Недействующий

     

Приложение
к приказу МВД СССР
от 20 ноября 1980 года N 370


УТВЕРЖДЕНА
приказом МВД СССР
N 370-1980 г.


ИНСТРУКЦИЯ
 о порядке перевозки опасных грузов
автомобильным транспортом

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 1986 года на основании
приказа Министерства внутренних дел СССР
от 23 сентября 1985 года N 181.
____________________________________________________________________

     

Введена в действие с 1 марта 1981 года



Инструкция о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом разработана и утверждена приказом МВД СССР от 20 ноября 1980 года N 370 на основании постановления Совета Министров СССР от 10 августа 1978 года N 685.

Инструкция обязательна для всех предприятий, организаций и учреждений, перевозящих опасные грузы, а также предприятий, организаций и учреждений - грузоотправителей и грузополучателей их (за исключением случаев перевозки веществ и предметов военного назначения).

Основная цель инструкции - обеспечить безопасность для всех участников движения и населения при перевозке опасных грузов.

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по дорогам*, открытым для общего пользования, независимо от их ведомственной принадлежности, на всей территории СССР и определяет основные требования к организации, техническому обеспечению и безопасности перевозок.

________________

* В соответствии с Правилами дорожного движения под дорогой понимается любая используемая для движения дорога, улица, переулок и т.п.


Действие настоящей Инструкции не распространяется на вещества и предметы военного назначения. Эти вещества и предметы перевозятся в соответствии со специальными правилами и инструкциями.

1.2. К опасным грузам в соответствии с ГОСТом 19433-74 относятся вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных.

1.3. Опасные грузы по своим химическим свойствам делятся на следующие классы*:

________________

* Дополнительно в соответствии с ГОСТом 19433-74 "Грузы опасные. Классификация и знаки опасности" опасные грузы в каждом классе в зависимости от степени опасности разделяются на подклассы.


класс 1-й - взрывчатые вещества, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта;

класс 2-й - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3-й - легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары (имеющие температуру вспышки в закрытом сосуде 61°С и ниже);

класс 4-й - легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загореться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании;

класс 5-й - окисляющие вещества и органические перекиси, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами вызывать самовоспламенение и взрыв;

класс 6-й - ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой;

класс 7-й - радиоактивные вещества с удельной активностью более 0,002 мкКи/г;

класс 8-й - едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждение транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами;

класс 9-й - вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения.

1.4. Настоящая Инструкция не распространяется на перевозку веществ класса 9, а также на случаи перевозок минимальной безопасной массы опасного вещества или минимального безопасного количества опасных предметов остальных классов (за исключением взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ и предметов).

Минимальная безопасная масса опасного вещества или минимальное безопасное количество опасных предметов на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза, определяется изготовителем на основе положений Европейского соглашения о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) или других нормативных документов и указывается в правилах или технических условиях на перевозку данного вида груза.

При перевозке минимальной безопасной массы опасного вещества или минимального безопасного количества опасных предметов должны быть соблюдены требования к таре, упаковке, маркировке и т.п. Кроме того, на транспортном средстве, перевозящем минимальную безопасную массу опасного вещества или минимальное безопасное количество опасных предметов, не должны перевозиться другие опасные грузы.

1.5. Основные понятия и термины, употребляемые в настоящей Инструкции:

Грузоотправитель - организация, от которой автотранспортное предприятие получает к перевозке опасный груз.

Грузополучатель - организация, принимающая перевезенный автотранспортным предприятием опасный груз.

Движение в сложных дорожных условиях - движение по горным дорогам и дорогам IV и V категорий (в соответствии со СНиП 11-Д. 5-72 "Строительные нормы и правила"), а также движение в условиях недостаточной видимости (ограничение видимости до 300 м) и (или) сложных метеорологических условиях, затрудняющих безопасное движение (гололед, снегопад и т.д.).

Движение колонной - одновременное движение трех и более транспортных средств с опасными грузами.

Должностное лицо - представители органов внутренних дел, органов здравоохранения и районных штабов гражданской обороны, участвующие в ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Изготовитель - предприятие, производящее и подготавливающее к перевозке (упаковка, маркировка и т.п.) опасные вещества.

N вещества по списку ООН - порядковый номер, присвоенный наиболее часто перевозимым опасным веществам Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов. N вещества по списку ООН указывается в технической документации изготовителем опасного груза и грузоотправителем.

Ответственное за перевозку лицо - представитель грузополучателя, ответственный за доставку опасного груза к грузополучателю, а также за соблюдение положений правил или технических условий на перевозку водителем, охраной и другими сопровождающими лицами.

Организация, ответственная за перевозку - организация, подающая заявку в автотранспортное предприятие или автотранспортное подразделение промышленного предприятия* на перевозку, получающая в случае необходимости разрешение органов внутренних дел на перевозку и обеспечивающая техническое оснащение перевозки.

________________

* В дальнейшем "автотранспортное предприятие или автотранспортное подразделение промышленного предприятия" будет именоваться: "автотранспортное предприятие", если иное не оговорено в тексте.


Особо опасный груз - к особо опасным грузам относятся следующие вещества, классифицированные по ГОСТу 19433-74:

- взрывчатые вещества класса 1, кроме подкласса 1.4*;

________________

* К подклассу 1.4 относятся безопасные взрывчатые вещества, не дающие разрушения устройств и упаковок.


- инфекционные вещества подкласса 6.2*;

________________

* К подклассу 6.2 относятся вещества и материалы, содержащие болезнетворные микроорганизмы. Перечень таких веществ устанавливает Министерство здравоохранения СССР.


