 6 следующего содержания:

"6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Правительством Российской Федерации.".


Президент
Российской Федерации
     В. Путин


Исх. N 2150п-П4 от 7 июля 2005 года

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 61
Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан"


Воинский учет граждан предполагает получение от различных организаций и должностных лиц сведений о гражданах, отражающих их различные военно-учетные признаки, (статья 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе), в том числе и степень годности граждан к военной службе по состоянию здоровья. От объема и достоверности такой информации в полной мере зависит степень точности определения количественного и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Согласно статье 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определение годности граждан к военной службе по состоянию здоровья является одной из задач военно-врачебной экспертизы.

Порядок проведения военно-врачебной экспертизы определен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123. Так, пункт 11 названного Положения возлагает на медицинские организации обязанность сообщать в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов, кадровых органов федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба и штатных военно-врачебных комиссий сведения, характеризующие состояние здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, граждан, поступающих на военную службу по контракту и иных категорий граждан.

Вместе с тем, указанные сведения в соответствии со статьей 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан составляют врачебную тайну и не могут быть предоставлены без согласия гражданина или его законного представителя.

Для решения этой проблемы законопроектом предлагается дополнить перечень сведений, предоставляемых без согласия гражданина или его законного представителя, сведениями, необходимыми для проведения военно-врачебной экспертизы. Это позволит, с одной стороны, защитить права граждан, а с другой повысить качественные характеристики военнослужащих.


На N 2.12-17/1049 от 23 декабря 2004 г.



ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 120926-4 "О внесении изменений
в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"

и в Основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан
", внесенный депутатом Государственной
Думы А.А.Сигуткиным


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона (далее - проект).

Проектом предлагается внести изменение в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и обязать учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов сведения о состоянии здоровья граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

В связи с этим проектом также предлагается внести соответствующие дополнения в статью 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан с тем, чтобы указанные сведения по запросам военных комиссариатов могли направляться без согласия гражданина или его законного представителя.

Вместе с тем Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" установил исчерпывающий перечень мероприятий, которые должны проводиться для изучения состояния здоровья граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности. К таким мероприятиям относятся медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и проведение с ними лечебно-оздоровительных мероприятий, а также медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123. Военно-врачебная экспертиза определена статьей 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Порядок получения от медицинских организаций сведений о состоянии здоровья граждан определен пунктом 11 Положения о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с данным пунктом медицинские организации независимо от организационно-правовой формы обязаны сообщать в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов, кадровых органов федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба в органах), штатных военно-врачебных комиссий сведения о гражданах, состоящих на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, состоящих на диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний, с указанием диагноза и даты постановки на учет (наблюдение), а также представлять медицинские карты амбулаторных больных и при необходимости другие медицинские документы (медицинские карты стационарных больных, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.п.), характеризующие состояние здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан подлежащих, призыву на военную службу, граждан, поступающих на военную службу (службу в органы) по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные (учебные) заведения, училища, и граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Должностные лица, ознакомленные со сведениями, составляющими врачебную тайну, несут ответственность за разглашение этих сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По окончании медицинского освидетельствования военные комиссариаты, кадровые органы федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба в органах), штатные военно-врачебные комиссии возвращают в 2-недельный срок медицинские документы в соответствующие медицинские организации.

Таким образом, предлагаемые проектом изменения расширительно определяют компетенцию военных комиссариатов, установленную Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" в части касающейся изучения состояния здоровья граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности, и статьей 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Кроме того, законопроект сужает круг органов и должностных лиц, которые вправе истребовать указанные медицинские документы, по сравнению с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Вместе с тем в целях взаимного согласования статей 51 и 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предлагается дополнить часть четвертую статьи 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан пунктом 6 следующего содержания:

"6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, определенном Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.".

Законопроект может быть поддержан Правительством Российской Федерации при условии устранения указанных замечаний до рассмотрения его в первом чтении.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
     А.Жуков




Текст документа сверен по:

рассылка          

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»