- радиоактивные вещества 7-го класса радиационных упаковок II, III и IV транспортных категорий (транспортная категория определяется в соответствии с Правилами безопасности при транспортировании радиоактивных веществ (ПБТРВ-73), а также вещества других классов, имеющие хотя бы одну из следующих характеристик:

- температура вспышки ниже минус 18°С (в соответствии с Правилами морской перевозки опасных грузов (МОПОГ);

- предел допустимой концентрации (ПДК) менее 1 мг/м (в соответствии с ГОСТом 12.1.007-76 "ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности").

Система информации об опасности (СИО) - система, оповещающая об опасности при движении транспортного средства с опасными грузами и определяющая мероприятия по ликвидации последствий ДТП.

1.6. Опасные грузы перевозятся в соответствии со специальными правилами или техническими условиями на перевозку.

Правила или технические условия на перевозку разрабатываются изготовителями опасного груза для конкретного вида или группы опасных грузов на основании действующих в СССР нормативных документов и направляются министерствами предприятий-изготовителей для согласования с Всесоюзным научно-исследовательским институтом безопасности дорожного движения МВД СССР (ВНИИБД МВД СССР) в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения (приложение N 1).

В случае перевозки взрывчатых материалов или сильнодействующих ядовитых веществ, перечень которых установлен инструкцией Министерства внутренних дел СССР о порядке сбыта, приобретения, хранения, учета и перевозки сильнодействующих ядовитых веществ от 4 сентября 1968 года N 247, правила или технические условия на перевозку, кроме того, согласовываются с Главным управлением охраны общественного порядка МВД СССР (ГУООП МВД СССР).

1.7. Перевозка порожней тары из-под опасных грузов разрешается на общих основаниях как неопасный груз при наличии в товарно-транспортном документе отметки "Тара очищена, безопасна", которая делается организацией, производившей очистку тары.

В случае отсутствия такой отметки порожняя тара перевозится на тех же условиях, на каких перевозился находившийся в ней опасный груз.

1.8. Тара с опасным грузом, перевозимая автомобильным транспортом, маркируется и снабжается знаками опасности (согласно ГОСТу 14192-77 "Тара транспортная. Маркировка" и ГОСТу 19433-74 "Грузы опасные. Классификация и знаки опасности"), продублированными в аварийной карточке СИО (приложение N 2).

1.9. При перевозке особо опасных грузов грузополучателем выделяется ответственное за перевозку лицо. Дополнительная охрана выделяется в случаях, оговоренных в правилах или технических условиях на перевозку конкретного вида или группы опасных грузов.

При перевозке остальных видов опасных грузов ответственное за перевозку лицо выделяется по усмотрению грузополучателя.

1.10. За повреждение дороги, дорожных сооружений или за нанесение какого-либо другого материального ущерба, вызванных несоблюдением Правил дорожного движения, правил или технических условий на перевозку конкретного вида или группы опасных грузов и настоящей Инструкции, виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Порядок выбора и согласования маршрута перевозки опасных грузов

2.1. Выбор маршрута перевозки осуществляется автотранспортным предприятием или автотранспортным подразделением промышленного предприятия, перевозящим опасные грузы.

2.2. При выборе маршрута перевозки автотранспортному предприятию необходимо руководствоваться следующим:

- маршрут перевозки по возможности не должен проходить через населенные пункты и вблизи промышленных объектов;

- маршрут перевозки по возможности не должен проходить через зоны отдыха, природные заповедники и вблизи архитектурных памятников;

- в случае перевозки опасных грузов внутри крупных населенных пунктов маршрут перевозки по возможности не должен проходить вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

- в маршруте перевозки указываются места стоянок, заправок топливом и опасные участки дорог. (Опасные участки дороги указываются Госавтоинспекциями, согласующими маршрут перевозки).

2.3. Маршрут перевозки согласовывается с Госавтоинспекциями, по территории обслуживания которых осуществляется перевозка:

- при прохождении маршрута перевозки по территории союзной республики, не имеющей областного деления, - с ГАИ МВД союзной республики;

- при прохождении маршрута перевозки по территории союзной республики, имеющей областное деление, - с соответствующими ГАИ УВД крайоблисполкомов, ГАИ МВД автономных республик;

- при прохождении маршрута перевозки в пределах города - с ГАИ ОВД, УВД горисполкома;

- при прохождении маршрута перевозки в пределах района - с ГАИ ОВД, УВД райисполкома.

2.4. Для согласования маршрута перевозки автотранспортное предприятие или автотранспортное подразделение промышленного предприятия обязано не менее чем за 10 суток до начала перевозки представить в Госавтоинспекцию следующую документацию:

- правила или технические условия на перевозку данного вида опасного груза, согласованные с ВНИИБД МВД СССР, а в случаях, указанных в п.1.6 настоящей Инструкции, и с ГУООП МВД СССР.

Кроме того, при перевозке взрывчатых веществ (в соответствии с Едиными правилами безопасности при взрывных работах) и сильнодействующих ядовитых веществ (в соответствии с Инструкцией о порядке сбыта, приобретения, хранения, учета и перевозки сильнодействующих ядовитых веществ) организация, ответственная за перевозку, дополнительно получает и представляет разрешение органов внутренних дел на перевозку;

- свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза (приложение N 3);

- маршрут перевозки (приложение N 4).

2.5. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза выдается Госавтоинспекцией по месту регистрации транспортного средства. Свидетельство действительно на весь срок перевозок опасного груза, но не более чем на 6 месяцев*.

________________

* Транспортное средство может быть допущено к перевозке опасных грузов при условии выполнения соответствующих пунктов раздела 4 настоящей Инструкции и специального раздела правил или технических условий на перевозку конкретного вида опасного груза, согласованных с ВНИИБД МВД СССР.

2.6. Согласованный маршрут перевозки действителен на весь срок перевозок опасного груза, но не более чем на 6 месяцев.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»